В 2008 году вышла Star Wars: The Force Unleashed — местами спорная, но в целом ок. Оказывается, это был исторический момент, потому что с тех пор хороших сюжетных игр по «Звездным войнам» не выходило. 11 лет прошло! Новое поколение успело родиться и подойти к подростковому возрасту. Сага пополнилась четырьмя полноценными фильмами и перезапустила собственный канон. А мы все ждем, когда же ЕА наиграется с мультиплеером и мобилками.
Дождались. «Павший орден» — дорогая, красивая, сюжетная игра по «Звездным войнам». Не идеальный, но достойный наследник серии Jedi Knight, во многом ее переплюнувший. После нее верится, что дальше будет еще лучше.
Fallen Order начинается идеально.
Часовой (или около того), постановочный от и до эпизод, написанный и срежиссированный не хуже любого фильма саги. Он не затянут, безумно красив, аккуратно раскрывает почти все основные механики игры. Мотивация героя обрисована четко, важные действующие лица представлены. Не вся игра будет такой собранной, но сейчас хочется забить на сон и домашние дела, чтобы немедленно увидеть всё.
И это результат работы всей команды разработчиков. Дело же не только в постановке. Дизайн костюмов, работа с музыкой и звуком, картинка в целом — всё оправдывает ожидания сразу же. Тысячи деталей, не все мы даже заметим и зафиксируем, но обязательно почувствуем. Это те самые «Звездные войны», никаких сомнений.
Правда, у всех «Звездные войны» свои. Я фанат именно джедайской темы: сила, световые мечи, простая драма с предательствами, переходами на темную сторону и искуплением. Поэтому трилогию приквелов я ставлю выше оригинальных фильмов. Поэтому Fallen Order зарядила меня даже сильнее отмененной Star Wars 1313.
Игра рассказывает историю Кэла Кестеса, падавана, пережившего «Приказ 66» — истребление джедаев Империей.
Он работает разборщиком кораблей, скрываясь на захолустной планетке. Его связь с силой нестабильна, многие практики уже забыты, но в какой-то момент он случайно себя выдает. Одно неосторожное применение силы и уже через несколько часов на планету садится корабль с двумя инквизиторами — Второй и Девятой сестрами.
Инквизиторий — жуткая имперская структура, управляемая лично Вейдером. Задача ее ясна: находить и уничтожать уцелевших джедаев. Все инквизиторы — сами бывшие джедаи, ныне адепты темной стороны силы, искусно владеющие обоюдоострыми (как у Дарта Мола) световыми мечами. Они дисциплинированы, жестоки, но эффективны. Злодеи как есть, но за их работой чертовски приятно наблюдать. Приятно и жутко — они источают настоящий ужас, от которого коленки подкашиваются. Есть в их манерах и даже форме что-то совершенно фашистское и так оно, конечно, и задумано.
В старом каноне про инквизицию информации было достаточно. В новом ее меньше, а почти вся, что есть — в книгах и комиксах. Увидеть инквизицию за работой на большом экране — одна из главных причин для любого фаната «Звездных войн» поиграть в Fallen Order. Появляются инквизиторы не очень часто, каждый их визит — ключевой для сюжета момент. И этого достаточно.
Впрочем, инквизиция тоже ошибается. Кэлу удается сбежать. Он оказывается в компании бывшего джедая Цере Джанды, пилота Гриза Дритуса и умильного маленького дроида BD-1. Вместе они отправляются на поиски списка чувствительных к силе детей. Конечная цель — возродить орден джедаев. Но Империя, само собой, всегда на шаг впереди.
Центральная история в Fallen Order довольно простая и не особо оригинальная.
Это подростковая приключенческая фантастика. В ней хватает жестких моментов, но в целом она старается поддерживать легкий приключенческий дух старых фильмов саги. Даже набор персонажей соответствует. Кэл — все еще неопытный падаван, ищущий свое место в галактике. BD-1 — верный, самоотверженный друг, напоминающий повадками зверька. Гриз — типичный ворчун с добрым сердцем. Ну а чересчур серьезная, скрывающая темное прошлое Цере и жестокие инквизиторы — уравновешивающий фактор. В игре много юмора, а сложность драмы не выходит за пределы «мыльной оперы».
Иногда атмосфера происходящего слегка уплывает от духа старых «Звездных войн» и начинает напоминать серию Jedi Knight, но грань не переступает. Просто несмотря на власть Империи и фактически стертую историю противостояния джедаев и ситхов, чувствительных к силе существ в галактике хватает. Они тоже ищут тайных знаний и пытаются обуздать темную сторону. В кино мы этого не видим, зато видим здесь.
История в Fallen Order особенно хороша для новичков.
А их после агрессивного развития вселенной силами Disney должно быть много. Без определенного багажа многие нюансы игры не поймешь, но это и не нужно — сюжет в ней самодостаточен. Вся нужная экспозиция есть, герои почти все новые, зачитываться томами «Вукипедии» не нужно. Старые тоже есть, но это, скорее, камео — черт с ними.
Однако если багаж все же есть — будет совсем круто. «Павший орден» с новым каноном обращается бережно, а лор вселенной расширяет щедро. На пути к восстановлению ордена джедаев героям предстоит посетить массу культовых для саги мест, например, родину Дарта Мола Датомир и родной мир Чубакки — Кашиик. И не просто посетить — взглянуть на них с нового ракурса, открыть внезапные детали их истории. Чем дальше продвигаешься, тем четче понимаешь, что это не просто точки на галактической карте, а отделенные вселенные. У них свой лор, свои герои и история. Если вы любите «Звездные войны», но дальше фильмов и сериалов по новому канону не ходили — это будет откровение.
