Безымянный мальчик оказывается в темном пасмурном лесу. Кто он, что тут делает и что вообще происходит вокруг, мы поймем только в финальной сцене. До нее — примерно 2 с половиной часа приключений в мрачном мире, списанным напополам из произведений Кафки и Оруэлла. Впрочем, несмотря на отталкивающие, местами чересчур угрюмые декорации, Inside остается вполне оптимистичной игрой.

Ее главная тема — преодоление внутренних человеческих комплексов и преград. Авторы Inside неистово верят, что каждый человек способен кардинально изменить собственную жизнь, были бы только желание и сила воли. Вторая важная новость про Inside — ее делала студия Playdead, авторы великолепной Limbo. Чарующее карандашное приключение про мальчика, ищущего свою сестру в недружелюбном мире-чистилище, навсегда вошло в историю как один из первых шедевров малой формы (которые сейчас многие обзывают, по делу и без, просто — «инди»). Это был практически идеальный платформер — с неповторимой атмосферой, хитроумными головоломками и, конечно, уникальным внешним видом.

После оглушительного успеха, многие были уверены, что Playdead обязаны переключиться на любой другой жанр — переплюнуть самих себя казалось невозможным. Но они это сделали. Inside (и в это сложно поверить) лучше Limbo практически во всем. И пока для меня это — главная игра нынешнего года. Простите, Naughty Dog. Правила игры в Inside все те же: мы погружаемся в платформер, в котором наш безымянный герой перемещается по пугающему, но нечеловечески красивому миру.

inside игра game limbo playdead рецензия платформер отвратительные мужики disgusting men

Вокруг сплошной ад и холокост: под ногами трупы животных, на заднем плане толпятся зомбированные понурые люди, туда-сюда снуют безмолвные охранники в форме со сторожевыми собаками под яркими лучами прожекторов. Солнца в постапокалиптическом мире Inside предсказуемо не существует, а сам он превратился в одну большую кафкианскую тюрьму, из которой вряд ли можно вырваться. Все, что нам остается — бежать вперед, в неизвестность, по ходу дела решая головоломки и избегая ловушек, аккуратно спрятанных авторами игры в складках декораций. Простую, обкатанную в Limbo, формулу Playdead здесь довели практически до идеала.

Антиутопическая атмосфера безысходности в Inside выдержана на пять с плюсом не только благодаря титанической работе художников, но и гнетущему электронному саундтреку от Мартина Стига Андерсена. Как и вся команда Playdead, он смог переплюнуть себя же самого: в Limbo была замечательная музыка, но в Inside она буквально пробирает до мурашек. Во многом потому, что она не бьет по ушам, не оттягивает на себя внимание, а наоборот, очень деликатно вступает в самые важные или кульминационные моменты, подчеркивая их значимость и правильно расставляя акценты во время прохождения.

inside игра game limbo playdead рецензия платформер отвратительные мужики disgusting men

В головоломках — сердце Inside — прекрасно соблюдается баланс между сложностью и логикой, при этом Playdead почти не повторяются. Ребусы со светом сменяются подводными задачками, те — погонями от охранных собак (самые напряженные моменты игры), венчают все коллективные (не спрашивайте) головоломки, в которых главный герой при помощи хитроумного устройства начинает управлять теми самыми зомбированными людьми, томящимися в «отключенном» состоянии на заднем плане. В финале случается вообще невероятное — но об этом умолчим.

Inside делали около пяти лет — очень большой срок для такого небольшого проекта. Но чем дольше играешь, тем больше понимаешь, зачем Playdead так тянули. В результате получилась приключенческая игра в буквальном смысле ручной сборки. Каждый эпизод, каждая ситуация в Inside подогнаны друг к другу и выстроены в совсем неслучайной последовательности, которую придумали и осуществили мастера из Playdead. Этим Inside больше похожа не на игры в широком смысле этого слова, а скорее на авторские кинокартины, за которыми стоит фигура большого режиссера (Спилберга, Кубрика, Аллена и других).inside-game-zombie-kid-stealth-gameplay-screenshot-xbox-one

Playdead не пытаются играть в тренды или угодить большей, чем они могут себе позволить, аудитории. Они продолжают делать ровно такие игры, какие хотят. А оставаться самим собой и продолжать гнуть свою линию — это, на самом деле, очень редкое для современной развлекательной индустрии качество, которое могут себе позволить только сверхталантливые (если не сказать, гениальные люди). А о то, что Playdead — именно такие, после выхода Inside, во всяком случае у меня, сомнений не осталось.

Игра Inside уже доступна в Steam и на Xbox One.