Настал этот день: я начал читать «Ведьмака». После выхода «Дикой охоты» в моей жизни появилась стабильность, устаканился порядок: пара часов перед сном — на Плотве, потом, уже в кровати, — пара глав первоисточника. А потом по пути на работу; я даже умышленно перестал пользоваться интернетом в метро. Полюбил длинные эскалаторы. Ценю светофоры, которые долго горят красным для пешеходов. Я, вообще, очень не хотел писать этот текст — потому что он отвлекает меня от главного. А самое главное сейчас происходит между Веленом и Новиградом, и одновременно — на пиру у королевы Каланте, где оголтелая стража, оказывается, чуть было не зарезала будущего отца Цири. Еще я узнал, почему к Геральту привязалась кличка «Мясник из Блавикена».

Несколько лет назад я думал иначе: когда вышел и первый, и второй «Ведьмаки», я был уверен в том, что вот это вот польское боевое фэнтези способно только навредить рассудку читателя — я-то ведь взрослый, мне лучше знать. Но третья часть меня сломила, я стремительно нашел удобный сервис с полным собранием сочинений Сапковского в библиотеке, зарегистрировался, оплатил подписку на месяц вперед и теперь продолжаю, считай, играть в «Ведьмака», даже когда не играю в «Ведьмака».

Деревня Белый Сад

Основная задача, кстати, именно в этом и состояла. «Ведьмак 3» — настолько масштабная игра, что уделять ей время, которого достойны эти объемы, получается не всегда; чаще всего не получается совсем. Поэтому я начал читать книги — чтобы не утратить контекст в перерывах между скачками по опустошенным деревням, болотам и другим провинциальным пейзажам. Я искренне желаю всем, кто еще не играл в «Дикую охоту», перестать откладывать «на потом». Никакого «потом» не будет. Завтра тридцатник, послезавтра сорокет, пенсия, крематорий. Пока у вас не появились неотложные дела, которых не бывает мало, — сделайте дело, поиграйте в «Ведьмака 3».

the witcher 3 review ведьмак 3 дикая охота рецензия обзор петр сальников отвратительные мужики disgusting men

Кобыла Плотва, иногда путаясь копытами в кустах и березах, несет Геральта вдоль рек, поперек болот, сквозь деревни, через холмы и долины. Куда ни глянь — везде Пейзажи. Ветер дует так, что деревья гнутся чуть ли не до самой земли; «Ну и ветер» — угрюмо комментирует Геральт. В лесу бандиты, дезертиры (почему-то полуголые, но вооруженные) и волки; в полях трупоеды обгладывают кости павших, но еще почти свежих солдат; в деревне по соседству крестьяне жалуются на призрак девушки, которую повесили в колодце; неподалеку оттуда живет травница, ей что-то около тридцати. Она стоит у стола так, чтобы ее задница была первым, что вы увидите, переступив порог.
3Несколько подчеркнутый эротизм происходящего может насторожить тех, кто в прошлом году пытался завалить хоть кого-нибудь в Dragon Age: Inquisition, но так и не преуспел — а в худшем случае еще и попал в ловушку. «Ведьмак» устроен таким образом, что вы не закончите игру, ни разу не угодив в постель к какой-нибудь волшебнице. Герои игры — мужчины и женщины, у которых друг с другом простые и понятные отношения. Мужчины работают в полях, грабят, пьют и жалуются, что на их скот нападают драконы с курьими головами — а женщины просят Геральта хоть что-нибудь со всем этим сделать. Нет ничего зазорного в том, чтобы, поотрубав полчасика конечности каким-нибудь подземным уродам, весело провести время с благодарной ведьмой, которая всю дорогу откровенно флиртовала. Тем более, такая нервная работа.

Как разбогатеть? Ищите работу, которую вы полюбите. В каждом поселке есть доска объявлений, люди ждут профессиональной помощи. Чудовища в «Ведьмаке» так же распространены и многочисленны, как тараканы в девятиэтажках с мусоропроводом, мыши на овощебазе, пьяницы на вокзале. Ведьмак в этом мире — это такой «муж на час», который и кран починит, и стул заклеит, только краны тут ни у кого не текут — зато пропадают дети, погибают родственники, заводятся привидения. Все живут очень плохо.

