YouTube стал совсем взрослым — на девятом году жизни сервис, открывший интернету эпоху легкодоступного видео, завел собственную музыкальную премию. К преогромнейшему сожалению, ни о каких глотках свежего воздуха, новых открытиях и всем прочем, что неизбежно раньше возникало в мозгу при упоминании слов “интернет” и “премия” тут речи даже близко не шло. Напротив и увы: YouTube Music Awards оказалась онлайн-мутантом премии MTV в не самые лучшие ее годы.
А как здорово все начиналось! Независимые музыканты дорвались до площадки, на которой они могут показывать свои видеоклипы в обход телевизионных воротил. Постепенно уровень музыкальных видео от “Мой папа и его бухие друзья играют кавер на Алису” поднялся до высот OK, GO на беговых дорожках. В это же время музыкальный бизнес не знал, что делать с дерзким сервисом и поначалу пытался с ним судиться. Viacom, владеющая MTV, всего несколько лет назад пыталась отсудить у YouTube миллиард (еще раз: миллиард) долларов за клипы популярных исполнителей. Дело урегулировали полюбовно, да и еще с позором для MTV, когда выяснилось, что многие “конфликтные” видео заливали лично сотрудники компании по распоряжению начальства.
Бороться с YouTube стало бессмысленно — и вот музыкальная индустрия ломанулась покорять сеть своими профессиональными видео. Появляются официальные каналы лейблов, появляется VEVO, видеоклипы заливаются официально, и повернутые на соблюдении копирайтов компании от YouTube отстали.
Собственно, затем свое слово уже сказал интернет. Самыми популярными исполнителями стали Авриль Лавин, Джастин Бибер и многочисленные выпускники “Фабрик”, “Факторов” и прочих проектов, клепающих аудиоговно на потеху юной публики. YouTube тут, конечно, не виноват — ну просто любят люди всякую музыку. А самая активная часть аудитории — дети — еще и довольно специфическую.
В итоге лучшим клипом 2013 года признается шизофренический трэш в исполнении застрявшего в начале 90-х герлз-бэнда из Южной Кореи (как принято говорить, оммаж рекорду PSY — давать корейцу приз было бы перебором, а вот соотечественницам — самое то). Исполнитель года — Эминем. Феномен года — Тэйлор Свифт. Потому что их фанаты активнее.
Самым логичным для YouTube шагом было отдать судьбу номинаций в руки аудитории — которая в итоге выбрала что выбрала. Эминем и Тэйлор Свифт — замечательные артисты. И даже корейский герлз-бэнд тоже чудесный по-своему. Только тут такой вопрос: почему-то казалось, что YouTube Music Awards как-то должна быть про тех, кто стал популярным именно благодаря YouTube. Каким боком здесь Eminem или Тэйлор Свифт? Причем тут, собственно, YouTube?