Disgusting Men рассказывает о самых интересных музыкальных релизах сезона. В этот раз разбираем двойной альбом-всем-карьеры Periphery, новый сольник Галлахера, прог-попытки Стивена Уилсона и так далее.
Periphery – Juggernaut: Alpha / Omega
Alpha в iTunes / Omega в iTunes
В 2008 году культовая шведская группа Meshuggah выпускает прорывной альбом ObZen, после которого миллионы людей по всему миру узнали о существовании джента. Примерно в это же время американец Миша Мансур, который последние несколько лет сочинял музыку на компьютере, решает вырваться из мира онлайна в реальность и создает группу Periphery. Начинается повальное увлечение джентом, но уже спустя два-три года многие поняли, что жанр довольно однообразный, и вообще прикол Meshuggah был не только и не столько в звуке. Те, кто заметил плохую тенденцию вовремя (Animals as Leaders или те же Periphery), постарались как можно быстрее отойти от строгих рамок жанра, а другие к этому моменту илираспались, или навсегда застряли в немногочисленном комьюнити любителей восьмиструнных гитар. Если Animals As Leaders двинулись в сторону фьюжена и слияния жанров, то Periphery нашли свое спасение в мелодии – вещи, которая в жанре осознанно отсутствует. После дебютного яростного альбома группа выпускает не очень удачный эксперимент Periphery II. Сейчас видно, что это была переходная и довольно мучительная фаза. Последние три года для Periphery тоже были непростыми: они долго и с заметным трудом сочиняли и записывали двойного гиганта Juggernaut, который должен был стать для них новым началом.
Juggernaut разделен на два диска Alpha и Omega: первый демонстрирует мелодический подход группы, а во втором сосредоточены более тяжелые треки. Наибольший интерес представляет как раз Alpha – он разнообразнее, интереснее и действительно предлагает что-то свежее в рамках творчества группы. Здесь намного больше чистого вокала, приятных прогрессивных моментов, цепляющих припевов и мелодики. Иногда это работает отлично (A Black Minute, The Scourge или Psychosphere), а иногда группа звучит как очередной новомодный педокор-коллектив, со слащавыми завываниями и ужасно пошлыми запевами (Heavy Heart, Alpha). Усугубляется это все вылизанным и «компьютерным» звучанием с большим количеством компрессии и автотюном на вокале.
Второй диск Omega скучный: более-менее стандартный джент The Bad Thing, «попсовая» Priestess и очень долгая, но несобранная и Omega отжирают 2/3 продолжительности, а внимания достойны оставшиеся Graveless и Stranger Things. В итоге получается, что примерно половина Juggernaut нацелена куда-то ни туда – точнее, в те музыкальное области, которые уже давно кем-то исследованы и на которые ступать уже как-то неприлично и незачем. Многие называют Alpha & Omega лучшим альбомом Periphery, и это на самом деле правда. Но группа существует не в вакууме, сотни и тысячи других коллективов вокруг не сидят сложа руки и тоже пытаются найти способ выжить и предложить публике что-то новое. Если посмотреть с такой стороны, но Periphery еще есть чем заняться. [Alpha: 7 / Omega: 4]
Steven Wilson – Hand.Cannot.Erase
Длинноволосый очкарик Стивен Уилсон является одним из музыкальных фаворитов у людей, которые любят в меру заумную музыку, но терпеть не могут напыщенность прога 70-х и позерство прог-метала 00-х. Уилсону удавалось своим (довольно популярным) проектом Porcupine Tree притягивать людей из двух разных лагерей: тут была и чуткость, и тяжесть, песни могли быть и довольно простыми, а могли вызывать нервный тик странными сочетаниями музыкальных размеров. Но вот с 2010-го года Porcupine Tree находятся у Уилсона «на паузе», зато сольная карьера набирает обороты. И если поначалу это казалось хорошей идеей, то теперь слушать Уилсона приходится с заметным усилием над собой.
По сравнению с четкими, яркими и живыми композициями Porcupine Tree, сольный материал музыканта казался довольно блеклым, слишком эгоцентричным и шаблонным. Уилсона мотает туда-сюда, от неплохих дисков (Insurgentes) до невероятно скучных (Grace For Drowning). И если вы еще не догадались, то Hand. Cannot. Erase попадает именно во вторую категорию. Здесь очень, очень много акустической гитары в связке с – давайте будем честными – далеко не самым выдающимся вокалом Уилсона, настроенным на режим «ПОЭЗИЯ» – и все это подпирается богатыми (точнее так, бохатыми) струнными аранжировками. Нельзя как-то точно провести грань между лиричностью и нытьем, но тут скорее второе – многие мелодии звучат как-то вымученно, блекло и усыпляюще под постоянные гитарный чёс. Просыпаешься на Hand.Cannot.Erase строго два раза: в середине, на песне Home Invasion, и почти в самом конце, на тринадцатиминутной Ancestral. Последняя настолько хорошо захватывает дух Porcupine Tree (и немного поздних Opeth), разбавляя его джазовыми веяниями, что ненароком возникает вопрос – а вот так нельзя было сделать? Складывается стойкое ощущение, что музыкант настолько дорожит святым граалем прог-рока, что просто не может позволить себе поэкспериментировать – а вдруг что-то сломается? Стивен Уилсон медленно и последовательно превращался в музыканта, которого любят ставить на обложки журналы вроде Classic Rock – с музыкой для соответствующей аудитории 40+, знающей дискографию Gentle Giant и Marillion наизусть. Не поймите меня неправильно, я обожаю прог 70-х, но от Уилсона хочется совсем другого, не такого прагматичного, шаблонного и «правильного» прога.
