Если вы вдруг зададитесь целью отыскать фильм, который чаще других нарекали лучшим за все время существования кинематографа, то, вероятнее всего, им окажется дебютная картина Орсона Уэллса – «Гражданин Кейн». Так уж вышло, что большинство именитых и не очень изданий практически машинально возносят этот байопик на недосягаемые высоты. Дошло даже до того, что наделавшую массу шума «The Last of Us», нарекли не иначе как «Гражданином Кейном от мира видеоигр». В свете всей этой шумихи возникает резонный вопрос – а насколько оправдан этот культ?

Что связывает Уэллса с магией вуду

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

В 1915-ом году в небольшом портовом городке Кеноша, затаившемся близ Чикаго, на свет появился Джордж Орсон Уэллс. Его отец был далеко не самым удачливым изобретателем, а мать – пианисткой. Но ввиду того, что в 1919-ом они разошлись, раннее детство Орсон провел в компании матери. Именно с ее легкой руки, будучи еще совсем маленьким, он пристрастился к творчеству Шекспира. К 5 годам у него уже было личное собрание сочинений великого англичанина. Также он увлекался живописью, играл на рояле, скрипке и даже давал небольшие концерты. Но в 1923-ем мать Уэллса скончалась, забрав вместе с собой его увлечение музыкой, но не любовь к Шекспиру, которая расцвела много лет спустя.

Отец Орсона, забросивший изобретательскую деятельность и пристрастившийся к алкоголю, проследовал за женой в 1930-ом. Так в возрасте 15-ти лет будущий актер и режиссер оказался на попечении у Морриса Берстайна, близкого друга его родителей. В действительности же он остался совсем один, лишенный крепкого родительского плеча и вынужденный полагаться исключительно на собственные силы.

Вскоре стало предельно ясно, что Уэллс парень не промах. Через год после смерти отца он без разрешения опекуна решил отправиться в путешествие по Европе, но денег ему хватило лишь на дорогу до Чикаго. Тем не менее, каким-то образом он не только умудрился укрыться от разыскивавшей его полиции, но и сумел раздобыть необходимую для путешествия сумму. И это во времена жуткого экономического кризиса, когда ни у кого не было работы.

Во время европейского турне, длившегося несколько лет, Уэллс отработал полноценный театральный сезон в одном из дублинских театров, побродил по улочкам Марокко, а также отличился написанием детективов и участием в корриде на ее исторической родине под прозвищем «Эль Американо».

«Лучшие произведения создают до 30-ти и после 70-ти. Главный враг общества – средний класс, а жизни – средний возраст».

— Орсон Уэллс

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

Вернувшись в Америку, Уэллс вел спокойную по его меркам жизнь, играя самые разные роли в труппе небезызвестной театральной актрисы Кэтрин Корнелл, колесившей в то время по всей стране. Но в 1934-ом ему улыбнулась удача: на деньги Джона Хаусмана, американского режиссера и продюсера средней руки, они открыли совместный театр в Нью-Йорке. Недолго думая, Уэллс обратился к горячо любимому творчеству Шекспира и поставил собственного «Макбета».

Место действия пьесы было перенесено на Таити, а задействовали в ней исключительно чернокожих актеров, что по тем временам было просто немыслимо. Но и этот факт был лишь верхушкой айсберга: Орсону удалось привезти из Африки настоящих жриц культа вуду, которые прямо на сцене проводили взаправдашние ритуалы, свежуя в процессе живых овец. Это мероприятие, как и поставленный пару лет спустя «Юлий Цезарь», в котором Цезарь был загримирован под Муссолини, наделало много шума, но не принесло Уэллсу должной популярности.

«Борьба с традицией нам необходима, но, если мы ее совсем уничтожим, исчезнет напряжение, и тогда не останется ничего… ни авангарда, ни экспериментального искусства. Вне традиции всякое экспериментаторство теряет смысл…»

— Орсон Уэллс

Но 30 октября 1938-го года, в канун Дня всех святых, грянул гром. Именно в этот вечер в радиоэфир вышла постановка «Войны миров», созданная Уэллсом на основе знаменитого романа его однофамильца. К середине «представления», первая половина которого довольно убедительно имитировала репортаж с непосредственного места событий, несколько районов Соединенных Штатов охватила истерия. Люди искренне поверили в подлинность нападения марсиан. Обернулось это дело чередой самоубийств, нервных срывов и побегов из городов в близлежащие леса и горы. Это был настоящий фурор, в одночасье сделавший Уэллса настоящей знаменитостью и открывший для него дорогу в Голливуд.

