Ровно 25 лет бразильская метал-группа Sepultura внесла огромный вклад в формирование молодого еще ню-метала, выпустив альбом Roots. Многие до сих пор называют его величайшим бразильским метал-альбомом. Юбилей пластинки — отличный повод вспомнить, как ее записывали и чем же она так хороша.
Sepultura еще до выхода Roots была мегапопулярна в Бразилии — да и на мировой сцене про нее уже знали
Братья Макс и Игорь Кавалера основали группу в 1984 году. Изначально они играли очень быстрый, в чем-то даже примитивный и сырой треш-метал — на нем имя и сделали. На звучание группы в то время повлияла банда Venom и ее альбом Black Metal 1982 года — он показал музыкантам, насколько тяжелым может быть метал.
Уже к третьему диску в конце восьмидесятых они подписали контракт с лейблом Roadrunner Records, который тогда можно было считать мейджором на метал-сцене. Популярность группы росла, на мировой сцене их быстро признали, так что смена стиля не была необходимостью. Однако сами музыканты Sepultura быстро устали от треша и нашли вдохновение в набирающем популярность ню-метале — но у них был свой взгляд на новый жанр.
Концепцию альбома Roots придумал Макс Кавалера, находясь под впечатлением от фильма про бразильских индейцев
Фильм «Игра в полях господних» режиссера Эктора Бабенко с одной стороны рассказывает о миссионерской деятельности христианских проповедников, а с другой — о жестоких попытках прогнать индейцев с их земель. Картина драматическая, так что заканчивается все плохо и печальное положение коренных жителей Бразилии показывает ярко. Макс Кавалера и до этого увлекался историей Бразилии и традициями местных племен. Так уже на альбоме Chaos A.D. 1993 года у Sepultura был инструментальный этно-трек Kaiowas, посвященный индейскому племени Кайова.
Альбом Roots должен был совместить «медленный» метал и индейскую этнику — причем Кавалера хотел записать настоящих индейцев
Идея была сумасшедшая. Сначала Максу об этом сказала его жена Глория, которая в то время также была менеджером Sepultura. Ее он кое-как убедил. Но не в восторге от задумки оказалось и руководство лейбла. Максу пришлось питчить идею лично Сису Уэсселсу — руководителю Roadrunner. Он сходу сказал Кавалере что-то вроде: «Ты хочешь записать регги-компиляцию с толпой голых индейцев? Ты что, сумасшедший?».
У задумки была сразу три проблемы. Самая большая: неизвестно, как фанаты воспримут такую музыку и окупится ли вообще альбом. К тому же, найти и записать настоящих бразильских индейцев тоже было непросто — не многие племена на такое согласятся, а стоить такая затея будет дорого. Но как говорит сам Макс, лейбл ему все же доверился, выделил деньги и нашел хорошего продюсера.
«Вся группа стремилась придумывать что-то новое. Мы не хотели попасть в ловушку, быть модными или навешивать на себя ярлыки — поэтому мы замедлили звук. Я считаю, что быть быстрым просто ради скорости — глупо» — Макс Кавалера
За альбом Roots взялся крестный отец ню-метала Росс Робинсон
Росс начинал как гитарист в треш-метал-группе, но довольно быстро нашел себя в звукозаписи и продюсировании. В первой половине 90-х под его руководством был записан альбом Concrete от Fear Factory, Adrenaline от Deftones и прорывной дебютник Korn.
О важности продюсеров в метале говорят не так часто, как стоило бы. В начале 90-х молодые группы и «старички», желающие нырнуть в новый звук, только нащупывали ню-метал. Они не знали, как гармонично оформить свои идеи — а Росс помогал им с этим. В случае с Sepultura Робинсон решил писать группу максимально живо — со всеми косяками и импровизациями. И во многом благодаря нему на диске с гостевыми партиями отметился Джонатан Дэвис и Дэвид Сильверия из Korn, диджей Литал из Limp Bizkit и Майк Паттон из Faith No More.
«Позже я слышал, что Deftones слушали Chaos A.D., когда записывали свой первый альбом. Я только открывал их, а они уже знали, что мы делаем! То же и с Korn. Им действительно нравился тот альбом. Думаю, Росс пришел к нам благодаря ребятам из Korn» — Макс Кавалера
Две песни для Roots группа написала прямо в студии
Речь о треках Ratamahatta и Lookaway. По словам Макса, у группы вообще не было никакого плана записи, когда они приехали в Малибу писать альбом. Целые куски песен придумывались и записывались на ходу. А эти два трека вообще были сочинены во время джем-сессий в студии. Помимо этого группа экспериментировала с внезапными вокализами, этническими ударными (их на альбоме более 17 видов — с этим помог бразильский музыкант Карлинос Браун) и однострунным инструментом беримбау, который Макс описывал как «что-то типа лука со стрелой».
«Мы вообще не знали, что произойдет. Но точно знали, что что-то произойдет! Это круто — абсолютно иной способ работы. К тому же на альбоме в итоге появились и какие-то хип-хоп-вайбы… вероятно, из-за продюсера. Он был так увлечен хип-хопом и всем таким, что это не могло не проявиться» — Макс Кавалера
Самое больше приключение Sepultura во время работы над Roots — запись племени индейцев из народа Шаванте
Когда речь заходит об альбоме Roots, в первую очередь вспоминается открывающий трек Roots Bloody Roots. Сырые крики и гроул Макса Кавалеры, примитивная, но цепляющая структура трека и его ставшие классикой риффы, задающие настроение всему альбому.
Но сердце диска — это акустическая композиция Itsári, в которой поют настоящие индейцы. Кавалера все же смог реализовать свою дикую идею. Группа в самом деле отправилась в джунгли в горах, где вдали от цивилизации встретились с коренными жителями Бразилии. Музыканты жили в племени три дня — без электричества и привычных удобств. Как позже сказал Макс — если бы эта поездка не состоялась, группа изменила бы название альбома.
«Вождь знал о нас, потому что иногда бывает в городе. Он знал о нас как о “металической группе”, но я не думаю, что он действительно понимал, что мы играем. Мы сыграли им Kaiowas с альбома Chaos A.D., чтобы они могли увидеть другую часть нашей музыки. Кажется, им понравилось — они были очень взволнованы, когда мы играли» — Макс Кавалера
Альбом Roots стал высшей точкой для Sepultura, вписав группу в историю рок-музыки. И он же стал точкой в истории той «Сепультуры», которую тогда знали фанаты. После выпуска пластинки и тура в ее поддержку Макс Кавалера из-за разногласий покинул банду и основал новую группу Soulfly. Сейчас в составе Sepultura остался всего один оригинальный участник — басист Пауло Шисто Пинто младший. Но банда продолжает развиваться и экспериментировать с тяжелым звуком, что доказывает отличный альбом Quadra, вышедший в 2020 году.