Проверено: если в компании не очень хорошо знакомых (часто — еще и не очень трезвых) людей завести разговор о том, что капоэйра — это боевое искусство, то как минимум один человек немедленно превратится в юмориста. За 11 лет, что я занимаюсь этим странным бразильским искусством, я услышал столько ошеломительных шуток (на самом примерно три, но каждую — сотни раз), что успел пройти все стадии неизбежного — от отрицания до принятия.
Давайте, расскажите мне про то, что капоэйра берет начало в сельских дискотеках, где в танце зарождается драка. Про то, как капоэйрист в драке первым делом надевает наушники. И так далее, я подожду.
Реальность, разумеется, сложнее и интереснее.
Важно понимать! По причинам, упомянутым в статье, мнение автора о капоэйре может отличаться от мнения всех остальных капоэйристов. Автор статьи занимается капоэйрой с 2007 года, из них полтора года — в качестве тренера; в настоящий момент носит желто-синий пояс в российском филиале школы Afro-Ritmo Capoeira (подразделение школы Cordao de Ouro).
Капоэйра — не самое прикладное боевое искусство. Но при желании соперника можно отправить в кому
С помощью ударов из капоэйры можно научиться отбиваться от хулиганов, но учить этому будут не везде и не сразу, так что если стоит именно такая задача — то лучше сразу в крав мага, ММА, бокс и так далее. Капоэйра — она гораздо больше, чем просто про подраться. Отправить соперника в нокаут никто не запрещает (об этом еще поговорим), но для капоэйристов это было бы слишком просто: здесь больше ценится моральное превосходство. Запутать соперника неожиданными движениями, навязать ему свой темп, лишить пространства для маневра и в конце бахнуть его об пол одним точно рассчитанным ударом или подсечкой — гораздо интереснее.
Про удары в капоэйре разговор вообще особый. При ближайшем рассмотрении тут обнаружатся все популярные удары из контактных единоборств: лоу/мидл/хайкики, «с вертушки в щи», прямые удары руками и ногами, хуки и масса собственных ноу-хау. Например удар с труднопроизносимым названием «меиа-луа джи компассу»: что он делает с людьми — можно посмотреть тут. Нечто подобное, безусловно, можно встретить и в других единоборствах, но в капоэйре это один из самых популярных ударов вообще.
Про удары в капоэйре у меня есть прохладная история. У моего первого тренера по капоэйре прозвище «Шрам», и это отнюдь не в честь «Короля Льва»: зловещего вида рубец украшает его голову с тех пор, как он неудачно пропустил удар в голову, попал в больницу, пережил серьезную операцию и несколько дней провел в коме.
Другой характерный пример — броски. Тут их неожиданно много, включая так называемый scissor takedown, запрещенный, например, в бразильском джиу-джитсу. А в капоэйре правил нет: есть довольно запутанный неформальный этикет, но важно понимать, что мы говорим о единоборстве родом из бразильских трущоб и бескрайних плантаций, где за высокими побегами тростника друзья не успеют разглядеть, кто всадил в тебя нож. Поэтому танцы танцами, а на улице, особенно в Бразилии, особенно в компании незнакомых людей, стоит готовиться к предельно мрачным раскладам. Зарежут — скорее нет (зарезать там могут и без капоэйры), но ввиду отсутствия строгих правил бесконтактное единоборство может стать контактным в любой момент. Например, вот так.
История из разряда «знакомые знакомых рассказали» (то есть можно не верить, но звучит вполне правдоподобно). Однажды во время уличного сборища капоэйристов у одного из играющих резко испортилось настроение, в результате чего он достал пистолет, всадил оппоненту по пуле в каждую ногу и скрылся с места происшествия. Как говорилось в старом мемном ролике — “поиграли, потанцевали”.
