Легенды индастриала Fear Factory выпустили первый за шесть лет альбом — Aggression Continuum. По мощному, вылизанному звучанию пластинки и не скажешь, что у группы сейчас нет вокалиста, а сам диск плавал в неизвестности несколько лет и мог вообще не выйти. Самое время разобраться, в каком состоянии сейчас находится группа и что ей мешало выпустить новый альбом — а помех было достаточно.

Творческая история Fear Factory неразрывно связана с мучениями

Костяк банды — это гитарист Дино Касарес, барабанщик Раймонд Эррера и вокалист Бертон Кристофер Белл. Они основали группу в Лос-Анджелесе в 1989 году. В 90-х Fear Factory были максимально активны: турили, появлялась на ТВ и регулярно выпускали новые альбомы. Они сформировали по-настоящему пробивной звук — смесь грайндкора, дэт-метала, грува и индастриала. Такой набор они умудрялись постепенно еще и мелодичным делать. Группа оказала огромное влияние на зарождающийся ню-метал, да и «злого диско» Static-X без них бы не было бы.

Хотя постоянные смены басистов в первые годы вызывали вопросы, группа казалась стабильной. А на деле едва ли не с первых дней в Fear Factory начали возникать конфликты. Во многом дело было в Дино Касаресе, который пытался быть лидером и не позволял другим участникам банды активно участвовать как в творческом процессе, так и в денежных вопросах — если верить бывшим музыкантам группы.

Вокалист Бертон Белл позже шутил, что тяжелая судьба группы была определена на самом ее старте. Их первый альбом Concrete продюсировал легендарный продюсер Росс Робинсон (Korn, Slipknot, Sepultura), для которого диск Fear Factory стал первым опытом в качестве продюсера. Пластинка должна была выйти в 1991 году, но музыканты группы не согласились с условиями контракта и не стали его подписывать — и это при уже записанном диске. Робинсон даже пошел в суд, и в 2002 году выпустил тот самый альбом без согласия группы.

«Мне нравилось работать с Россом, он очень эклектичный человек, но однажды он включил музыку, которую записывал с другой группой и сказал: “Послушайте, вы могли бы звучать похоже”. И конечно, этой группой были Korn. Я думаю, а что было бы, если мы тогда подписали контракт» — Бертон Белл, бывший вокалист Fear Factory

В 2002 году группа внезапно распалась

Fear Factory только-только выпустили альбом Digimortal, ездили с концертами и тут буквально из ниоткуда — финал. По словам Дино Касареса, Бертон Белл просто вышел к другим музыкантам и сказал, что не хочет больше с ними играть — особенно с Дино. На этот счет версии Касареса и Бертона сходятся, хотя вокалист одной из причин ухода из группы назвал также желание поиграть более мягкую музыку — после ухода из Fear Factory он сосредоточился на своей сайд-группе Ascension of the Watchers, существующей до сих пор.

Остальные участники решили без Белла не продолжать. Однако буквально перед разрывом они подписали контракт с лейблом Roadrunner и теперь уже он грозил музыкантам судом за невыполнение условий. Из-за этих угроз в 2003 году силами Roadrunner был выпущен сборник би-сайдов Hatefiles.

«Честно говоря, я просто не мог больше работать с Дино. С меня было достаточно. Я изменился, и он тоже. Он просто стал человеком, с которым я не могу работать. И я сказал ему: “Я никогда больше не буду с тобой работать, удачи”. Было много личных конфликтов. Я не хочу никого ни в чем обвинять, потому что я не психолог, но он стал человеком, который мне просто не нравится» — Бертон Белл, бывший вокалист Fear Factory

В том же 2002 году группа воссоединилась — но без гитариста Дино Касареса

Барабанщик и басист показали Бертону Беллу свои демки и предложили вернуть Fear Factory — он согласился. По словам Белла, его пришлось долго уговаривать и даже согласившись, он не был до конца уверен, стоило ли оно того. Дино Касареса звать не стали — он в тот период играл со своей новой грайнд-группой Asesino, в которой вместе с ним состоял не менее скандальный Тони Кампос из Static-X. Ну и поливал грязью своих бывших коллег по Fear Factory в интервью.

Но этот состав доказал, что на одном Дино проблемы группы не замыкались. Возрожденные Fear Factory выпустили альбом Transgression в 2005 году, потурили и пропали. В 2006 году басист Кристиан Волберс заявил, что группа пишет новый диск. Но по факту все участники разругались, разбрелись по сайд-проектам, а группа Fear Factory снова перестала существовать. В 2008 году Белл опять заявил, что больше не хочет играть злую агрессивную музыку. А басист Кристиан Волберс и барабанщик Раймонд Эррера основали группу Arkaea в которой использовали песни, предназначавшиеся для будущего альбома Fear Factory.

В 2009 году группа вернулась во второй раз, но снова ненадолго

Впрочем, не все ее участники были согласны с тем, что она вообще распадалась. Дино и Белл помирились, подружились и решили возродить Fear Factory в новом составе. А вот Волберс и Эррера заявили, что они вообще-то никогда из группы не уходили и новый состав Fear Factory — это вообще не Fear Factory. Начался долгий период взаимных обвинений и судебных исков, без которых группу уже было невозможно представить. Однако состав Дино и Белла все же смог застолбить имя Fear Factory и уже в 2010 году выпустил новый альбом — Mechanize.

И хотя официально банда больше не распадалась, она фактически в очередной раз перестала существовать еще в 2017 году, когда должен был выйти альбом Aggression Continuum, тогда носивший имя Monolith. Альбом стал мифическим — то Белл рассказывал о нем, как о невероятно крутом и уже готовым к выходу, то Дино заявлял, что никакого альбома вообще нет. Однако в сентябре 2020 года Касарес пообещал, что в 2021-м все же выпустит новую музыку под именем Fear Factory. И в том же месяце Белл заявил, что окончательно покидает группу. Однако использовать вокальные партии, которые он записал для диска еще в 2017 году он все-таки разрешил. В одном из интервью 2021 года Белл признался, что не разговаривал с Дино уже три года, а на воссоединение в 2009-м пошел ради денег и подытожил это фразой: «Посмотрите, что из этого получилось».

«Честно говоря, я думаю, что Белл ушел давно — возможно, лет двадцать назад. Когда мы записывали альбомы, я был заряжен и мотивирован. Берт же всегда был парнем, которого нужно подтолкнуть: “Чувак, давай, давай уже закончим”. А были времена, когда он вообще пропадал — исчезал на месяцы и я даже не знал, где он. Просто ждешь, когда он вернется» — Дино Касарес, гитарист Fear Factory


Вся история Fear Factory — это череда разрывов, ругани и судебных исков. В группе никогда не было спокойно, но даже в такой атмосфере музыканты, которых в Fear Factory заносило, умудрялись создавать отменный, по-настоящему тяжелый индастриал-метал. Это доказывает и новый альбом, который пролежал на полке как минимум четыре года, но все равно звучит бодро и свежо. На нем даже чувствуется прогресс — привычный долбяще-сухой звук группы идеально разбавляется симфоническими вставками, космическими клавишами и мелодическими припевами, одними из лучших в карьере Fear Factory. Да, диск можно назвать всего лишь прокаченным Genexus, но уж прокачан он отлично.

Сейчас в группе остался лишь один оригинальный участник — Дино Касарес, а вокалиста банда все еще ищет. Что ждет банду в будущем сложно предположить, но Касарес обещает рубить индастриал дальше и не исключает, что Белла на вокале может заменить девушка. Но зная Fear Factory — не удивимся, если через год-другой случится очередное воссоединение.