Естественно, Hand.Cannot.Erase ко всему прочему еще и концептуальный альбом о женщине, которая пролежала в своей квартире мертвой три года, а о ней никто не вспомнил. Такой случай действительно был – о Джойс Кэрол Винсент даже сняли фильм Dreams of a Life. Задумка в высшей степени интересная и трагичная, но скучная музыка отбивает всякое желание разбираться в тонкостях нарратива. [5]
Harm’s Way – Rust
Есть такое расхожее поверие в хардкор-сцене, что если тебе удалось подписаться на лейбл Deathwish Inc., то ты крутой, и музыка у тебя такая же. В основном это правда, и бэк-каталог Deathwish может встать на один уровень с такими культовыми лейблами, как Hydra Head, Neurot, Southern Lord и Ipecac. Но есть и исключения, вроде Harm’s Way.
Правда, переход на новый лейбл никак не связан с качеством их третьего полноформатника Rust. Предыдущие работы группы были также очень неровными, а однозначно хорошим можно было назвать только один диск Isolation. В Rust новый, более грувовый звук с жужжащими гитарами в стиле Entombed и Trap Them, но старый, точнее даже устаревший материал. Все, что вы ожидали услышать от стандартной хардкор-метал записи, тут есть: ди-битовый галоп, брейкдауны на одной ноте, полные тестостерона риффы и вокалист, который выглядит вот так. Откровенно говоря, это очень тупая и прямолинейная музыка без грамма фантазии, но и без каких-либо претензий. Под Rust очень хорошо тягать железо в спортзале, или двигать мебель, или рубить дрова. В общем, заниматься чем-то, что не требует работы мозга. А вот целенаправленно слушать его, наверное, не стоит. Лучше переслушать Isolation. [3]
Noel Gallagher’s High Flying Birds – Chasing Yesterday
Вы можете не знать группу Oasis, но про Ноэла Галлахера скорее всего слышали. Не скандальный, но провокационный, больше сумасбродный, нежели эксцентричный, бывший лидер Oasis постоянно присутствовал в заголовках музыкальных изданий, правда, не совсем по музыкальным поводам – за последние шесть лет Галлахер выпустил только один диск со своей новой группой High Flying Birds. 12 неплохих песен – довольно мало для того, чтобы люди не забывали твой музыкальный гений, поэтому в 2015-м году выходит второй альбом с очередной порцией неплохих композиций. И вообще, все довольно неплохо.
Chasing Yesterday на протяжении всех своих 45 минут вызывает сильнейшее чувство ностальгии, причем как по бывшему творчеству Oasis (Riverman невероятно сильно напоминает Wonderwall) или прошлой работе Галлахера (через The Dying of the Light постоянно прорывается If I Had A Gun, а Ballad of the Mighty I звучит как AKA…What a Life!), так и по различной рок-классике. Второе особенно интересно – складывается впечатление, что артист намеренно вставляет отсылки к песням своих кумиров разной степени очевидности, от мелодии Stairway to Heaven в начале The Girl With X-Ray Eyes или «While the Song Remains the Same» Led Zeppelin до названия Riverman (песня с дебютного альбома Ника Дрейка) до секс-грува The Right Stuff («Hot Stuff» The Rolling Stones). Альбом умудряется напоминать многие культовые записи 60-х и 70-х разом, при этом не приблизившись к ним ни на шаг. Лирики, полной клишированный туманных образов женщины, солнца, душевных преград и т.п., это тоже касается. При этом обвинять Галлахера в каком-то плагиате – чистое воды сумасшествие, он именно что вдохновляется, отдает честь и пытается приблизиться к своим идолам детства. К тому же, он умеренно балансирует между узнаваемостью и какой-никакой оригинальностью. Он звучит неплохо.
Этим словом можно охарактеризовать вообще весь Chasing Yesterday – тут нет никаких новых идей или откровений, но вся эта срендетемповая коллекция музыки сделана с любовью, заботой и усердием, ничего тебя не поражает, но и не раздражает. А та же The Right Stuff с приглашенной вокалисткой так вообще чудо как хороша. В конечном счете стоит признать, что делать так, как Галлахер, умеют немногие – а уж по части острословия он до сих пор в списке лидеров. Жаль, что к его музыке это не имеет никакого отношения. [7]