Кстати о ножах. У капоэйры особенные, трогательные отношения с холодным оружием. На YouTube еще можно найти старые видео, на которых у капоэйристов в руках клинки. Причудливые движения руками, которые иногда можно увидеть в кругу (далее — «рода») обретают новый смысл если представить, что в одной из этих рук зажато несколько дюймов остро заточенной стали. Холодное оружие отзывается в музыке («клинок в кармане, в сердце — вера», как поется в одной песне), а в ряде школ все еще практикуют игровую форму «игры ножа и лезвия»
Капоэйра — это боевое искусство от раздолбаев для раздолбаев
Как-то в 2012-м году я отдал свою квартиру под проживание полдюжины мастеров и инструкторов из Бразилии. Сам на время съехал к родителям. Утром еду на тренировку, вижу на фейсбуке фотографию — трое латиноамериканцев зловещего вида стоят в боксерских перчатках на фоне моего дивана. Подпись: “Ночная тренировка по боксу и джиу-джитсу под руководством местре. Жаль, что в комнате мало места и нельзя бегать. P.S. Сожалею, что пришлось вызвать полицию”. Как оказалось, в три часа ночи спортсмены, действительно, решили устроить шурум-бурум. Соседи, ожидаемо, вызвали полицию (трудно их осуждать). Полицейские, действительно, приехали, увидели полную квартиру потных людей в боксерских перчатках — и решили не нагнетать обстановку, и уехали.
Но часто в капоэйре и правда «танцуют». Вернее сказать — дурачатся: капоэйристы часто описывают свое занятие глаголом «vadiar», что в числе прочего переводится как «лениться, бездельничать». Прописывать с ноги и ронять оппонента на пол тут принято с улыбкой. Отчасти дело в традиционном позитивном отношении бразильцев к жизни, но не только в этом: помимо «vadiar», в капоэйре есть еще одно ключевое понятие — «malicia», то есть хитрость. Капоэйра зародилась в бразильских социальных низах, среди бандитов, так что коварство тут — весьма одобряемая черта характера.
Вот эта специфическая философия обуславливает довольно специфическое состояние сознания, в которое погружается разум в процессе игры в капоэйру. Здесь нужно уметь одновременно быть расслабленным, но все время оставаться начеку. Провоцировать оппонента внешне бессмысленными и нелогичными движениями, чтобы тот запутался, потерял контроль, а потом — бац! В сущности, в капоэйре не дерутся и не танцуют, а играют — и зачастую это игра в кошки-мышки.
Еще один неожиданный перк от бандитского прошлого — у всех капоэйристов есть клички, причем бывают они по-бразильски эксцентричными: один из столпов истории капоэйры — местре Бимба («писюн»). Есть и типичные «погремухи» типа Иван Большой, Андрюшка, Аккордеон или, скажем, Боров.
Хаотичная история зарождения капоэйры вообще объясняет многое. Здесь нет «главных» школ и мастеров, а формат встреч определяется настроем и личными целями их непосредственных участников. Можно подраться, можно просто подвигаться и попрыгать, можно всего понемногу. Для любителей всего этнического и разной мистики есть стиль «ангола»: внешне медленная, но внутренне стратежная и коварная игра, где надо угадывать действия противника на несколько ходов вперед, как в шахматах. Ее полная противоположность — стиль «режионал»: здесь почти не бывает акробатики (вообще, сложная акробатика в капоэйре — сравнительно новая штука), зато есть бешеная скорость и тотальная бомбардировка ударами, пропустить любой из которых — гарантированный способ заработать отпуск в больнице
Самое же популярное направление называется «контемпоранеа» («современная») и объединяет в себе вообще все. Тут каждый идет кто во что горазд и поэтому капоэйра такая разная, в зависимости от школы и даже от конкретной локации. В одной либеральной европейской стране знакомый предложил мне перед тренировкой косяк. Я отказался, но в теории мог бы и согласиться: тренировка была такая, что я даже не особо вспотел. А в другой школе того же города собирались дьявольски резкие ребята.