Сюжет и киношность помогают погружению, но геймплей в Fallen Order — не препятствие. Многие почему-то заранее записывали игру в последователей Dark Souls. Ну да, ее боевая система сосредоточена на простом наборе ударов, парировании и уворотах — как и во многих слэшерах. Сложно поверить, но игр с такой механикой хватало задолго до Souls-серии. По ощущению от сражений (и не только) Fallen Order куда ближе к перезапуску God of War.
Единственный момент, в котором Fallen Order близка к играм From — система выносливости на манер Sekiro. Если противник в глухой обороне, можно просто выбить ему всю стамину. Когда она закончится — враг откроется. В обратную сторону это, само собой, тоже работает.
Fallen Order на сегодня — лучшая игра про джедаев.
Ни одна другая не передавала ощущения от размахивания световым мечом так точно. А ведь комбинаций в игре почти нет. Приемов силы откровенно мало: замедление, толчок и притягивание. Но схватки все равно получаются невероятными, с запредельным уровнем вовлеченности. Будто бы вопреки. Секрет, вероятно, в ставке на простые, но выверенные и своевременные удары — как и должно быть в фехтовании. Ты не спамишь пируэтами, а изучаешь противника, пытаешься его перехитрить — каждый удар должен достичь цели. Ну, и техническое исполнение, конечно же. Размен ударами почти всегда невероятно плавный и естественный, будто хореограф бой планировал.
Но есть и обратная сторона. Джедаи все-таки — создания смертоносные. Оружие у них бескомпромиссное. Один удар и противник разваливается на две половинки. Каждая рана в бою с джедаем будет смертельной, а приемам силы противопоставить нечего, если ты простой человек. Ничего такого в Fallen Order нет. Сила на врагов действует щадяще (если, конечно, с обрывов их не спихивать), ударов мечом они выдерживают больше одного. Как это объяснить логически — черт знает. Просто условность, без которой интересный геймплей не получится. Ну, или его слишком сложно придумать. Это что-то из разряда: «А как сделать правдоподобную игру про Супермена».
А еще в игре можно орудовать обоюдоострым мечом и вот с ним все странно. Атаки рваные, собственные движения читаются с трудом, урон заниженный. Я пытался освоиться, но в итоге забил. Игра говорит, что клинок с двумя лезвиями хорош против толпы, но нет, что-то там все-таки сломано.
Но в одни только сражения геймплей Fallen Order не упирается, важнейший ее элемент — исследование уровней.
Говоря проще: Fallen Order — это типичная метроидвания. В своем путешествии Кэлу предстоит посетить несколько планет. Каждая — огромный, запутанный уровень, который можно свободно исследовать. Секретов, шорткатов и даже спрятанных больших секций, необязательных для посещения — полно. Можно и на второстепенных боссов наткнуться. Но не везде получится пройти сразу. Часто нужно потерпеть, продвинуться еще немного по сюжету, открыть новый навык и уже с ним возвращаться на старые локации в поисках новых секретов. Я терпеть не могу бэктрекинг, но такова особенность жанра.
А вот совершенно дикую трехмерную карту, любого превращающего в топографического кретина на жанр уже не спишешь. Она повторное посещение пройденных локаций усложняет в разы. И это печально, потому что запутанность тут на уровне локаций из Prince of Persia: Warrior Within.
«Принца Перси» я не просто так вспомнил — в Fallen Order очень много акробатики. Иногда это весело, но чаще – не очень. Выполнена она не особо аккуратно и без сбоев работает только во вступлении. Кэл постоянно промахивается. То мимо троса пролетит, то прыгнет совсем не туда, куда ты ожидал. Словно в Tomb Raider середины нулевых играешь. Акробатические эпизоды я, скорее, терпел.
При первом прохождении исследуйте игру по минимуму.
Это самый важный момент, с которым можно не согласиться, но я опираюсь на опыт двух прохождений. Забейте на секреты, проходите сюжет — идите по линии и не отходите от нее далеко. Так игра превратиться в концентрированный десятичасовой кайф. Баланс свободного геймплея и постановки будет идеальный. Кино будет врубаться когда нужно. А оно здесь замечательное — не только во вступлении, а вообще везде.
И уже потом отправляйтесь прочесывать все уголки далекой галактики. У вас буду все нужные навыки, не придется по пять раз носиться через одни и те же зоны. Послевкусие от сюжета все еще будет ощущаться. После такого концентрированного действа отдохнуть, просто исследуя мир, примеряя новые костюмы и кастомизируя световой меч — то, что нужно. Если же сильно упарываться исследованием с самого начала, можно выгореть. Так игра слишком размывается. Хуже может быть только если начать монстров фармить, чтобы поскорее все джедайские приемчики открыть.
Fallen Order на сегодня — лучшая игра про джедаев. Я повторяю это во второй раз, потому что лучшего повода для ее покупки придумать невозможно. У нее есть проблемы, но даже если бы она вышла лет пятнадцать назад, когда еще была конкуренция, она бы ее выдержала. Respawn справилась, задел на продолжение есть — верим и ждем.