17 декабря в Москве состоялся первый в истории WG Fest, фестиваль имени Wargaming для всех поклонников их творчества — от танчиков до кораблей. Уже известно, что мероприятие посетило более двадцати тысяч человек, а между битвами танкистов на главной сцене выступили «Каста», Елка и «Би-2». У больших компаний на таком фестивале обязательно должен прозвучать громкий анонс, и Wargaming не нарушила традицию. Сетевой шутер «Калибр» создается разработчиком 1C Game Studios в рамках проекта WG Labs. Виктор Зуев пообщался с креативным продюсером игры Альбертом Жильцовым и выяснил подробности возвращения желтого гиганта в большую разработку.

Виктор Зуев: Я находился в зрительном зале WG Fest и из презентации «Калибра» ничего не понял. В какой-то момент на сцену высадился спецназ, стал зачем-то целиться в зрителей, пострелял и убежал. Что это было?

Альберт Жильцов: Мы выбрали один из лучших вариантов. По первоначальному замыслу предполагался полный хардкор — я же хардкорный разработчик. Хотели показать работу спецназа прямо в зале. Но потом мы решили, что все это может вызвать какое-то количество инсультов в зале. Мы решили смягчить схему и работать со сцены.

И давай договоримся: они не целились в зрителей, а искали противника выше горизонта, находящегося над головами зрителей. Никакой подоплеки. Хотели удивить.

ВЗ: Во время презентации, особенно после объявления разработчика 1С Game Studios, у меня невольно всплыли давно забытые названия игр: «Альфа: Антитеррор», «7.62»…

Альберт расстегивает пиджак,
и там оказывается футболка с логотипом игры «7.62»

ВЗ: Вот это прошлое мешает или помогает?

АЖ: Сейчас помогает. Тяжело идти не в лыжню; когда идешь по чистому снегу — прикладываешь массу усилий. Я не принимал участия в разработке тех игр — был скорее геймером. Но сейчас у нас есть возможность собрать людей, принимавших участие в разработке похожих проектов, и у них есть колоссальный опыт. Они способны оценить, что было хорошо, а что — плохо.

Второе. Есть Wargaming, которая делает для нас то, что нам самим сделать сложно. Это мировой опыт крутых чуваков из классных студий. Есть возможность учиться. И у нас в 1C Game Studios теперь новый подход. Если до этого 1С позволяла в первую очередь реализоваться студиям, авторам, геймдизайнерам, то сейчас мы научились слышать игроков. Это новое для нас и для всего российского геймдева — ориентированность на игроков.

Мы очень верим в культуру стартапов

ВЗ: А за что ты конкретно отвечаешь в проекте?

АЖ: Ой, я отвечал за все…

ВЗ: А почему ты говоришь в прошедшем времени? На какой стадии проект вообще находится?

АЖ: Назовем это стадией препродкашна. Мы прошли стадию прототипирований, фокус-групп и обсуждений, и пришли к тому видению проекта, в которое верим. Сейчас переходим к производству всего заявленного объема.

ВЗ: Ну и возвращаемся к вопросу про твою роль во всем этом.

АЖ: Мы очень верим в культуру стартапов. Давай так назовем. Несмотря на то, что и 1С, Wargaming — большие компании. Потратить на что-то деньги несложно. Сложно во что-то верить. Мотивация наша была не финансовая. Мы начинали с маленькой группы, я был идеологом, геймдизайнером, руководителем, продюсером. Как в любом стартапе, пришлось освоить десятки профессий.

Вот эти серьезные парни представляли игру во время презентации на WG Fest

ВЗ: Можно сказать, что это твоя игра?

АЖ: Нет. Меня в ней много. Но даже если бы я сделал ее один, только половина всех достижений — заслуга разработчика. Вторая половина — это игроки. Их нужно слышать, слушать. Значительная часть успеха игры всегда обусловлена аудиторией. Они будут менять игру, влиять на нее. Они уже сейчас это делают. После каждого фокус-теста мы очень аккуратно анализируем, что нам пытались сказать: вербально, письменно, как угодно. Это наша игра: моя, команды, 1C Game Studios, Wargaming, и игроков, конечно.

