14 февраля — день всех влюбленных в капитана Кука. Именно в этот день его убили, запекли и, предположительно, съели в качестве ритуальной пищи гавайцы. Как именно он погиб? Почему островитяне на самом деле сделали это? А главное: как это связано с двумя основными инстинктами человека — похотью и голодом? Отвратительные мужики знают ответ.
Джеймс Кук становится богом любви и плодородия
Джеймс Кук был капитаном не одной, а трех кругосветных экспедиций, совершил революцию в мореплавании, поняв причины цинги и избавившись от нее на своих кораблях. Все это — само по себе невероятно интересно и достойно отдельной статьи, но речь сейчас совсем не о том.
В 1778 и 1779 году Кук и его команда проделали огромную работу: открыли Гавайи, сплавали вдоль побережья Северной Америки до Аляски, прошли через Берингов пролив и нанесли на карту множество новых территорий. К концу 1779 года капитан решил, что экспедиции необходимо перезимовать где-нибудь, где потеплее и приказал вернуться на благодатные сытые Гавайи.
Дальше случилась история, которая доказывает, что реальность бывает более неправдоподобной и полной совпадений, чем любая выдумка.
Кук и его команда прибыли к Гавайям в октябре, но до декабря плавали вокруг острова, выискивая удобную бухту для пристанища. Его прибытие совпало с местным Новым годом и попутно важнейшим религиозным праздником, Макахики. В эти дни гавайцы возносили хвалы фаллическому божеству плодородия, мира, музыки и любви по имени Лоно. Но на этом череда совпадений только начиналась. Плавающий по часовой стрелке флот вызывал у местных однозначные ассоциации: именно этим они сами занимались во время Макахики, ритуально призывая Лоно и воздавая ему хвалы. При этом форма такелажа и парусов напоминала гавайцам их собственные религиозные символы.
Неудивительно, что капитан Кук в своем ритуальном кружении вокруг острова был воспринят как Лоно, который лично решил посетить праздник в честь себя и снизойти до своих верующих. Для первооткрывателя и колонизатора такая ситуация в духе приключенческих романов должна выглядеть как улыбка фортуны. Но по какой-то причине Кук не воспользовался этой козырной картой. Точнее, он оставил ее на самый крайний случай. Но, как оказалось, было уже слишком поздно.
Гавайцы начинают сомневаться и богохульствовать
Капитан, всегда обладавший прекрасной интуицией, оплошал именно тогда, когда судьба подкинула ему самый большой приз. Он, сам того не понимая, начал делать все, чтобы его паства разуверилась в пришествии Лоно к своим потомкам. Во-первых, команда Кука приплыла сюда за провиантом и довольно нагло стала его собирать. Наверняка в этот момент у островитян начало закрадываться подозрение. Почему бог плодов и пиршеств, который лично послал гавайцам эти плоды, не может сам наколдовать себе немного еды?
Рой сомнений в сердце каждого островитянина начал становиться все больше. Почем Лоно, посылающий плодородие и плотскую любовь, приплыл без женщин? Почему на его огромных каноэ одни лишь оголодавшие мужики, многие из которых, едва выйдя на берег, наверняка начали бегать за каждой юбкой? Но главное: почему бог мира начал убивать местных, а его громовые палки вызывают дождь не из воды, а из крови?
С последним вышло совсем нехорошо. Джеймс Кук был, в общем-то, сторонником гуманных идей. Пока его коллеги с ходу палили из пушек по дикарям, капитан предпочитал договариваться и добиваться всего миром. Проблема в том, что он оказался слишком непоследовательным: сначала был излишне мягок с ними и даже пуглив, а затем — слишком жесток.