Правда, если есть стойкое желание устроить себе кросс-фит с файтингом и акробатикой, то не обязательно ехать в Бразилию: в России тоже есть весьма убийственные филиалы мировых школ. И это очень любопытный феномен: народная бразильская игра, рожденная из африканских ритуальных обрядов, находит отклик в сердцах людей от Лос Анджелеса до Новосибирска, от Мурманска до Гонконга. Возможно, дело в том, что капоэйра родилась из культурного винегрета чернокожих креолов, а может, секрет еще и в том, что народные песни и ритмы в разных странах часто оказываются похожими друг на друга, и поэтому на музыку капоэйры отлично ложатся, например, русские народные песни и частушки.
Капоэйра неразрывно связана с музыкой
Но как говорил один старый мастер, «капоэйра — для всех, но не все — для капоэйры».
Нельзя просто так взять и заняться капоэйрой: в комплекте с движениями и потогонными тренировками в нагрузку идет как минимум игра на нескольких музыкальных инструментах, как максимум — еще несколько народных афро-бразильских танцев и португальский язык. Музыка и песни в капоэйре совершенно необходимы, они задают настроение всему происходящему, ведущие роды (обычно это мастера или старшие ученики) буквально дирижируют происходящим. С непривычки это может показаться странным, но на деле это дико круто — как если бы каждую драку обязательно сопровождал саундтрек, как в боевиках. Ведь в любой драке тоже есть ритм, это обусловлено логикой человеческой анатомии и биомеханики: чтобы мощно бить, нужно мощно замахиваться, часто всем телом, а делать это лучше всего получается именно в ритме. Свой ритм есть в любом боевом искусстве, но только в капоэйре он в обязательном порядке обрамляется музыкой, и эту особенность со временем начинаешь безумно ценить.
Есть и другой момент. Песни в капоэйре живут своей жизнью и выступают носителем информации. В некоторых из них рассказываются фольклорные истории, в других славят легендарных мастеров, духов ориша (из пантеона афробразильской религии кандомбле) и католических святых, третьи могут служить в качестве метафоры на происходящее в кругу, а кроме того ведущим роды не возбраняется переходить на фристайл и комментировать происходящее в форме песни. По этой причине тоже очень желательно знать португальский, это делает занятия капоэйрой во много раз интереснее. Про инструменты лишний раз повторяться не буду: во многих школах бессмысленно рассчитывать получить следующий пояс без умения проявить себя в оркестре.
Таким образом выходит, что капоэйра так или иначе заставляет развиваться сразу в нескольких направлениях. Возможно, по этой причине процесс обучения в капоэйре довольно долгий — чтобы освоить джентльменский набор ученических навыков, можно потратить десять лет и больше; путь до мастерского пояса редко занимает меньше двух десятков лет. Выдержки и запала хватает, прямо скажем, не всем
Капоэйру практикует Конор Макгрегор — и не только он!
Если задаться целью найти у капоэйры общий знаменатель, то, пожалуй, это философия движения. Перед одним из важнейших боев в своей карьере знаменитый ирландец Конор Макгрегор стал заниматься у необычного тренера по имени Идо Портал. Портал — бывший капоэйрист и основатель собственного спортивного направления, похожего на сложную смесь трикинга, йоги и паркура. Если совсем коротко, то суть его философии — двигаться всегда и везде, двигаться, пока можешь, двигаться сейчас и сегодня, потому что настанет один прекрасный день, когда двигаться ты не сможешь. И это очень глубокая мысль: человек буквально создан для движения и пренебрегая им, мы обрекаем себя на довольно хреновое самочувствие и целый ряд болезней. Капоэйра в этом смысле отлично помогает, потому что задействует все тело в самых причудливых движениях, что полезно не только для мышц, но и для нервной системы. Новые способы двигаться — новые нейронные связи и мощный бафф для вестибулярного аппарата: как поется в еще одной популярной песне, «капоэйра качается, но не падает». Кстати, сам Макгрегрор капоэйру тоже практикует.