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

Причем, «фабрика грез» выдала ему неслыханный по тем временам подарок: согласно заключенному с компанией RKO контракту, Уэллс должен был снимать по одной картине в год, исполняя обязанности режиссера, продюсера и актера. При этом студия не могла ни коим образом влиять на его работу, ей даже не позволялось просматривать отснятый материал. Немыслимая роскошь, в сиянии которой и был рожден «Гражданин Кейн», вознесший 25-летнего режиссера на удивительную высоту.

Нельзя сказать, что вся последующая жизнь Уэллса была невыносимой, но на нее выдалось множество неприятностей: изгнание из Голливуда по причине развода с Ритой Хейворт, вынужденная миграция в Европу и безуспешные поиски финансирования. Но Уэллс был настоящим стоиком и бойцом, не опустившим руки даже после всего вылитого на него дерьма. Он прекрасно осознавал свое превосходство над окружающими и нисколько не боялся выставлять его на показ.

«Лично я никогда не был киноманом и даже в детстве ходил в кино не слишком часто. Слава Богу, меня кинематограф интересует в разумных пределах. Танцор или певец, способный мыслить лишь категориями своего искусства, на самом деле — глупец, ему просто нечего сказать людям.»

— Орсон Уэллс

Массовая «депрессия» длинною в десятилетие

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

Первая четверть прошлого столетия выдалась для Соединенных Штатов крайне удачной. За эти годы ее промышленность и экономика совершили внушительный рывок вперед. В первую очередь благодаря повсеместному внедрению новых технологий и удаленности от событий Первой мировой. Так, в период с 1917-го по 1927-ой год национальный доход США вырос почти в 3 раза. Благосостояние простых людей росло, а вместе с ним и вера в светлое будущее.

В ревущие двадцатые приподнятое расположение духа достигло своего апогея. Американцы массово перебирались из глубинки в крупные города, отчаянно содрогавшиеся под громогласные возгласы джаза и галлонами уплетавшие алкоголь. Даже властвовавший в те годы «Сухой закон» не мог им помешать. Это была беззаботная, оптимистичная пора, во время которой каждый американец свято верил в нерушимость и могущество своей родины.

Ясное дело, бесконечно так продолжаться не могло. Рано или поздно любой пир подходит к концу, обрушивая на его участников жуткое похмелье и сожаления о содеянном. Для Соединенных Штатов, а заодно и для остального цивилизованного мира, таким похмельем стала «Великая депрессия» – экономический кризис, началом которого считается 29 октября 1929-го года. Именно в этот день после непродолжительной агонии рухнул фондовый рынок США, утянув за собой на дно всю мировую экономику.

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

Самым страшным в «Великой депрессии» оказалось то, что к ней никто не был готов и в первую очередь морально. Люди нищали не постепенно и не по причине чьих-то неверных решений, так или иначе лежавших на поверхности. Большинство лишилось всего в мгновение ока, совершенно не понимая истоков этой напасти. В первые дни десятки тысяч ошеломленных американцев наложили на себя руки, настолько силен был шок и последовавший за ним ужас.

Также за время кризиса разорились тысячи предприятий. Сельское хозяйство, и без того пребывавшее не в лучшей форме, столкнулось с еще большими проблемами, а банки полопались словно мыльные пузыри на солнце. Как следствие, резкое сокращение рабочих мест лишило обнищавшее население возможности исправить сложившуюся ситуацию.

К началу тридцатых число безработных превышало 15 миллионов человек (и это не считая жен, детей и недееспособных стариков, повисших на их шеях) при общем населении в 120 миллионов. Кто-то из числа этих несчастных изо дня в день околачивал пороги близлежащих предприятий, кто-то беспробудно пил, а кто-то путешествовал по стране, за копейки помогая чужим хозяйствам. Но в лучшем случае это позволяло им и их семьям не умереть с голоду.

