20 января вышла пилотная серия «Этерны», российского сериала по культовому фэнтезийному циклу книг «Отблески Этерны». Шоу уже пророчат как неминуемый провал, так и лавры российской «Игры престолов». Истинное положение дел, как всегда, оказалось намного любопытнее. К счастью, в нашей редакции нашелся человек, который в свое время зачитал книги до дыр и может взглянуть на пилот с пристальностью истинного фаната. Ему и слово:
Подбор актеров
Понимаю, киноделам приходится соперничать с жесточайшим конкурентом — воображением читателя. Тебе просто сказали: «высокий, темноволосый, с хищным взглядом красавец» — и вот воображение уже достраивает все необходимые детали. Киноиндустрия же вынуждена выбирать из уже имеющихся актеров, и при этом подгонять образ под нужные ей критерии (не всегда очевидные нам). Справились ли с этим создатели «Этерны»? В целом, да.
Из центральных героев по глазам резанул лишь образ королевы Катарины. В книжной серии она — хрупкая пепельноволосая девушка, которая мастерски научилась играть на своем беззащитном образе. При этом Катарина во всю изменяет своему супругу и манипулирует молодыми и глупыми дворянчиками-оруженосцами. В общем, мастер интриг в образе невинной святой.
В сериале же мы видим брюнетку в образе откровенной куртизанки, от которой с первого взгляда не ожидаешь ничего, кроме разврата и непотребств. И дело тут не в самой актрисе, Юлии Хлыниной (она-то весьма выразительна). Образ подобран немного халтурно: он не вызывает никакого ощущения хрупкости и беззащитности. О тонком мастерстве манипуляции чувствами окружающих говорить тоже не приходится. Возможно, в последующих сериях героиня раскроет себя, но пока, на мой взгляд, перед нами полный провал.
Больше всего до выхода сериала я боялся за образ центрального персонажа книжной серии — герцога Рокэ Алвы, которого сыграл Юрий Чурсин. Однако попадание, на мой взгляд, оказалось полным: мимика, жесты, поведение (плюс явное внешнее сходство) — именно таким и должен быть Роке Алва, или «Наше Все» как его принято называть в фэндоме.
Порадовал Анар Халилов, сыгравший принца в изгнании, Альдо Ракана, готового поставить все на карту, лишь бы вернуть трон предков. Актер так хорошо влился в образ «сахарного красотуна» (характеристика Альдо, данная ему одной из героинь книжной серии), что этот образ даже заиграл новыми красками. Несмотря на то, что в книгах Альдо скорее отталкивает, Анар сделал его настолько привлекательным, что даже теряешься. Отличное изменение образа, на мой взгляд. Если сценаристы не оплошают, переход обаятельного красавчика в негодяя, идущего по головам ради короны, будет великолепным.
Ну и лично меня слегка шокировала странная тюбетейка на голове Августа Штанцлера, одного из главных антагонистов книжной серии. Почему третье лицо государства, по сути срисованного с Франции времен мушкетеров Дюма, носит тюбетейку — мне решительно непонятно.
Остальные герои особых возражений не вызвали. Напрягло только отсутствие брата-близнеца у одного из центральных героев серии, графа Лионеля Савиньяка. Причем из реплик героев создалось впечатление, что брата на самом деле нет и никогда не было. Это сильно смущает, так как в поздних книгах именно на существовании у Лионеля близнеца Эмиля завязано несколько важных интриг. Надеюсь, авторы смогут с честью выпутаться из этой ситуации.
Боевые сцены
Последнее время в исторических и фэнтези-сериалах невозможно без слез смотреть на боевые сцены. Какое мракобесие там подчас видишь! В «Этерне» сцены дуэльного фехтования пролили бальзам на душу старого любителя экшна. Такой красоты и правильности, а также отлично и метко поставленных сцен я не видел давно. Например, тот же герцог Алва показан в сцене именно таким, каким он и должен быть — ловким и хладнокровным мастером, убившим противника всего за пару движений. Очевидно, вся эта красота появилась благодаря участию в постановке Виктора Мазуренко, мастера спорта по фехтованию и специалиста по фехтованию XVI — XVIII вв.