ВЗ: Из презентации мы поняли, что ваша игра — это патриотизм, спецназ и калибр.

АЖ: Круто, если именно в этой последовательности все запомнил. Все три составляющие безусловно присутствуют. Начнем с того, зачем мы это делали. Когда я разговариваю с возрастными ребятами, я спрашиваю — играете в такие игры?

ВЗ: В «такие» — это в какие?

АЖ: Сетевые экшны, шутеры. Мне объясняют: это все для студентов и ноулайферов, потому что в такой игре нужно много всего знать и уметь. Вот ты заходишь в партию, тебя убивают, команда начинает ныть, что из-за тебя проиграли. Для нас это было определенным открытием, что есть огромная аудитория, которая думает именно так. Многим просто неловко или даже страшно заходить в состязательные игры. Это первая точка, вокруг которой мы начали выстраивать геймдизайн.

ВЗ: Ну потому что мультиплеер — это работа, а не отдых.

АЖ: Мы приложили максимум усилий, чтобы игра относилась лояльно к приходящим. Именно по этой причине мы включили режим PvE.

Теперь про спецназ. Очень крутая тема, которую хотелось рассказать при помощи нашей игры. Там множество нюансов и мелочей, от пуговичек и элементов оружия — это такая машинерия, где не меньше деталей, чем в танке.

Я бы назвал происходящее в нашей игре — телереализмом

ВЗ: «Калибр» рассказывает про современный спецназ или про отдаленное будущее?

АЖ: Никакого будущего. Прошлое — возможно, думаем об этом. Я бы назвал происходящее в нашей игре телереализмом. Есть сформированное представление, как выглядит работа современного спецназа. Наша картинка должна этому соответствовать. Нам интересно все, что случалось со спецподразделениями после Второй мировой и далее. Очень много фантастических событий происходило!

Альберт Жильцов (слева) — 1C Games Studios. Евгений Блинов (справа) — Wargaming. На экране — результат совместного творчества

ВЗ: То есть мы будем играть за разные спецслужбы всего мира?

АЖ: Да. Нас неправильно понимают, предполагая, что будет только российский спецназ. Не совсем так. Россия — наш родной рынок, наш понятный пользователь, для которого мы очень хотим работать. Но наши амбиции, естественно, больше. Так, как мы будем рассказывать про спецподразделения, до нас не рассказывал никто. Когда я в играх встречаю Россию, то это либо противник, либо сборная солянка из стереотипов. Голливудский реализм. Мы делаем упор на достоверность, поэтому мы расскажем действительно много нового.

ВЗ: Будут ли в игре представлены известные спецоперации?

АЖ: Мы только вдохновляемся историей спецподразделений и не делаем что-то документальное. Во-первых, из уважения к тем, кто принимал в этом участие. Для них это была не игра и мы не хотим обесценивать их заслуги. Внимательные игроки точно найдут детали и отсылки к реальным событиям.

Специальный гость WG Fest — известный актер боевиков Дольф Лундгрен.

ВЗ: Вернемся к игре. Что мы имеем: спецназ, PvE, вид от третьего лица, реализм. На ум приходят серии Rainbow Six и SWAT.

АЖ: Не стоит забывать и про PvP-режим. А что касается Rainbow Six, то там все-таки вид от первого лица.

ВЗ: Насколько реализм влияет на геймплей? И насколько нам будет весело и комфортно играть со случайными людьми?

АЖ: Отличный вопрос. Во-первых, есть «Танки», которые могут нас многому научить — опыт оттуда можно буквально хлебать. Мы с самого начала сосредотачивались на игровом процессе с такими правилами, условиями и динамикой, чтобы взаимодействие игроков было не необходимостью, а органичной составляющей геймплея.

Существуют разные психотипы игроков. Есть агрессивные и активные — в одиночку играют в ниндзя. Есть те, кто очень хочет играть в команде, но робеет. Есть лидеры, которые начинают управлять процессом и раздавать приказы. Из этого мы и исходим. Разные психотипы, объединяясь в команду, получат возможность максимально проявить себя. Я ни в коем случае не хочу сказать, что мы придумали нейронную сеть, которая избавит интернет от дураков. Сам игровой процесс таков, что стимулирует на совместные действия.

