Главный плюс Master of Orion в том, что он действительно способен вызвать ностальгию и помочь на какое-то время окунуться в атмосферу той самой космической стратегии из прекрасного прошлого. А главный минус состоит в том, что создатели игры пошли на непозволительные для жанра компромиссы; нам предлагают продукт, который по-настоящему хорошо подошел бы для планшетов, но вышел на PC. В процессе игры то плюсы перекрывают минусы, то наоборот, и Master of Orion оказывается в серой зоне, а потенциальные покупатели — в нерешительности. Что не так с вернувшейся легендой, и почему на нее все-таки стоит обратить внимание?
Master of Orion вышел в очень неудачное время. Любой иной год — и он смотрелся бы лихо и казался бы «ничего так», словно бодрый старикан, который еще готов показать молодым что почем. Но, черт возьми, Stellaris, Galactic Civilizations 3 и грядущая Endless Space 2 сделали так, что возвращение легенды выглядит блекло. Чтобы конкурировать с этими монстрами, Master of Orion недостаточно быть просто хорошей игрой; «Мастер» — не лучшая игра года, и мы все понимаем это. В другое время это было бы не критично, но с такой конкуренцией ему просто не справиться.
Надо отдать Master of Orion должное: со своей едва ли не главной задачей он справляется прекрасно. Здесь правят все те же мрршаны, саккра, алкари и другие привычные престарелым фанатам расы; все так же имеет значение экология, и летают узнаваемые корабли. Все остальное, впрочем, тоже осталось примерно тем же: экономика, развитие, цели и задачи. В этом состоит и первая проблема Master of Orion: поначалу приятно видеть старые механики, но в какой-то момент становится скучно. Сейчас Master of Orion может показаться вторичным: еще одна космическая 4X-стратегия, которая аккуратно и прилежно эксплуатирует всем известные идеи.
Хотя в дебюте игра действительно захватывает и местами выглядит выигрышно. Многое озвучено, а дипломатическое общение с лидерами других рас и сводки «Галактических новостей» втягивают в эту искусственную реальность. Достаточно сказать, что Master of Orion заслуживает звание «космической Цивилизации» в большей степени, чем Civilization: Beyond Earth. Уверен, для многих это вполне хорошая рекомендация, но она омрачается некоторыми по-настоящему неприятными моментами.
Master of Orion прост — и не всегда в хорошем смысле. Расы, такие разные и интересные по описаниям и внешнему виду, не отличаются почти ничем. Если вы были недовольны этим в Stellaris, то крепитесь. Яйцеголовые космические умники и раса воинов будут вести себя почти одинаково. Другое проявление неуместной простоты — Master of Orion элементарно кажется легкой игрой, и выигрыш здесь не заставит вас нервничать и неистово шевелить мозгами. По сравнению с ранней версией многое выглядит лучше, но нет ощущения, что авторы хотели сделать игру именно такой. В одной из моих партий двое соседей не могли разрешить начавшийся конфликт и больше ста ходов были неспособны захватить у противника хотя бы одну планету.
Остальные космические стратегии вынуждают вас с первых ходов носиться как угорелый, седеть из-за неправильных решений и перезапускать игру, когда вы поняли, что несколько часов (или дней) назад допустили критическую ошибку. Master of Orion вообще не ставит перед собой задачи прессовать игрока: остальные расы даже не пытаются обогнать вас и подчас ведут себя, как круглые идиоты. Они расслабленные, безынициативные, и при этом зачастую исполняют безумные комбинации действий себе же во вред. Появились диверсии и шпионаж, и противник теперь может больно щипать ваши окраины своими гнусными проделками, но этого все равно недостаточно.
Вселенная Master of Orion диктует: «расслабься, все у тебя будет нормально». И ты расслабляешься, и у тебя и вправду все неплохо, и твоя раса заплывает жирком, и начинаешь править как-то спустя рукава — благодать, процветание, стабильность. Сравните с тем же Stellaris, где предательства союзников или массовая смерть важнейших ученых — это что-то вроде разминки перед тем, как случится очередной Апокалипсис или восстание машин.
Единственная инновация, которую попытались ввести в Master of Orion — это тактические бои. Задумка отличная, но довольно быстро выясняется, что автобоя этой игре было бы достаточно. Сражения, в которых вы сами ведете свои линкоры, не особо нужны: решает не тактический замысел, а тупые цифры. Если ваши корыта мощнее, чем у противника, то вы выиграете — и точка. Обходы с флангов и специальные команды кораблям помогают, но не решают исход сражения. Это обидно.
Master of Orion — та игра, которую можно пропустить: здесь нет чего-то действительно нового, но если мыслить от обратного, то игра раскрывается как качественный генератор ностальгии, в этом она и вправду хороша. Опять же, ее главный минус, упрощенность, в определенных условиях может стать плюсом и называться «доступностью». Если вы искали челлендж и космическое превозмогание, то Master of Orion вряд ли оставит вас удовлетворенным. Но если вам хотелось чего-то в этом духе, но попроще, без траты десятков часов и километров нервных окончаний, то он станет неплохой альтернативой многомерным и чересчур сложным конкурентам.
Master of Orion доступен в Steam и GOG с 25 августа.