«Люди, которые батрачат на чужих ранчо, самые одинокие на свете. У них нет семьи. У них нет дома. Придут они на ранчо, отработают свое, а потом – в город, денежки проматывать, и глядишь, уж снова плетутся куда-нибудь на другое ранчо. И в будущем у них ничего нет.»

— Джон Стейнбек, «О мышах и людях»

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

Некоторые умудрялись отчаяться до такой степени, что отправлялись в Советский Союз, который всегда страдал от нехватки рабочих рук, но никак не от нехватки заоблачных амбиций. Более того, тридцатые являются единственным периодом в истории, когда отток населения из Соединенных Штатов, заслуженно именуемых страной иммигрантов, превысил его приток.

За то полное отчаяния и мучений десятилетие, что длилась «Великая депрессия», Америка откатилась в своем развитии к уровню 1911-го года. Но, как бы там ни было, благодаря разносторонним реформам Делано Рузвельта, к 1939-му году кризис официально сошел на нет. Американский народ выстоял и наконец-то мог спокойно вздохнуть.

В свою очередь, май 1941-го года, на который пришелся выход «Гражданина Кейна», был едва ли не самым подходящим для этого моментом. Годы жутких страданий и лишений остались позади, экономика и промышленность снова были на подъеме, а до нападения японцев на Перл-Харбор, вынудившего Соединенные Штаты вступить во Вторую мировую войну, оставалось еще 8 месяцев.

Богатые тоже плачут

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

В «Гражданине Кейне» Орсон Уэллс попытался создать разностороннего и в меру глубокого героя, не только способного запомниться зрителю своими выходками, но и пробудить в нем эмоции. Для этого он сосредоточил все свое внимание на судьбе Чарльза Фостера Кейна, в основу образа которого лег современник Уэллса – первый в истории медиамагнат Уильям Херст. Кстати говоря, еще до выхода фильма об этом факте прознал не только весь Голливуд, но и сам Херст.

Сказать, что его не обрадовала оказанная честь, значит изрядно преуменьшить размах проблемы. Херст, не желая выставлять на показ свою личную жизнь, приложил максимум усилий, дабы не дать Уэллсу завершить съемки. И хотя молодому режиссеру это все-таки удалось, должного проката «Гражданин Кейн» не получил, поскольку многие кинотеатры не решились перечить Херсту и проигнорировали показ. Тем не менее, фильму как-то удалось принести своим создателям прибыль, пусть и не внушительную.

История Чарльза Кейна начинается с того, что в совсем юном возрасте его отдают на попечение банку, в прямом смысле этого слова. Дело в том, что в один прекрасный день его мать становится сказочно богатой. И дабы на это богатство не наложил руки ее бестолковый муж, она расстается с сыном, попутно переписывая на него весь свой капитал. Банк, в свою очередь, заинтересован в благополучии Чарльза исключительно потому, что именно в его закромах таятся деньги юного миллионера. В определенном смысле Кейн, как и Уэллс когда-то, остается один на один с жизнью.

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

В дальнейшем выясняется, что Кейн далеко не так прост: в возрасте 25 лет, получив наконец возможность распоряжаться своим состоянием, он плюет на будущее десятка подвластных ему предприятий и обращает взор на чахлую газетенку. В первый год она приносит ему убытки в размере миллиона долларов, но его это мало беспокоит и он полностью отдается собственной страсти. Газета понемногу крепчает, а Кейн подобно Херсту становится праотцом «желтой прессы».

А ведь в этом сумасбродном, на первый взгляд, интересе к прессе кроется вся суть личности Кейна. Это — строптивый, самоуверенный и отчаянно пытающийся ухватиться за предназначенное ему счастье человек. Ради собственной выгоды он готов пойти на что угодно, даже развязывание двух мировых войн не кажется ему перебором. Что уж говорить о более мелких прихотях, на которых и акцентирует внимание Уэллс.