Нельзя сделать игру специально для киберспорта

ВЗ: Смотрите в сторону киберспорта?

АЖ: Смотрим, тащимся. Мы же чемпионы мира по «Ил-2» 2001 года, чемпионы Европы, Китая. Что такое киберспорт я знаю с седых времен. Поражает динамика, как это развивается. Пока мой вывод, как продюсера: нельзя сделать игру специально для киберспорта. Можно сделать популярную игру, которая станет киберспортивной дисциплиной.

Мы стремимся сделать хорошую игру, и как только увидим, что есть потенциал, есть запрос на спорт, мы технически добавим такую возможность. Но целенаправленно сделать игру для киберспорта — нельзя.

wg fest калибр

Анонс новой игры от Wargaming — публика изучает и обсуждает каждую деталь

ВЗ: «1С» первой половины нулевых — это основополагающая компания, которая создала российскую игровую индустрию. WG Labs — это инди-инкубатор, если так можно сказать, где пока вышло несколько небольших игр. Как себя чувствует 1С Game Studios в таком окружении и в новом качестве?

АЖ: Сегодня Wargaming — огромная мощная структура. Они умеют быть и разработчиком, и издателем, и проводить вот такие масштабные мероприятия, как WG Fest. И WG Labs — часть этой структуры, удобный инструмент для взаимодействия.

И хорошо, что ты упомянул инди-культуру. Я себя именно так и чувствую. Команду настраиваю точно так же. И я считаю это и есть правильный геймдев, когда твоя мотивация не в том, что ты большая компания с большими возможностями. А когда твоя мотивация — сделать классно. Я помню, как классные проекты приносили большие деньги. Но я редко видел, когда большие деньги приносили классные проекты. Быть стартапером — это круто, и я хочу как можно дольше им оставаться.

  • Galaxybeaver

    Почему, обладая большим баблом варгейминг не наймет нормального геймдизайнера, а вытаскивает из пыльного шкафа этого чела, с послужным списком из пары плохих игр?

    • Viktor Zuev

      «Почему, обладая большим баблом варгейминг не наймет нормального геймдизайнера…» Об этом как раз говорится в интервью и именно поэтому Альберт — это хороший выбор. До этого он занимался «Ил-2 Штурмовик. Битва за Сталинград» и это хорошая игра. Нишевая, но хорошая.

      • Всё это хорошо, но я переживаю за техническую часть проекта. слышал что делают на Unity, и это вызывает большое беспокойство. Ибо хороших полноценных игр на этом движке (тем более с такими амбициями как в интервью) нет и не будет. Игровых движков, заточенных под шутеры, полно — очень странно, что они взялись именно за Unity. Интервью о технической части вообще не даёт никакой информации, а хотелось бы. Виктор, если у вас ещё будут интервью с командой разработки — было бы прекрасно всё это узнать. А в целом — очень хочется чтобы игра получилась.

        • Waargh

          Я думаю если будет нужна помощь с юнити, найдутся ребята из вг, кто поможет )

  • icelander

    классное интервью, спасибо!

  • Говорит красиво (как все), а на деле получится фритуплейный шутерок на уровне миллиона других.

    • Viktor Zuev

      Давайте сидеть и ничего не делать

      • onizzzuka

        Давайте.

        • Viktor Zuev

          Так и живем.

          • Portnoy21

            Витяй, в этом году будут итоги года как в старые добрые, чтобы вы с Петром сидели перед камерой с бумажками, делали вид, что там что-то написано, садили на стул по очереди гостей Добродеева, Загудаева и тд., а так же попутно нести всякий бред и угорать?

      • Alex Coachman

        Нишу они действительно выбрали неудачную для стартапа. Слишком уж она забита как блокбастерами, так и ширпотребом фритуплейным. Я в принципе по сетевым шутерам не очень, но если бы выбирал, выбрал бы блокбастеры. БФ 1, КОД инфинити, рейнбоу сиедж, титанфолл 2. Вот из этого. Тех кто играет в варфейсы и прочее не понимаю и считаю, что это копрофилия какая-то.

        • Васян

          У того же варфейса есть неплохая задумка в виде ПвЕ, но плохо реализованна. Хотелось бы поиграть во что-то подобное.

