На какое кино лучше всего сводить девушку во время свидания? Сразу несколько исследований утверждают, что это не ромкомы и даже не мелодрамы, а хорроры. Жуткие, полные скримеров и старого доброго саспенса фильмы ужасов. Чем страшнее — тем лучше. Рассказываем, почему.
Первая причина:
«Теория неправильного распределения эмоций»
В 1974 году американские психологи поставили такой эксперимент: привлекательная девушка под видом репортера брала интервью у случайных прохожих-мужчин. В первом случае она делала это на обычном мосту, во втором — на шатающемся и опасном, готовом развалиться в любой момент. После интервью девушка просила подопытных перезвонить ей, чтобы якобы уточнить детали. Только двое из 16 мужчин, которых опрашивали в безопасном месте, перезвонили. Зато из тех, кто встретился с девушкой в атмосфере опасности и риска, перезвонила ей добрая половина. Эффект назвали красивым термином «мост любви», и он подводит нас к тому, почему хорроры — лучший вариант для свидания, особенно первого.
Современный американский психолог Джавид Садр изучает феномен хорроров с точки зрения сексуального желания (звучит как лучшая работа в мире). И он считает, что успех фильмов ужасов в деле соблазнения можно объяснить с помощью теории неправильного распределения эмоций.
Работает все следующим образом: если мы испытываем мощное эмоциональное потрясение в компании других людей, то невольно привязываемся к ним, причем довольно сильно. Мы переносим на них собственное эмоциональное состояние, а они — на нас, флюиды так и витают в воздухе. Общий яркий (пусть даже негативный) совместный опыт, хотим мы того или нет, превращает нас в своего рода соратников. Это как сплоченное братство, сложившееся на поле боя не от хорошей жизни.
А совместный выброс адреналина еще и схож с тем ошеломлением, которое мы испытываем в момент, известный нам всем как любовь с первого взгляда. Наша психика воспринимает ужас, вызванный хоррором как эрзац влюбленности и особо не заморачивается: «Да поцелуйтесь уже, а!».
Вторая причина:
игра в гендерные роли
В 1986 году два американских психолога Дольф Зиллман и Норберт Мундорф сделали любопытное открытие. Они исследовали, как присутствие привлекательного спутника противоположного пола влияет на три эмоции: стресс, восторг и влечение. И наоборот: как эти чувства влияют на наше впечатление от приятной спутницы (или спутника).
Подопытных разбили на пары и дали посмотреть фильм «Пятница, 13-е. Часть 3» (снова выглядит как работа мечты). Результаты оказались забавными. Мужчины вдвое чаще заявляли, что получили удовольствие от фильма в тех случаях, когда девушка рядом с ними испытывала ужас от хоррора. И наоборот: девушки гораздо чаще считали фильм интересным, если их партнер показывал себя самоуверенным и спокойным.
Работало все и в обратную сторону: мужчины, которых спутницы поначалу посчитали не особо привлекательными, но показавшие себя самоуверенными и «бесстрашными» во время просмотра скримеров, в итоге казались девушкам более интересными. Авторы объясняют это непопулярным в наши дни образом: мужчинам и женщинам на свиданиях просто нравится играть свои гендерные роли, это часть флирта.
Третья причина:
«Теория обжиманий»
Из предыдущего эксперимента с «Пятницей 13» вышла еще одна теория, так называемая «теория обжиманий». О ней пишут в книге «Психология киносъемки: выбор, просмотр и влияние фильмов» киноведы Эштон, Трис, Хантер и Грир. Теория, в общем-то, скорее шуточная, но в ней чувствуется зерно правды.
Развивая идею психологов, исследователи кино предлагают такое объяснение притягательности хорроров: игра в гендерные роли имеет дополнительную притягательность не только потому что позволяет мужчинам показать себя мужественнее, а женщинам женственнее. Гораздо важнее то, что эта игра дает нам карт-бланш на соответствующее «удобное» поведение. Женщине как-бы не зазорно притвориться слегка напуганной и потянуться к мужчине за защитой. А мужчине в минуту опасности не зазорно приобнять даму, чтобы «защитить» ее от опасностей. То, что опасности, да и страх — мнимые — не важно. Главное тут, как уже сказано, сама игра и флирт. Кошмары на экране — просто повод. Да и эффект «моста любви», опять же.