Редакция Disgusting Men в очередной раз пускается во все тяжкие и слушает все альбомы подряд, выбирая для вас самое лучшее. Или не лучшее, но о чем все равно нужно знать. В этом выпуске — мессия гаражного рока Ty Segall, шведские гиганты Opeth и самая-модная-группа-сезона Royal Blood.
Royal Blood — Royal Blood
Royal Blood — одна из тех новых групп, которые становится популярными еще до выхода первого полноформатного диска. Дуэт крепко сбитых английских друзей — один на бас-гитаре и вокале, второй на барабанах — меньше чем за год прошел путь от залитой в интернет «демки» до выступления на фестивале Glastonburry. Причин тут две. Во-первых, футболку с названием группы однажды надел барабанщик Arctic Monkeys. Во-вторых, сама музыка располагает к тому, чтобы на нее навешивали ярлыки вроде «возвращение рока!», «новые спасители гитарной музыки!» и так далее. Royal Blood играют громкий, веселый рок с примесью блюза и гаража, тасуя тяжеловесные хуки с жизнерадостными ритмами — идеальный рецепт для больших площадок. Хитрость же кроется в том, что гитары как таковой в арсенале группы нет, а ее роль выполняет перегруженный бас фронтмена Майка Керра, обогащенный различными примочками. Окватер, питч-шифтер, вамми, эквалайзер, разделитель каналов — и изящным движением ручек бас превращается в жирную, жужжащую гитару, на которой и мелодию можно сыграть, и соляк запилить (что случается, но редко). Казалось бы, трюк далеко не новый, но тут на руку сыграл экспрессивный, яркий и звонкий вокал Керра, плюс желание Royal Blood похимичить с формулой классического рока, от Led Zeppelin и The Sonics до Blue Cheer.
Тут, впрочем, кроется и главная слабина — материал, хоть он и цепляет с первого раза, довольно поверхностный, не выходит за рамки привычного (и тысячу раз изученного) хард-рока, а иногда до боли напоминает Джека Уайта. Иронично, учитывая, что The White Stripes как раз и занимались перепевками классического блюз-рока для молодежи. Не покидает ощущение, что в стремительном полете к вершине популярности Royal Blood пропустили пару очень важных шагов, которые должны присутствовать в биографии каждой хорошей группы: когда необузданные эмоции идут впереди чистого спродюсированного звука, нет никаких тормозов и ограничений, но есть неутолимая жажда вырваться вперед, растерзать конкурентов и оказаться на концертной площадке перед сотнями тысяч людей. Как показывает практика, преждевременная популярность быстро заканчивается. [6]
Ty Segall — Manipulator
27-летний жизнерадостный парень Тай Сигалл из Сан-Франциско на первый взгляд может показаться очередным сумасбродным шумным панком, который за громкими гитарами и ором пытается скрыть неумение играть и петь. На самом деле Сигалл является главным и чуть ли не единственным героем современной гаражной сцены. Дюжина воспетых критиками дисков, среди которых нет ни одного плохого — это не шутки. За свою короткую (шесть лет), но невероятно яркую карьеру Tай успел записаться с несколькими коллективами (White Fence, Mikal Cronin), создать два своих (Ty Segall Band и Fuzz), выпустить семь сольных дисков в жанровом диапозоне от блюза, фолка и панка до кантри, стоунера и психоделии, и заработать репутацию дикаря на сцене. Известны случаи, когда Тай вступался за краудсерферов и разбивал гитару о голову секьюрити.
Manipulator — работа во многом для Ty Segall новая: это первый двойной альбом (17 треков на целый час), который записывался около года, с новым звуком и стилевым почерком. Невиданная роскошь для человека, который выпускает по два-три полноформатных диска в год. Здесь Сигалл открывает для себя космос (легендарные Hawkwind — его любимая группа) и глэм, а влияние раннего Дэвида Боуи слышится без подсказок.
Как и раньше, песни не обременены ненужными вступлениями и экспериментами, а переходят сразу к сути; мелодии невероятно прилипчивые и яркие; вокал напоминает то Джона Леннона, то Игги Попа; гитары ревут и звучат так, словно вцепились друг другу в глотки. Только теперь ко всему этому добавился более дружелюбный, «чистый» продакшн и сложные аранжировки с различными инструментами. Прослушивание Manipulator — очень увлекательное занятие; песни разнообразные, хоть и выполнены в одной манере, но magnum opus из этого диска все равно не получается. Иногда Сигалл начинает повторяться, где-то себя сдерживает — в конечном итоге понимаешь, что песен пять можно было со спокойной душой выкинуть, и пластинка стала бы только лучше. Но даже с этими промахами Manipulator — очень и очень хороший альбом, который в очередной раз доказывает высокий статус его исполнителя. [8]
Opeth — Pale Communion
Новая работа шведских виртуозов Opeth была для меня одним из самых ожидаемых музыкальных событий года. В этом я не одинок: за 24 года карьеры группа, смешивая брутальный death-метал с прогрессивом 70-х и фолк-мотивами, успела встать в один ряд если не с Metallica и Iron Maiden, то как минимум впритык к Slipknot, System of a Down и Mastodon. Достигнув своего творческого пика с альбомом Watershed (2008), музыканты сделали резкий рывок в сторону — точнее, в прошлое. Heritage (2011) ознаменовал новый этап творчества Opeth, без вселяющего ужас и расслабляющего кишечник гроула, адских бласт-битов и перегруженных гитар, но с еще более сложным мелодиями, джазовыми барабанами и флейтами. Металлисты — самый упертый и твердолобый подвид музыкального фаната, поэтому резкое «облегчание» группы было воспринято некоторыми в штыки. Хотя качество самого материала было на привычно высоком уровне, а музыка все еще была тяжелой — просто в ней не было столько электричества.
Pale Communion, несмотря на стенания волосачей в косухах, продолжает линию Heritage, но с некоторыми не всегда однозначными изменениями. Это все еще очень сложный в музыкальном плане альбом, полный самых неожиданных поворотов, сбивок, контрапунктов и мелодичных пассажей. Прогрессивный рок в лучшем его виде, без купюр и новомодных веяний. Некоторым может понравиться гораздо более ясный и приятный продакшн с кристально чистыми инструментами и филиграной работой с пространством.
А вот что может расстроить, так это, как ни парадоксально, материал. Треков, которые больше всего тянут на «неудачные», тут всего два: унылый джем Goblin и еще более заунывная баллада Elysian Woes. Но и остальные композиции нельзя назвать идеальными. Проблема в том, что усложнение материала привело к значительному падению динамики — проще говоря, когда ты ждешь, что вот-вот начнет бахать и греметь, ничего не бахает и не гремит, а зачем-то вступает грустное фортепиано. Даже с таким пафосным набором, как электроорган, то же фортепиано, скрипки или духовые, Opeth раньше нагоняли такого мрака, что волосы на жопе вставали дыбом, а на Pale Communion появилась совершенно ненужная пафосная драма и театральная грусть. Понятно, что прогрессив-рок накладывает свой отпечаток, но меньше всего мне хочется слушать Eagles или Дио (он был крутой, спору нет!) в исполнении Opeth. Спасает то, что такие казусы случаются не очень часто, но впечатление от песни успевают подпортить. Pale Communion — все еще хороший альбом, но для Opeth сейчас главное выбрать правильный путь. Еще одни напыщенные проггеры музыкальной индустрии вряд ли нужны. [7]