  • sexyndead

    Чет прям перехайпленный чувак. А выйдет какая нить смесь Сурвариум и Таркова с херовым графеном. Русский геймдев: большие амбиции и пшик на выходе?

    • Viktor Zuev

      А я скучал по всем этому. Давно у нас так мощно проект не закладывали. Посмотрим, что выйдет, но в любом случае движения интересные.

      • sexyndead

        Ну интересно, а сколько до релиза то?

        • Alex Coachman

          Еще только препродакшн. Года два, не меньше, если они нормальную игру хотят сделать.

      • B1oodmage

        «Новый Союз» тоже мощно закладывали — и где он теперь?!

        • Viktor Zuev

          И вот теперь есть шансы на возвращение

          • B1oodmage

            Виктор, ну я вверху скинул выпуск АК четырехлетней давности, в котором вам Георгий и объясняет, что «…Вот столько раз мы слышали уже, Бурковский нам говорил, Лянге нам говорил, что вот нашу индустрию загубила неоправданная выдача кредитов играм, которые в принципе выглядели уже на стадии анонса отвратительно. И все равно верили, дотягивали…»

            • Viktor Zuev

              Опять же эта тема, хоть и вскользь, но прозвучала в интервью

      • MegaIniesta

        Российская разработка. 2005 год СИ за октябрь. Скриншоты беты альфа-антитеррор. Ностальжи…

    • Konfuji

      Возможно, но в отличии от упомянутых донат-недопилов у ВГ есть много денег и экспертизы. Хочется верить в успех.

  • Alexander

    Оставлю хотя бы один позитивный комментарий: я верю в их промысел, всё получится!

  • baka

    Варгейминг не умеет во фритуплей. У них либо конский донат за имбовую технику (фактически продают людям победу в бою за бабло) либо сиди и проперживай штаны до пенсии чтобы нормально прокачаться.

    • icelander

      дадада, спустя 6 лет после запуска танков — все еще сотни тысяч людей онлайн, заработаны миллиарды, но во фритуплей так и не умеют

      • Alex Coachman

        «Не, мы игру случайно на помойке нашли, вот теперь портим только» (с) SerB

      • baka

        Ну так эти сотни тысяч сидят и будут сидеть до пенсии проперживая штаны, не вижу тут никакого противоречия )

    • Alex Coachman

      Чушь собачья. Играю с июля 2010 года. Около 40 танков, около 10-ти десяток на которых много катаюсь. Прем брал несколько раз году этак в 2011-м. С тех пор несколько раз закидывал рублей по 100-200 на перекидывание модулей за голду и переобучение экипажа. Ну и премиумная техника у них сосет всегда. Только сейчас начинают уравнивать ее с остальными танками, чтобы они не страдали. А имбовые, как раз прокачиваемые танки, причем не всегда топовые. Сейчас иногда фанюсь на Т67 5 уровня. Очень веселый, имбовый.

      • baka

        Самый простой пример…Т-127 и FCM 36 Pak 40. Первого на своём уровне в лоб пробьёт только арта или такой же Т-127, а второго никто не заметит пока тот будет стоять в дальнем кусте и выносить всю команду по одному. Не хотелось бы углубляться в холивар, но варГЕЙминг всё таки продаёт победу за бабло, а это хреновый шаблон для фритуплея.

        • Bloody Skyline

          Такс-такс-такс… Тут у нас рак! Определённо это Рак!
          Во-первых, Т-127 пробить легко в башню и его шьют фугаселки + всякие тунчики с огромным пробитием (гугли слово ПТ-САУ). За свою не плохую броню Т-127 платит убогой скоростью, манёвренностью и убогой пушкой. Не играл — не знаешь.
          Во-вторых, Pak 40 не плохая машина, да вот только картонная на столько, что его фугасы 1ого лвл пробивают, не говоря уже свяких страшных М2 и ко. Стоит ли говорить о скорости этого чудо-юдо?
          В-третьих, если ты не играл ,например, на премиум танках, то ты ничего не понимаешь. Нагибать, как раз, лучше получается на многих именно прокачиваемых танках. Премимум танчики хороши, но не всегда имбовы. Далеко не всегда.
          Конец связи, Командер.

