Продолжаем нашу серию статей о сексуальных обычаях разных экзотических народов. На этот раз мы добрались до острова Таити, воспетого Гогеном и проклинаемого Куком. Здесь царила абсолютная сексуальная свобода, которая восхищала и пугала европейцев. Огромной властью пользовался мистический орден промискуитета и процветало детоубийство. А еще отсюда вы узнаете, как умер тот самый герой Мауи из «Моаны», и как с этим связана зубастая вагина.

Райский остров, полный раскрепощенных женщин. Первые впечатления европейцев о Таити

Остров Таити был открыт французским мореплавателем Луи Антуаном де Бугенвилем 2 апреля 1768 года. И то, что он написал в своих дневниках позже всколыхнуло европейское общество, ведь таитяне в них были изображены как наивные и чистые люди, живущие в раю.

Луи Антуан де Бугенвиль

Особенно Бугенвиля поразили таитянские женщины. Как только европейский корабль прибыл к острову, к нему подплыла лодка с островитянами, и одна из девушек взошла на борт. Процитируем восхищенного француза, согласно его книге «Кругосветное путешествие на фрегате “Будёз” и транспорте “Этуаль” в 1766-1769 годах»:

«…Девушка беззаботно уронила одежду, покрывавшую ее, и открыла все свои прелести, те, что Венера показывала фригийскому пастуху, прелести имевшие, разумеется, неземные формы этой богини».

Позже многие мореплаватели посетили Таити и другие острова Полинезии, и миф об Эдеме, где живут чистые и наивные туземцы, развеялся. Полинезийцы оказались такими же людьми, как и повсюду в мире: вороватыми, ленивыми, коварными и жестокими. А некоторые даже занимались каннибализмом.

Однако один миф, принесенный в Европу Бугенвилем, оказался правдой. Островитяне были на самом деле сексуально раскрепощены, и секс для них не был чем-то запретным или тем, чего нужно стесняться.

Мы уже описывали сексуальные обычаи Гавайских островов в другой нашей статье, здесь же добавим один важный момент, демонстрирующий отношение полинезийцев к сексу и описанный в книге доктора философии Милтона Даймонда «Сексуальное поведение на Гавайях до контакта: сексологическая этнография». По словам Милтона, гавайские девушки не отказывали незнакомцам в половом акте, так как по традиции это считалось просто невежливым. Примерно такое же отношение к случайному сексу было и на Таити.

Поль Гоген, «Две таитянки» (1899)

Более того, простоте полового общения помогал и традиционный язык цветов. Девушки часто украшали себя цветами тиаре (таитянской гортензии). Венки и гирлянды придавали красоткам экзотичный вид, а положение тиаре за ухом о многом говорило знающим людям. Если цветок за правым — девушка свободна и готова к развлечениям, если за левым — занята и просит ее не трогать. А вот тиаре за обоими ушами говорят о том, что красотка замужем, но готова наставить мужу рога хоть сейчас.

Мистический инцест и вагина с зубами

Конечно, у народа, столь любящего секс, половые мотивы проникли и в мифологию. Прекрасный пример — один из общеполинезийских героев, популярный на Таити полубог Мауи, известный читателям по диснеевскому мультфильму «Моана».

По легендам он решил избавить людей от смерти, убив богиню, отвечающую за мир мертвых — Хине-нуи-те-по. Когда-то давно отец Тане-махута женился на ней и зачал несколько детей. Когда девушка узнала, что спит с родным отцом, от отчаяния она сбежала в мир мертвых и стала богиней смерти.

Мауи в представлении «Диснея»

Именно ее герой-полубог Мауи и решил умертвить. Исследователь Саймон Перрис в своей статье «Что отличает нашего Мауи от всех остальных Мауи? Отчасти это связано с vagina dentata» приводит описание внешности Хине-нуи-те-по. Это пожилая женщина, чье влагалище вспыхивает как молния, когда она раздвигает или сдвигает ноги. Также ее волосы похожи на водоросли, а зубы напоминают пасть барракуты (не путать с барракудой). Ну и самое главное: ее вагина окружена зубами из обсидиана.

Мауи решил не биться с Хине-нуи-те-по в честном поединке. Он взял с собой множество птиц-помощников, нашел богиню спящей на одном из островов и не придумал ничего умнее, чем залезть ей в вагину и вылезти из рта. При этом он предупредил всех птиц, чтоб они не смеялись, когда он будет это делать, чтобы не разбудить Хине-нуи-те-по.

Барракута

Раздевшись и взяв с собой дубинку, Мауи полез внутрь, и когда из вагины торчали только его бедра и ноги, серая веерохвостка не выдержала и расхохоталась. Богиня проснулась, сжала влагалище и перекусила героя пополам. Так закончил свои дни полубог Мауи, перекушенный надвое зубастой вагиной. Такого не покажут в «Моане», и хорошо — не хватало еще, чтоб дети вышли из кинотеатра седыми.

Гебефилия на Таити: Кук в шоке, а Гоген не против

До того, как гавайцы съели капитана Джеймса Кука, он успел побывать на многих островах Полинезии, в том числе и на Таити. Там он обнаружил обычаи, которые ему были отнюдь не по душе. В книге «Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей» историк Кирилл Резников приводит описание обряда, наблюдаемого капитаном на Таити.