Честно говоря, при всей пристойности сценария, написанного Уэллсом в соавторстве со страдавшим от алкоголической зависимости Манкевичем, история кажется чрезвычайно знакомой. По сути, это очередная интерпретация поисков счастья человеком, обремененным умом и богатством. С предсказуемыми взлетами и падениями, равно как и вытекающим из них финалом. Так или иначе, все это мы уже видели и далеко не раз.

citizen kane гражданин кейн кино великая депрессия классика отвратительные мужики

С художественной точки зрения «Гражданин Кейн» также не производит сегодня неизгладимого впечатления. Первая половина фильма отличается невероятно высоким темпом, из-за которого большинство фраз попросту наскакивают друг на друга без веской на то причины. И все это на повышенных тонах. Создается впечатление, что перед тобой проносится огромный шумный экспресс, взобраться на который не представляется возможным. Но в то самое мгновение, когда желание уйти становится невыносимым, он начинает вещать на два тона тише и вдруг замедляет ход, позволяя запрыгнуть на подножку одного из своих сияющих вагонов.

Благодаря снижению темпа, игра актеров перестает походить на шумный балаган, а Кейн (в исполнении Уэллса) начинает обретать в меру яркие черты, оставляя в итоге глубокое впечатление. Хотя проникнуться его бедами в полном объеме довольно сложно, и виновата в этом их упомянутая вторичность. Зато постановка некоторых сцен и изобретательность операторской работы приятно удивляют даже сегодня, особенно если не выпускать из памяти нависшие над ними годы.

Нужно ли смотреть это сейчас

При всей своей «громогласности» на сегодняшний день «Гражданин Кейн» вызывает очень противоречивые чувства. Это достаточно неровная, но не лишенная шарма, картина. Так что рассматривать ее лучше всего из академического интереса и обязательно в контексте времени, иначе можно изрядно разочароваться в этом кинематографическом идоле.

  • Shoogo

    Я такое не часто могу сказать, но жалею о потраченном времени на этот фильм.

  • Portnoy21

    Лучше порнуху посмотреть,тут как раз статья неподалеку о том какую лучше выбрать.

    • генерал Говноедов

      заценить операторскую работу, ведь этож надо мастерство иметь чтобы передать всю полноту эмоций и ощущений от соития снимая исключительно гениталии крупным планом

  • Mr. Plinkett

    Вы ебанулись, даже сейчас этот фильм охуенно смотрится.

  • Henry08

    Ничто не идеально, любой культ, все же больше традиция. Если критикам, сейчас мало что грозит, то боюсь тогда, вместо «говноеда», могли погнать с тусовки и работы.
    Подозреваю, что фильм, тогда, как наркотик, попал точно в вену общества, восхищенного идеями о нерушимом эгоисте. Но после Айн Ренд наступит тяжелая ломка Сэлинджером.
    Фильм о людях, той эпохи и проблемах, что тогда казались важными, мы уже ими переболели и пошли дальше, смотреть можно только как хронику, для общего развития.

  • Никита

    Предлагаю автору разобрать «На несколько долларов больше». А про Кейна не соглашусь — это классика кинематографа, и она не устаревает. Вы уж извините меня Юрий, но вы занимаетесь говноедством.

  • Slow Poke

    Смотрел впервые «Гражданина Кейна» пару месяцев назад, воспринимается отлично. Быстрого темпа в первой половине не заметил.
    Вообще, я не любитель старых фильмов, особенно черно-белых, но ГК очень впечатлил. Из тех фильмов, что не стареют со временем.

  • Кодзимыч

    чё то говноедская какая-то статья

  • skiff

    Горько — новая классика кинематографа…

    • Blankov Blank Blankovich

      А вот и жадные дети подъехали.

      • skiff

        почему жадные дети?

    • генерал Говноедов

      человечество еще не доросло до того чтобы понять всю гениальность этого шит-евра

      • skiff

        солидарен слишком высок уровень ВСЕГО в этом образце искусства!

  • Evil_Johnny

    Статья интересная, спасибо.
    Хотя нужно учитывать, что «историю поиска счастья человеком, обремененным интеллектом» на киноэкране мы не раз видели в основном после «гражданина Кейна». Он, конечно, был не первым фильмом про это, но первым, в котором удачно сочетаются (а зачастую и используются впервые) приемы, без которых немыслимо современное кино (нелинейное повествование, плот-твист, раскрывающий характер и мотивацию персонажа в самом конце, монтаж и постановка сцен, позволяющие за пару минут исчерпывающе раскрыть пласт жизни в десятки лет, вроде сцены с женой за обеденным столом).