          • baka

            как прикажешь справляться и с первым и со вторым к примеру обладателю Pz1C того же с ними уровня? Особенно при условии что они остались друг с другом 1 на 1? )

            • Забил на «тянки» уже как два года, но ты вынуждаешь.
              Бронирование Т-127 40/30/30 мм (лоб/борт/корма)
              Бронепробитие Pz1C 33-39мм.
              Если учесть то, что пазик носится как шлюха по полю, то на нём можно без проблем закружить и выпилить 127й.
              С птшкой вообще нет проблем, упарываешься, вихляешь и убиваешь, примерно как с артой, только аккуратнее.
              Если не умеешь в лт, то не вини игру. Минусы WoT совсем не в этом)

            • Бронепробития и скорости пазика вполне хватит, чтобы заехать в борт/корму и пробить 127й.
              С ПТшкой вообще проблем не должно быть, ты, блин, на ЛТ, причём на самом быстром на уровне, если не ошибаюсь.

              • baka

                заехать в корму не проблема. Проблема разрядить все патроны чётко в уязвимые места. Как показывает практика не противоречащая теории вероятности шанс разобрать донатера таким образом где-то 1 из 30, так что не вариант. Т-127, особенно в тиме, чувствуют безнаказанность и фактически покупают победу за бабло. Теперь про дуэль с той ПТ, при условии что она стоит в кусте(а в 99% случаев это так) — тебе сначала придётся узнать в каком, ну допустим ты знаешь что это один из кустов у его базы. Чаще всего они предпочитают никуда не ездить пользуясь светом остальных и своим бонусом маскировки/обзора, поэтому выбирают более выгодную позицию, чтобы просматривать всё вокруг себя. Следовательно подкрасться незамеченным, да ещё и обнаружить её там где ожидал — большая удача. Выносится она опять же легко только в тонкую фронтальную броню вокруг пухи, значит стрелять тебе придётся либо в лоб, либо заехав сзади и сводясь в снайперском режиме. Что очень неудобно когда она прижимается к зданию/краю карты и целится в тебя. При том не факт что одного твоего барабана хватит и не придётся заряжать второй. А она выносит Pz1C максимум с двух снарядов. Такие дела.

          • У картошек есть имбы — Pz.B2 и E-25 например. Оттого их и выводят из продажи. Они иногда любят обсираться с прем танками, но не до такой степени, чтобы «конский донат за имбовую технику».

  • Vasilij Luzhnov

    От ж классика. Кредиты доверия вагонами заранее. Прям как в нулевых. А сделают ведь хуйню потом, если вообще сделают.

    • MegaIniesta

      Вот бы деньги кислого да на лада рейтинг клаб 2 мечты мечты. Или на крид 2

  • Александр Царев

    чет я не верю в Калибр

  • Roland

    Это типа «Радуга» для бедных ?

    • MegaIniesta

      для потреотцев

      • Alex Coachman

        Очевидно не для либерастов, воспитанных в самоунижении, да.

        • Arthur

          Теорема эскобара же.

          • Alex Coachman

            Не «же». Не «же». Либеразм — деструктивный элемент. Патриотизм — созидательный. Парадокс. Во всем мире, а особенно в любимой эльфийской стране либерастов, патриотизму придают большое значение в позитивном понимании, а либерасты патриотизм не любят. Или они просто патриоты США?

            • Konfuji

              Чёт в последнее время патриотизм у нас какой-то разрушительный. И ассоциируется с попилом денег или дурацкой инициативой или и тем и другим одновременно.

              • industria intrepidusfrom

                так чо взять с ебнутых на голову-то. понять и простить.

            • патриотизм=хуй во рту
              либерализм=полубоги
              Это не я придумал. Лучшие политологи мира также пишут в гугле. Даже Иисус был либералом.

  • Portnoy21

    Играть не буду. ПОТОМУ ЧТО ИГРА ГАВНО!!!

    • MegaIniesta

      Говорят, что за сценарий и нарратив отвечает Евгений Бучий. Так что не спеши с выводами. Опять же это наша игра, расскажут как есть, всю правду, как было. Без западной лжи. Я верю.

