Шестого апреля Шотландия празднует День тартана. Тартан — это тот самый национальный узор на килте, с помощью которого истинный шотландец с ходу поймет, представитель какого клана предстал перед его взором. На этих коллекционных карточках XIX века изображены представители основных (но далеко не всех!) кланов горной и равнинной Шотландии. Помимо внешнего вида горцев, из них можно узнать, как обществом воспринимались представители разных семей; например, Кэмпбеллы предстают эдакими модниками, а Макгрегоры — воинственными дикарями. Отсюда же можно узнать о том, какие кланы отличались особой лояльностью английской короне: их легко вычислить по ярко-красным мундирам.
Представители кланов утверждают, что ведут свою родословную с древнейших времен — еще с тех пор, как племена гэлов переселились в Шотландию из Ирландии, смешались с полудиким пиктским населением и тем самым породили шотландскую нацию. Основателями родов называют древних воителей, вроде полубожественного Кухулина или легендарного короля Кеннета I, впервые объединившего Шотландию. Однако это сложно назвать правдой. В действительности, кланы сложились лишь к XIII веку, когда разлагающийся родоплеменной строй мутировал под влиянием феодализма и дал очень странные плоды.
Шотландцы не отринули родоплеменную основу, как другие народы, а наоборот, рьяно ухватились за нее в становлении своей идентичности. И главных причин тут две. Во-первых, горский менталитет, который в разных концах света оказывается похожим. Во-вторых, бесконечные набеги викингов, англичан и ирландцев. Выжить в таких условиях могли лишь военизированные сообщества, коими и оказались кланы. Здесь они как раз изображены на пике своего романтического флера, то есть когда уже фактически перестали существовать как политическая сила:
Упадок кланов начался в XVIII веке и окончательно завершился в начале XIX. Свою роль сыграли не только индустриализация и урбанизация, но и жесткая политика Британии, которая всегда пыталась разрушить слишком непредсказуемую клановую систему. Самые непокорные кланы (например, Грегоров) упраздняли, среди сопротивляющихся проводили этнические чистки, а оставшихся пытались изгнать в колонии. Учитывая то, сколько шотландцев живет за пределами Шотландии, можно понять, насколько успешно шло это «выдавливание». Сейчас шотландские кланы — сплошь романтизированная история, эдакие клубы по происхождению, а их существование — лишь повод собраться и выпить в кругу дальних родственников.
Однако некоторые стереотипы неискоренимы до сих пор. Например, о том, что представителям клана Кэмпбелл никогда не стоит доверять, и зло в них неискоренимо:
Источник карточек — flickr.com.