Однажды вечером Кук стал свидетелем такого действа: высокий взрослый мужчина, совершенно не стесняясь, под одобрительные возгласы туземцев занимался сексом с девочкой одиннадцати или двенадцати лет. При этом взрослые женщины еще и давали советы малолетке, наставляя ее в сексе, «в чем последняя, несмотря на юный возраст, по-видимому, совсем не нуждалась», — отмечает капитан.

Джеймс Кук

Гебефилия, или влечение к подросткам одиннадцати-четырнадцати лет, была довольно сильно распространена на Таити и других островах Полинезии. Как писал миссионер Орсмонд в 1832 году: «У всех таитянцев, а также офицеров, которые прибывают на кораблях, есть желание маленьких девочек».

Другой миссионер, чье имя затерялось в веках, рассказывал про одного местного престарелого развратника и по совместительству священнослужителя по имени Манимани: «Хотя с возрастом почти ослеп, сейчас такой же либидозный, как и на тридцать лет моложе;… [у него] часто бывает с ним более дюжины женщин, некоторым из них, по-видимому, не больше двенадцати-тринадцати лет».

Даже известный французский художник Поль Гоген в 1892 году написал знаменитую картину «Дух мертвых не дремлет», вдохновившись своей тринадцатилетней таитянской любовницей Техурой.

Поль Гоген, «Дух мертвых не дремлет» (1892)

Неизвестно, что двигало Гогеном, но полинезийцы интересовались малолетками по более простой причине: в их обществе, по мнению того же Милтона Даймонда, взросление начиналось не с какого-то конкретного возраста, а с момента выполнения определенных функций. Мальчики считались мужчинами, когда могли ловить рыбу или выращивать съедобные растения, а девочки женщинами — как только приходили первые месячные.

Ареои — мистический орден песен и промискуитета

Был на Таити и свой мистический орден, посвященный богу войны Оро. По легенде, влюбившись в девушку по имени Вайраумати, сластолюбивое божество спустилось к ней по радуге и зачало сына. Именно его потомками и считались ареои — орден, чьи участники проживали жизнь и постоянном пьянстве, праздниках и разврате.

Поль Гоген, вдохновившись легендой, написал две картины: «Ее звали Вайрамути» и «Семя ареои», используя в качестве модели для изображения избранницы Оро вышеупомянутую Техуру. 

Поль Гоген, «Ее звали Вайрамути» (1892)

Вступить в орден мог каждый желающий, кто смог пробраться на собрание ареои, находясь в состоянии одержимости богом Оро. Впрочем, как выглядела эта одержимость — история умалчивает.

Ареои имели большую власть и влияние. Исследовательница Рика Тракслер в диссертации «Одежда без одобрения: эволюция танцевальных костюмов на Таити и Раротонга» утверждает, что члены ордена могли спокойно брать любую приглянувшуюся им собственность.

Эта власть зиждилась на нескольких китах. Во-первых, вожди и различные знатные люди часто вступали в это общество. Во-вторых, ареои занимались поддержкой правящей династии и помогали ей подавлять восстания. В-третьих, они отвечали за празднества и сохранение изустной традиции, рассказывали и разыгрывали мифы и предания. Ну и, в-четвертых, как служители бога войны, они были просто сильны, вооружены и опытны в смертоубийствах.

Идол Оро

Жили ареои, кочуя от острова к острову и устраивая многодневные фестивали с пирами, плясками и демонстрацией представлений на основе мифологических сюжетов. При этом они, словно саранча, сжирали и выпивали все, до чего могли добраться, так что после их представлений поселения часто выглядели так, как будто по ним пронесся ураган.

Наслаждались ареои и полнейшей сексуальной свободой. В этот орден вступали и мужчины, и женщины. Внутри ордена им дозволялось свободно создавать и разрушать пары. Вышеупомянутая Рика Тракслер утверждает: если женщина-ареои беременела, она обязана была задушить ребенка сразу после его рождения. Если же она желала сохранить жизнь младенцу, то должна была найти среди ареои мужчину, согласного признать отцовство, и тогда их изгоняли из ордена.

Капитан Кук в книге «Дневник капитана Кука во время первого кругосветного плавания», так описывает быт в ордене: «Многие из этих людей вступают в интимные отношения и годами живут вместе как муж и жена, в течение которых рождающиеся дети уничтожаются. Они настолько далеки от того, чтобы скрывать это, что смотрят на это как на ветвь свободы, за которую они себя ценят. Их называют арреои, и они проводят встречи между собой, где мужчины развлекаются борьбой и т.д., а женщины танцуют непристойный танец, упомянутый выше, в ходе которого они дают полную свободу своим желаниям…».

Рика Тракслер утверждает, что этот танец назывался Тимороди (Timorodee), и он дошел до наших дней в гораздо более пристойном виде. 

Один из вариантов современных таитянских танцев

С появлением христиан-миссионеров орден ареои был уничтожен, но, возможно, какое-то время сохранялся на острове Пасхи. Во всяком случае, исследователь-лингвист Александр Кондратов в книге «Погибшие цивилизации» предполагает, что часть ордена перебралась на остров Пасхи и стала родоначальником «длинноухих» — народа, управлявшего «короткоухими» — подчиненным населением острова.

гавайи