ведьмак 3 дикая охота рецензия обзор отвратительные мужики петр сальников disgusting men

Охота на монстра — особый ритуал. На уровне сложности выше среднего нужно позаботиться о том, чтобы под рукой были нужные склянки с маслами, наточены мечи, изготовлены бомбы, развиты определенные навыки героя. Управление Геральтом в бою — отдельный тактический аттракцион. Нужно разобраться, чего противник боится больше, и от чего ему больнее. Вовремя выпить все зелья и при этом самому не отравиться. Перетасовать умения так, чтобы их набор соответствовал задаче. Навыки можно пересобирать, в зависимости от ситуации выводя одни в актив и отправляя другие на скамейку запасных. Всего один герой — а фантазировать в бою можно, будто с целой партией.

Уникальное, кстати, сочетание ролевого микроменеджмента и прямого контроля — когда вы не тычете мышкой, кого герою атаковать, а управляете непосредственно ударами, заботясь о точности и своевременности атак, как в боевике.

the witcher 3 review ведьмак 3 дикая охота рецензия обзор петр сальников отвратительные мужики disgusting men

Я привык считать, что в словосочетании Role-Playing Game главное — первое, та самая «роль». Не цифры напротив характеристик, а именно шкура, которую ты примеряешь, когда ненадолго становишься кем-то. «Ведьмак» в этом смысле справляется получше многих игр последней пятилетки. В дебюте вам достается не полая безликая емкость с парой болтающихся в ней навыков, а герой с историей и все-таки каким-то прошлым, с культурным багажом.

2

«Ведьмак» —игра про человека и человеческие проблемы, пусть и пропущенные через призму выдуманного сказочного мира. В конце концов, даже живя в сказочном мире, люди иногда хотят просто посрать, а не выражаться высоким слогом, всем видом показывая: «смотри, у нас тут фэнтези! Смотри, как мы тут такие все типа ФЭНТЕЗИ!».

А чтобы вы почаще об этом вспоминали, Геральта периодически ставят перед таким выбором, что перед принятием решения вы отскакиваете от экрана на нервный перекур.

«Ведьмака 3» уже сравнивали со Skyrim, но это ложная, в корне неверная параллель. Да, открытый мир, да, масса заданий, пещер, лесов и руин для исследования. Но «Ведьмак» устроен совсем иначе. Главный герой — Геральт, а не окружающий его мир. Задания не рассеяны по миру хаотично, а сосредоточены в деревнях и городах, откуда маршрутами-венами расходятся по всему остальному организму. Вы не хотите скакать туда-сюда на лошади, таким образом изучая географию опустошенного войной и голодом края — вы хотите сорвать пару объявлений и отправиться на задание, по пути наслаждаясь — правильно — Пейзажами. А просто так бродить здесь незачем. Максимум, нарветесь на чье-нибудь логово.

«Ведьмак» — самая современная из существующих RPG, и, вместе с тем, в хорошем смысле закостенелая и консервативная. Здесь можно расслабленно подчиниться течению сюжета, и можно на ровном месте насмерть получить по голове, не вовремя свернув куда-нибудь не туда.

1

Запрещено употреблять еду и сохраняться во время битвы, зато разрешается медитировать (считай, спать — чтобы восстановить запас зелий) на расстоянии пары шагов от босса, за которым вы как бы «гонитесь». Пока одни думают, как сделать игру, которая понравится всем без исключения, CD Projekt хватило смелости удержать позиции и не идти на поводу у конъюнктуры — сделать игру, в которую им самим хотелось бы играть. Это читается в рисовке, описаниях, деталях, диалогах. Ощущается в тот момент, когда понимаешь, что хочешь выполнить все задания исследовать все закоулки этого мира просто потому, что подольше хочешь тут побыть, тут здорово. Чтобы так делать, нужно это, конечно, очень сильно любить.

Деревня Белый Сад

Первая книга Сапковского о ведьмаке, «Последнее желание», — сборник сюжетов, готовых к переложению на язык любых развлекательных медиа. Каждый рассказ начинается с ситуации, в которую уже попал Геральт, а дальше происходят танцы с клинками, расследования, пьянство с чудищами и другие замечательные вещи. Переосмыслить и оживить события литературного произведения в контексте игры так, чтобы они не потеряли в насыщенности, способен только тот, чей талант сопоставим с талантом автора первоисточника. Заставить проблемы героев игры стать твоими проблемами, как это умеют делать хорошие книги — и наоборот: заставить читателя представлять и мысленно озвучивать героев книги так, как они выглядят и звучат в игре. Удивительный, совершенно уникальный опыт.