Когда читаешь про Антонио Иноки, невольно ловишь себя на мысли: «Как же скучно я живу». Этот неугомонный японец успел провести бесчисленное количество боев в рестлинге, попасть в зал славы федераций WCW и WWE, основать один из крупнейших в мире промоушенов NJPW, посидеть в парламенте Японии, стать другом Северной Кореи и даже принять ислам. Не человек, а кладезь историй — и сегодня мы вспомним самые захватывающие.

В 1976 году Антонио Иноки дрался против Мухаммеда Али по правилам MMA.

Рестлинг — это постановка, но в тот раз все было по-настоящему. К 1976 году у Иноки за плечами было уже 16 лет карьеры профессионального рестлера. Его тренировал легендарный борец Карл Готч, фактически сформировавший японский рестлинг. А в 1972 Иноки уже основал собственный промоушен New Japan Pro-Wrestling. Иноки уже тогда был легендой, и к рестлингу относился очень серьезно. Антонио считал, что это настоящий спорт и боевое искусство, которое можно применить и вне постановочных поединков. Бой против Мухаммеда Али, находившегося тогда на пике своей карьеры, был хорошим способом это доказать. Опыт в MMA у Иноки уже был — за свою карьеру с 1971 года он провел 20 «реальных» боев.

Состоялся бой едва ли не случайно. В 1975 году Али в Штатах познакомился с японским рестлинг-промоутером и полушутя сказал ему: «Есть ли на востоке боец, способный вызвать меня на поединок? Если он победит, я заплачу ему миллион долларов». В Японии это высказывание быстро растащили газеты и на «вызов» ответил Иноки. Его менеджер смог и в самом деле устроить этот поединок — несмотря на предложение Али заплатить победителю, ему самому за бой было обещано шесть миллионов долларов. Он никогда и не отрицал, что согласился именно из-за привлекательной суммы.

За боем Али и Иноки наблюдали полтора миллиарда зрителей по всему миру, но сам поединок был странным и едва не стоил Али карьеры.

Ажиотаж вокруг боя был сумасшедший. Одних имен было достаточно, но Али с Иноки интерес подогрели и своими выступлениями перед поединком. Когда Али впервые прилетел в Японию , еще выходя из самолета он закричал репортерам: «Перл-Харбора не будет, Мухаммед Али вернулся». Али сходу прозвал Антонио пеликаном — за его массивную выступающую челюсть. Рестлер в ответ пригрозил сломать боксеру руку. 

Бой состоялся 26 июня 1976 года на арене Ниппон Будокан в Токио. Он растянулся на пятнадцать раундов. Большую часть времени Иноки лежал на спине и пинал Али по ногам. Несколько раз рестлер пытался схватить Али, чтобы выполнить бросок, но каждый раз натыкался на серьезные удары и быстро возвращался на пол. Правда, несколько успешных ударов по ногам Мухаммеда из положения стоя Иноки все же нанес, а в шестом раунде даже повалил Али на ринг. В целом же Мухаммед Али весь бой с непонимающим видом уворачивался от пинков Антонио, и кое-как пинался в ответ — в какой-то момент он вообще хотел выйти из боя. В итоге была объявлена ничья: судья-рестлер рассудил бой в пользу Али, а судья-боксер — в пользу Иноки. Зрители были в ярости — они так забросали арену мусором, что на уборку ушли целые сутки. Многие спортивные журналисты тогда назвали этот бой самым позорным в карьерах обоих бойцов.

По ходу поединка Али пропустил 107 ударов по ногам и после матча был госпитализирован. Кровоподтеки на его левой ноге были настолько серьезными, что привели к инфекции, которая, при худшем раскладе, могла закончиться ампутацией. И хотя все в итоге обошлось, на скорость Али эта травма все же повлияла. Но несмотря на это, Али и Иноки спустя годы стали хорошими друзьями. При этом ходят слухи, что изначально поединок должен был пройти по сценарию — дескать, даже Али был в этом уверен. Узнав, что бой будет настоящий, он очень удивился. А еще говорят, что у боя были кастомные правила, запрещающие Иноки многие приемы. Так это или нет — неизвестно.

Бой Али против Иноки дал толчок развитию ММА в Японии.

Едва ли ни единственный человеком, высоко оценившим тот бой, был Джин Лебелл, выступавший в том поединке в качестве рефери. Это легенда уровня Иноки и Али — его называют «крестным отцом грэпплинга». Он добился больших успехов в дзюдо и джиу-джитсу, заложив, по сути, основы грэпплинга в современном ММА. Джин тренировал Чака Норриса, Родди Пайпера и Ронду Раузи. Поединок Иноки и Али называют одним из первых больших ММА-боев — и показательно, что его судил именно Лебелл. А еще под впечатлением от этого события двое учеников Иноки в 1993 запустили один из первых ММА-промоушенов — Pancrase. Им в итоге вдохновлялись создатели Pride, который некогда был главным конкурентом UFC. Так что и в ММА Антонио оставил заметный след.