    Так что, поскольку история универсальна, а киноязык используется вот прямо сейчас в фильмах про супергероев, достижения этой картины актуальны и по сей день, поэтому лично у меня ее переоцененной назвать язык не поворачивается.

  • Dmitry Konstantinov

    Ответ однозначный — смотреть стоит, но вовсе не ради сюжета. Весь этот макгаффин с «бутоном розы» сейчас смотрится притянутым за уши. Смотреть «Гражданина Кейна» нужно ради фантастической постановки кадров и работы со светом и тенью. Очень мало кто после смог сделать нечто столь же захватывающее. Причём многие приёмы потом массово цитировались во многих боевиках и громких фильмах 70-90 х годов. Вот ради понимания, откуда именно всё это пошло, просмотр «Кейна» просто необходим.

    • Henry08

      Вот чесно, есть много фильмов, которых я терперь не могу, но признаю их влияние на кинематограф. Например, Одиссея практически во всей научной фантастике, но с гражданином дело другое, ничего кроме гифки я найти не могу http://www.reactiongifs.us/wp-content/uploads/2013/03/slow_clap_citizen_kane.gif
      Рускоязычные ресурсы хором поют, что фильм — методичка по построению кадра, что молодой режиссер намешал жанров, но показать пальцем, кто восхищался и где, почему-то не хотят. Даже термин «макгаффин» Хичкок ввел, тут этот прием еще не принял свою окончательную форму.

      • Evil_Johnny

        Я согласен, поскольку многие ходы «Гражданина Кейна» были не просто процитированы, но переработаны режиссерами в угоду художественным замыслам своих фильмов, сложно уловить связь между Кейном и последующими фильмами. Но если задуматься, что до него некоторых вещей не было, становится понятно, почему фильм так превозносят.

        Если не брать общие слова про то, что он вдохновил множество режиссеров (список есть на википедии), из того, что бросается в глаза: нелинейное повествование. В кинобиографии, пусть и вымышленной, сложно уложить жизнь человека, и Уэллс с Манкевичем нашли способ и уместить основные вехи жизни Кейна, и сюжетно обосновать причину, по которой именно на них делается упор, и дополнительно оттенить характер заглавного персонажа, введя персонажа-следователя — журналиста, собирающего про Кейна информацию и останавливающегося на примечательных с его точки зрения событиях. Фрагментарное отображение биографии главного героя используется в куче современных фильмов, от «Оружейного барона» до «Интервью с вампиром» (хотя последний по книге написан, возможно, это дань книжной структуре), от «Олигарха» до «Кино про Алексеева» из отечественных. И во многих есть также персонаж, оттеняющий главгероя, будь то следователь, агент ФБР или, опять же, журналист.

        Фрагментарное повествование дало возможность смешивать жанры, оживляя картину. Конечно, до открытого смешения жанров люди дошли бы и без Кейна. Но в нашей Вселенной одним из первых, если не первым, у кого это вышло удачно, оказался Уэллс.

        Из мелких ходов и находок я многого не помню, но вот, опять же, сцена за обеденным столом могла не найти прямой цитаты, но породить идею символично показать огромную часть жизни за пару минут. Такие нарезки так же есть во многих фильмах. Из того, что приходит в голову — начальная сцена мультфильма «Вверх», от которой в свое время половина Интернета слезами заливалась.

        Вот здесь http://www.bbc.com/russian/society/2015/07/150724_vert_cul_whats_so_good_about_citizen_kane
        много общих слов, но указывается и прямая цитата Скорсезе на Кейна в «Волке с Уолл-стрит».

        «Гражданин Кейн», возможно, не изобрел многих вещей, которые ему приписывают, но одним из первых заставил их работать вместе как надо, создавать синергетический эффект. Хотя вероятно, я ошибся и приписал Кейну не того. Буду рад, если меня поправят.

  • Kloo

    если цветной сделают еще бы раз глянул, но тышо это же класико

    • Snova Ivanov

      В цвете? Не дай бог! Там куча сцен с таким офигительным светом выставленным именно под ч/б !!! Ни в коем разе в покрас. Нихт!