Капоэйра — это про то, как быть сверхчеловеком
На улице июль, на улице зима — улица называется Копакабана. Зимой в южном полушарии вроде бы не холодно — 15 градусов тепла — но в воздухе висит не то дождь, не то туман, который оседает на теле противной тонкой пленкой воды. Под ногами тоже вода — идем вдоль берега по колено в Атлантическом океане. Нас примерно полсотни человек со всего света, приехали на большой семинар по капоэйре к уважаемым людям. Пока идем, несколько раз накатывают двухметровые волны — вжух! — теряешь чувство реальности на пару секунд, приходишь в себя уже на берегу, плетешься обратно.
Это у нас тренировка такая. Ну, первая ее часть. Ведущий тренировки — местре Тони Варгас, на тот момент ему уже хорошо за 50, но тренируется он вместе со всеми. Потом мы еще выйдем на берег, будем синхронно делать удары ногами: штаны (я забыл сказать, что в океан мы ходили в штанах?) из-за воды потяжелели минимум на полкило, и после каждого удара во все стороны разлетается песок и ласково хлещет по лицам товарищей слева и справа. Завершается увеселение парой сотен скручиваний на пресс.
С точки зрения прикладных единоборств, в капоэйре очень много «лишнего»: все эти прыжочки, ужимки, передвижения кверху задницей, переходы через мостик и прочие корчи. Зачем капоэйристы вообще это делают? Ну, главным образом потому, что могут. Двигаться разнообразно, двигаться непредсказуемо, во всех мыслимых плоскостях, молниеносно менять скорость, дистанцию и вектор движения — вот к чему стремится каждый капоэйрист. И если вы уже занимаетесь какими-то единоборствами, капоэйра может стать великолепным подспорьем: ударники оценят широкий арсенал ударов ногами, а также умение работать как в левостронней, так и в правосторонней стойке. Борцам понравится разнообразие движений из положения на корточках. Ну и всем без исключения пойдет на пользу обильная и сложносочиненная нагрузка на все группы мышц, с которой в принципе можно забыть про железки из спортзала (хотя кросс-фит и тяжелая атлетика входят в число популярных увлечений капоэйристов).
Как все это может работать в контактных единоборствах — можно увидеть, например, по движениям Андерсона Силвы: возможно, это мои личные галлюцинации, но во многих его движениях видится наследие капоэйры (которой он, кстати, тоже занимался) — хаотичные движения руками, чтобы запутать соперника, уходы от ударов через уклонения и так далее. И хотя в чистом виде капоэйра в ММА практически не практикуется, впечатляющие исключения все-таки есть и здесь.
Ну и, наконец, капоэйра позволяет сохранять подвижность в возрасте, когда ваши ровесники уже начнут врастать в кресла и диваны: посмотрите, например, как двигается мой мастер — на видео по ссылке ему 46 лет.
Капоэйра — это больше, чем боевое искусство, больше чем танец и уж точно больше, чем этническая экзотика на продажу скучающим иностранцам. Это целый пласт бразильской жизни, удивительная дорога, которая приводит каждого в свой пункт назначения. Я занимаюсь ею уже 12 лет и многие из тех, кто начинал вместе со мной, со временем переключились на бразильское джиу-джитсу, ММА, студенческий бразильский танец форро или профессиональные занятия перкуссией. Есть те, кто занимается до сих пор, есть такие, кто встретил благодаря капоэйре мужей/жен (например, я), но кого среди моих знакомых точно нет — так это людей, в жизни которых капоэйра не оставила бы значимого следа. И кстати, порог вхождения здесь — нулевой: можно начать заниматься и в 30 и в 50 лет, причем для этого не обязательно иметь даже полный набор конечностей (в Бразилии я видел нескольких поразительно ловких одноруких капоэйристов, но это уже отдельная история). Так что если вы вдруг находитесь в поисках способа попробовать в жизни что-то по-настоящему новое — го играть, местре Писюн создал.