«Валериан и Город тысячи планет» — не новый «Пятый элемент», но если вы полюбите этот фильм, то за то же самое, за что когда-то влюбились в теперь уже классическую картину Бессона. Необычные фантастические декорации, история любви мужчины и женщины на фоне масштабной космической интриги второго плана, куча диковинных деталей и, разумеется, яркий театрально-музыкальный номер с характерным артистом.
«Валериан и Город тысячи планет» с самого старта посыпает зрителя инопланетянами в безумных костюмах, затем рисует картину будущего: станция на орбите Земли, где обосновались представители сотен рас, отправляется в глубокий космос, чтобы продолжить полностью автономное существование. В многонациональном составе искусственного города-государства полно самых разных биологических и синтетических тварей, и среди них вдруг появляются новые — нелегальные — жильцы. Военные в фуражках что-то тщательно скрывают; адмирала (Клайв Оуэн) похищают, и на его поиски отправляются агенты Валериан (Дейн Дехан) и Лорелин (Кара Делевинь).
В «Валериане» не идет речь о спасении человечества — спасают тех, чей дом был уничтожен, пока разбирались пиджаки. Все происходящее сопровождается стремительным развитием отношений между агентами, в ходе которого неоднократно подчеркивается истинная разница между мужчинами и женщинами. При этом образ сильной духом и телом героини Делевинь по-прежнему соответствует принципам раннего Бессона: она чаще сама ломится в огонь, чем просит себя спасти. В остальном режиссер тоже, в сущности, повторяет то, что уже блестяще сработало двадцать лет назад. Каждая мизансцена построена вокруг необычных существ, устройств, вымышленных, но абсолютно логичных нюансов, которые по-своему очаровывают. «Валериан» постоянно вызывает сиюминутное любопытство по поводу едва случившегося на экране, и тут же его утоляет — но не вдается в подробности, чтобы не разрушить магию. Это не та фантастика, где все разжуют за зрителя так, чтобы у него не осталось вообще никаких вопросов. «Валериан» — очень фантазерское кино, которое сразу же хочется посмотреть еще пару раз, чтобы получше все рассмотреть.
Но ждать от сеанса таких же эмоций, какие были после «Пятого элемента» — бросьте. Это не убавляет очков «Валериану», просто не настраивайте себя на то, что вот сейчас-то вы увидите фильм, который будете вспоминать, бесконечно пересматривать и советовать всем еще двадцать лет. Вы уже не тот человек. Когда на сцене будет танцевать инопланетный мим, вы будете видеть полуголую Рианну. Первое, что вы захотите сделать после сцены, где Делевинь бегает в бюстгальтере от бикини, — загуглить еще больше ее фотографий в бикини. Шутка про мультипаспорт покажется какой-то лишней, потому что и так все понятно.
Тем, кто не застал лучший фильм Люка Бессона, когда дома его можно было посмотреть только на видеокассете, «Валериан» наверняка покажется просто очередным летним блокбастером. Широкий зритель в известной степени насытился разнообразной цветастой фантастикой, особенно по комиксам, но с точки зрения карьеры Бессона «Валериан и Город тысячи планет» — определенно на светлой стороне истории его творчества. Оценивать этот фильм постфактум, находя очевидные аналогии и цитаты, увлекательно и модно, но занудно предугадывать развитие событий, поедая в зале попкорн, невозможно, потому что совершенно не хочется.
«Валериан» постоянно переносит зрителя из одной сказочной ситуации в другую, одни продолжительны, другие мимолетны и едва касаются чего-то большего — отчего складывается ощущение, что в этом городе действительно, мать его, целая тысяча планет. Если же заранее надеть траурную вуаль разочарования и разбитых надежд и смотреть «Валериана» сквозь нее, то ни IMAX, ни Делевинь, ни Рианна тут не помогут.
«Валериан и Город тысячи планет» в российском прокате с 10 августа.