      • Kloo

        http://www.kinopoisk.ru/film/484/ вот этому фильму очень помогло, в чб скучновато смотреть ) привлекли бы к классике новых зрителей как раз, почему нет. свет, сцены кто это видит вообще 5% эстетов

        • Snova Ivanov

          Х.З, мне как то вообще идея покраски ч/б фильмов кажется какой то нелепицей, если честно. Да, это помогает кой кому заработать ещё денег на старых фильмах, но, как по мне, вся суть, фишка и цимес такого кино пропадает нафиг.

          • Kloo

            как по мне, цимес любого кино это режиссерская и сценарная работа, а не эффекты чб или 48фпс. да и вообще многие классические фильмы это же ремейки старых которые в чб были сняты. забвение или реставрация + цвет. второй вариант лучше

  • Snova Ivanov

    Помню, полюбил тот фильм именно с этой сцены, что размещаю ниже.
    До этого момента он мне просто нравился.
    Гениально же!

  • генерал Говноедов

    ну про старую классику как: я например играл в Planescape Torment уже в 2014, я не был согласен с заверениями некоторых олдфагов что это лучшее РПГ всех времен, ибо геймплей там ой как плох потому что придерживается ДНД стандартов, но вот если посмотреть с другой стороны — а именно эдакого интерактивного нелинейного фэнтези-романа то аналогов и по сей день нету, так что буду советовать ньюфагам скорее ознакомиться с сюжетом или даже посмотреть летсплей, нежели самим устанавливать и играть, кстати с первым халф-лайф никаких скидок на возраст можно не делать

    • Shadowrun недавние напоминают Тормент — по сути больше книги, чем рпг-игры.

  • Snova Ivanov

    Ещё цена курения в библиотеке приколола. Чувак читает, в читальном, что характерно, зале, при этом дымит как паровоз, над ним стоит коп и ухом не ведёт.
    А чё? Всё норм!
    Занятное было время.

  • Viktor Nikulnikov

    Но фишка Кейна, в его «широкоугольности». Некоторые кадры, например, со стаканом или в самом начале, где люди сидят в темноте. Роскошно же.

  • Pingback: xmt85c4wx5ctwxw3tcerthve56()

  • Pingback: http://falschgeldkaufen.blogspot.com/2017/01/wo-kann-ich-falschgeld-kaufen.html()

  • Pingback: دانلود قسمت هشتم شهرزاد دوم()

  • Pingback: دانلود شهرزاد قسمت نهم فصل دوم()

  • Pingback: دانلود شهرزاد قسمت هشتم فصل دوم()

  • Pingback: دانلود قسمت ششم فصل دوم شهرزاد()

  • Pingback: Bobbi Dylan()

  • Pingback: Nikki Stills()

  • Pingback: Kitty Catherine()

  • Pingback: دانلود شهرزاد قسمت هفتم فصل دوم()

  • Pingback: dolandirici()

  • Pingback: Cherry Hilson()

  • Pingback: hamptonbaycelingfanblog()

  • Pingback: Free Stuff Worldwide()

  • Pingback: construction equipment repair()

  • Pingback: movies()

  • Pingback: casinos online usa players()

  • Pingback: دانلود قسمت اول شهرزاد دوم()

  • Pingback: عاشقانه()

  • Pingback: Loyola College for Sale()

  • Pingback: دانلود قسمت پنجم شهرزاد دوم()

  • Pingback: cheap under armour shoes()

  • Pingback: porno()

  • Pingback: porno()

  • Pingback: porno gratis()

  • Pingback: porno()

  • Pingback: porno gratis()

  • Pingback: porno()

  • Pingback: پنجره دوجداره وین تک()

  • Pingback: پنجره ضد سرقت ترک()

  • Pingback: آموزش ساخت پنجره دوجداره()

  • Pingback: دانلود سریال عاشقانه()

  • Pingback: Acne Facial Treatments Lazy Lake()

  • Pingback: Facial Spa Services Pembroke Park()

  • Pingback: Facial Spa Services Lauderdale Lakes()

  • Pingback: پنجره()