С единственной батальной сценой все обстоит хуже: слишком заметно, что у сериала небольшой бюджет. Битва показана как драка пары десятков (пусть и хорошо экипированных) противников. И хотя откровенного бреда, как в других псевдоисторических и фэнтезийных битвах, здесь нет, все же такая малочисленность бойцов сводит на нет всю эпичность момента. В общем, битва затесалась где-то между впечатляющим сражением и дракой дюжины крестьян за углом таверны.
Расхождения с оригинальным сюжетом
Меня, как ярого фаната, порадовало, что общее повествование выведено ровно по книжной серии; никакой отсебятины, как бывает в поделках от Netflix, замечено не было. Однако некоторые моменты все-таки показались странными.
Пожалуй, самая «дубовая» и непонятная для меня сцена — это выдуманное авторами сериала соревнование по кривому подобию то ли американского футбола, то ли регби. Для чего нужно было вводить игру, которая никак не учит молодых дворян ничему, что бы им понадобилось в дальнейшей жизни (вроде фехтования, или умения стрелять) — непонятно.
Сама эта сцена совершенно убивает магию переноса в другое время и в другую атмосферу и донельзя напоминает любую западную молодежную комедию, где как раз естественно было бы играть в американский футбол. Глупая сцена, совершенно непонятно, зачем вставленная в сериал. Убийство первого одержимого, который, кстати, как-то излишне рано появился, показанное в этой сцене можно было изобразить как-нибудь иначе.
Схожесть с американскими фильмами про военную подготовку видна и в наказании провинившихся: их зачем-то заставляют держать на вытянутых руках мушкеты. Видимо, стереотипы голливудского кино настолько въелись в наш коллективный разум, что их не вытравить даже из мозгов сценаристов, работающих над фэнтези.
Еще один странный момент в сериале, расходящийся с книгами — дружба двух других центральных героев книг — Валентина Придда и Ричарда Окделла. Это противоречит самому характеру Валентина и полностью перебивает его образ закрытого и осторожного интеллектуала, держащегося в стороне от происходящих событий. Непонятно, зачем сценаристы ввели это в сериал. Возможно, дальше будет видно.
Ну и совершенно выбивается из канвы произведения зачем-то появившийся на пару секунд граф Руперт фок Фельсенбург, один из интереснейших героев книжной серии. Проблема в том, что он был введен только с четвертой книги, тогда как пилотная серия «Этерны» описывает события первой половины первой.
Кроме того, сам герой в сериале похож то ли на монаха, то ли вообще на какого-то хобо. И это при том, что по сюжету книги он — один из знатнейших дворян Кесарии Дриксен, государства, списанного со Священной Римской Империи. Не исключено, что сценаристы использовали тот факт, что он бывал одет как монах (такое в книгах случалось), но это все равно сделано максимально нелепо.
При этом сама его роль совершенно непонятна. Зачем понадобилось вводить его так рано? Что хотели этим показать сценаристы? Надеюсь, они не станут высасывать из пальца сюжетные ходы и не испортят одну из великолепнейших сюжетных линий всех «Отблесков».
Первое впечатление в сухом остатке
Кроме перечисленных оплошностей (согласен, местами вопиющих), сам пилот вызывает надежду. Впрочем, настоящее удовольствие возможно с одним условием: нужно знать книжную основу. Без нее зритель скорее всего мгновенно запутается — кто здесь и зачем, кто против кого плетет интриги, и вообще, почему что-то вообще происходит. Знающий же первоисточник может наслаждаться переложением его любимых историй, сравнивать неплохо сыгранные сцены с тем, как он их воображал.
Опять же, концовка сделана на пять с плюсом. Момент появления Роке Алвы пробирает. Как и отсылка к мистической части мира Этерны в эпизоде, где отец Ричарда, убитый Алвой, уходит к Блуждающей Башне. Придется дожидаться первого сезона — начало было многообещающим.