  • MegaIniesta

    В чо там драго по бумажке читал?

  • B1oodmage

    Почему «Адовая Кухня» — это классика? Потому что она актуальна во все времена. Просто мысленно представьте, что обсуждают не «Новый Союз», а «Калибр» https://www.youtube.com/watch?v=g7NP3OE0UKs

  • draphiprat

    Если игра будет говном, то, может быть, Мэд обзор сделает и вернётся на ютуб.
    Эх, мечты…

  • Новый насос для выкачивания кешарио из сосков ватанов.
    Мое уважение

    • Рахат Лукумович

      Прошлый показал, что ватаны, оказывается, сидят даже в пиндостане на игзбогзах! Куда забрались!

      • industria intrepidusfrom

        статистическая погрешность

  • Rekrol#2915

    а по Хуану ли сомбреро? Конкурентов матерых пздц скок

  • Amiran Faiziev

    Чего вы себя ведете, как пиндосы, только и обсирате отечественный игропром, в кого, в кого, а в этих ребят можно и поверить . Стыдно, товарищи, стыдно, и не хорошо, ай не хорошо…

    • Alex Coachman

      Как будто первый день в интернете. Это ж наши либерасты с нацистскими выродками из ряда наших братьев из стран поблизости.В каждом стаде есть паршивая овца.

    • Canon40mm

      а за что в них верить? давно у 1C выходили свои крутые поекты? что достойного после massive assault делали wargaming? и что по игре показали, кроме пафосной презентации? геймплей? сроки выхода?
      нет. только амбиции на пустом месте

      • Amiran Faiziev

        Вот именно, что ничего не показали, только препродакшен, а вы уже ведете себя как истинные пиндосы.

        • Canon40mm

          пусть сначала покажут, за что их поддерживать

  • Владимир Чуркин

    Хоть бы получилось все у ребят, говноеды в комментах зашкаливают

  • tranquillum

    Я бы поиграл.

  • Nik Ambors

    Судя по ответам Альберта, мышление о разработке игр у них не ушло за пределы 2005 года. Печально

    • Вениамин Николаев

      «Мужчина» который в России занимается косплеем, вот что действительно печально Николай…

      • Nik Ambors

        Если руководствоваться вашей логикой, то в России чем следует заниматься? Выпивать по вечерам и бить жену?

  • Mimik

    Ну… хрен его знает… в нынешнее время фри-ту-плай может выстрелить только за счет сеттинга (так как таких игр полно)…. я так понимаю сеттинг там современный, про спецназ (таких уже есть много и очень хорошего качества)…. ну будем надеется на лучшее…

  • SV

    Интересно будет посмотреть на результат — ф2п тпс для пека — адская смесь и чтобы сделать такую штуку крутой — нужен реальный талант

  • Рахат Лукумович

    Люди жалуются на скепсис, только скепсис-то оттого, что при возможностях ВГ можно вложить во что-то хорошее, что по финансам и кадрам не могут тянуть другие постсоветские конторы, чтобы вышло хотя бы что-то уровня Метро.

    Но нет, пацаны решили вернуть нам наш 2010. Хорошо хоть не ферму для вконтактика выкатили.

  • Konstantin Bondarenko

    Так уже есть одно говно — варфейс. Зачем делать ещё одно такое же?

    • SV

      так тут тпс — это очень большая разница

  • hemusmora

    В армии нежити (мертворожденных проектов) пополнение, теперь их три: survarium, escape from tarkov и калибр.

  • OskarNeru

    Скепсис конечно не ебический, потому как закормили наши обещалками. Потом, что?где? когда? АУ Блять. Ну если дадут слабину, надеюсь Варгейминг их пнет под жопу.

  • gena rubi

    . В какой-то момент на сцену высадился спецназ, стал зачем-то целиться в зрителей
    НОРД ОСТ НАПОМНИЛО

  • KosyaK

    War tunder чпокнули картофанов, а ещё и кораблики скоро приплывут
    А Плохой rainbow six сделаный чужими руками невыход

  • kudesnik

    Не обольщайся Карл, варвейс от 3ьего лица, читеры и легендарная оптимизация(