Спустя 14 лет Антонио Иноки полетел в Багдад и вытащил оттуда больше сотни японских заложников. 

После боя с Али Антонио Иноки занимался развитием NJPW и продолжал сам выступать на ринге — но параллельно подался в политику. В 1989 году Иноки избрался в японскую палату советников от созданной им же партии «Спорта и Мира». Год спустя Ирак вторгся в Кувейт. Многие страны наложили на Ирак санкции, в ответ на что иракские власти фактически взяли находящихся на территории страны иностранцев в заложники. Среди прочих там оказалось и более сотни японцев. Министр иностранных дел Японии договориться с Ираком не смог — и тут в игру вступил Иноки. 

Рестлер воспользовался своим именем: он не вел за собой армию переговорщиков и не выступал от имени каких-то министерств или даже государства — он был простым посланником мира от японского народа. Японские и иракские телеканалы показывали кадры, в которых Иноки перед встречей с представителями Ирака совершает пробежку по Багдаду в спортивном костюме и дружелюбно машет военным. С сентября по декабрь 1990 года Иноки трижды летал в Ирак для переговоров. К сентябрю домой вернулись японские женщины и дети, но мужчины все еще оставались в заложниках.

Чтобы расположить к себе иракские власти и народ, Антонио Иноки официально принял ислам.

Антонио Иноки — это псевдоним. Настоящим именем легендарного рестлера было Кандзи Иноки. Но сейчас он официально — Мухаммед Хусейн Иноки. Переговорщик из него вышел настолько хороший, что в одном из его путешествий в Ирак ему было разрешено посетить священный город Кербела, что само по себе нонсенс. Там в его честь в жертву было перенесено две овцы, а сам Иноки принял ислам и официально получил новое исламское имя. Тогда же его в Японии стали называть «политиком, который понимает сердце ислама». Некоторые считают, что это был лишь пиар-ход, сам же Иноки до сих пор называет себя одновременно и мусульманином, и буддистом.

В 1990 году Иноки устроил в Багдаде масштабное рестлинг-шоу.

В ноябре 1990 года Иноки организовал в Багдаде «фестиваль мира»: с рестлинг-матчами, музыкальными номерами, рок-концертом, футбольными и баскетбольными представлениями, показательными выступлениями по карате и дзюдо. Проходило шоу на стадионе перед аудиторией в 35 тысяч зрителей. И это в стране с диктаторским режимом, стоящей на грани войны со всем миром — всего за месяц до начала войны в Персидском заливе. Как все узнают позже, Иноки под силу протащить рестлинг в еще более суровые края.

На следующий день после фестиваля Иноки встретился с Удеем Хусейном, который в то время занимался в Ираке вопросами спорта. Удей сообщил Иноки, что в связи со специальным распоряжением Саддама Хусейна все японские заложники будут немедленно освобождены — с официальными извинениями.

Спустя пять лет Иноки устроил рестлинг шоу в Северной Корее — одной из самых закрытых стран в мире. 

Отношения между Северной Кореей и Японией всегда были тяжелыми. Корни ненависти тянутся еще с имперских времен Японии, в 1910 году аннексировавшей Корею. Иноки считал, что спортивное событие, организованное совместно японским и корейским правительствами снизит враждебность между этими странами. В очередной раз он воспользовался своей доброй славой. Иноки долгое время был протеже японского рестлера Рикидодзана, выходца из Северной Кореи.

Шоу получило название Collision in Korea (хотя в КНДР оно официально называлось «Международным фестивалем спорта и культуры за мир во всем мире»). Иноки организовал его совместно с промоушеном WCW, который тогда активно воевал с WWE и не упускал возможности выделиться. NJPW и WWE привезли в Пхеньян своих самых больших звезд, а в главном бою Иноки столкнулся с легендарным Риком Флэром. Шоу длилось два дня и за это время его по разным оценкам посетило от 350 до 400 тысяч человек. Это до сих пор крупнейшее рестлинг-шоу в истории. Сложно поверить, что подобное удалось организовать в стране со столь жестким режимом. 


Сейчас Антонио Иноки 77 лет и на покой он пока не собирается. Политику он впервые покинул в 1995 году. Еще три года после этого он выступал на ринге. В 2005 году он продал контрольный пакет акций своей федерации NJPW, но уже спустя пару лет открыл новый промоушен — Inoki Genome Federation, которым занимался более десяти лет. В его стенах засветились такие легенды как Брок Леснар и Курт Энгл. Сейчас IGF закрыт, но зато открыт промоушен ISM — им Иноки занимается с 2017 года. Кроме того, с 2013 по 2019 годы он снова занимался политикой. А еще успел выпустить собственный бренд презервативов:

В некотором роде Антонио Иноки — герой неоднозначный. В разное время его обвиняли в связях с якудза, в краже денег из NJPW для финансирования личного бизнеса, в несанкционированных посещениях КНДР — скандалов хватало. Но его вклад в рестлинг, ММА и спортивную культуру отрицать невозможно. Как и то, что он — эпичный мужик, уже проживший такую жизнь, что потянет на сочнейший байопик. 

Раздают