Все погубило непонимание и разница культур. Едва высадившись, европейцы обнаружили, что гавайцы постоянно воруют у них вещи. Иногда мелочевку, а иногда что-то важное, вроде сложных приборов. На самом деле, команда Кука абсолютно неверно поняла намерения гавайцев, ведь для них воровство — это просто мелкое преступление. Тогда как островитяне не воровали, они просто причащались артефактами Лоно — брали их, чтобы почитать как святыни. Они, словно восторженные дети, брали себе «амулетики». Никакой практической пользы от секстанта или свинцовы пуль для них просто не было. Но это был 1779 год, никто еще не исследовал культ Карго, и понять язычников британцам было сложно.
В конце концов, Кук запоздало решил проявить строгость и его моряки начали без разбора палить в тех, кто будет воровать припасы или вещи. Одним из первых случаев была попытка воришки украсть у моряков плоскогубцы. Бедолагу тут же пристрелили из мушкета и начали делать это с каждым, кто пытался что-нибудь стянуть для своих религиозных нужд.
Это снова вызвало вопросы: почему бог мира и щедрости начал убивать тех, кто в благоговении пришел позаимствовать его святыни? Он что, не может наколдовать эти амулетики снова? Ведь Лоно создал вместе с другими богами всю Вселенную, неужели ему так сложно сделать себе еще этих волшебных штуковин?
Джеймс Кук совершает величайшую (и последнюю)
глупость в своей жизни
В какой-то момент общество гавайцев раскололось на две части: тех, кто продолжал верить в пришествие Лоно и тех, кто уже начал думать, что пришлые — просто злые колдуны и самозванцы. Разрешить этот конфликт помогла бы личная встреча капитана Кука и короля гавайцев Каланиопу.
Кук высадился вместе с дюжиной матросов и морских пехотинцев в местной столице. В торжественной обстановке он прошествовал к дому вождя и, взяв его за руку, повел на свой корабль. Как видно, в переломный и конфликтный момент капитан решил разыграть свою козырную карту с пришествием божества. Только сделать он это планировал весьма своеобразно. На самом деле, Каланиопу должен был стать заложником британцев. Им показалось, что так будет надежнее и проще. Но сначала этот план требовалось провернуть.
Свидетелями этих событий стали несколько тысяч островитян, которые прибыли сюда со всей округи ради этого исторического момента. Обстановка накалилась до предела, обе стороны нервничали и были готовы сделать какую-нибудь глупость. Гавайцы в любой момент могли прийти либо в религиозный экстаз, либо в ярость. В каком-то смысле, получилось и то и другое.
Кук повел короля к лодке. Вожди гавайцев и европейцев шли, держась потеющими от волнения руками. В какой-то момент что-то случилось. Кук как-то выдал себя перед местными. Он или нарушил какое-то табу или что-то сделали его люди, или же он просто впал в заметную нервозность. В любом случае, местная элита поняла, что перед ними — вовсе не Лоно, а похититель их вождя.
Когда процессия уже была рядом с лодкой, жена Каланиопу по имени Канекаполеи бросилась к мужу и начала надрывно молить его остаться. К процессии подошел верховный священник гавайцев и начал проводить некий ритуал, громко стуча кокосовыми орехами и причитая. Когда он подошел к капитану вплотную, тот психанул и, судя по всему, просто пальнул в его сторону из пистолета, впрочем, никого не убив. На что он надеялся — непонятно, очевидно, на десяток морских пехотинцев, которые откроют огонь из мушкетов.
Ситуация подошла к переломной точке. Вождь остановился и сел, глядя на «Лоно». Идти дальше он не пожелал. Народ смотрел на все это в благоговейном ужасе. Каланиопу отказался повиноваться Куку, но и не оказывал ему неуважения. Он просто сидел на месте, ожидая, как проявит себя капитан. Тот начал паниковать, вышел из себя и принялся орать на вождя; попытался поднять того силой, а затем и вовсе ударил его мечом. Вождя тут же заслонил один из его воинов. Всем стало понятно, что божество себя так вести не будет.
Запаниковавшего и готового ринуться в драку Кука схватил и поднял над землей местный именитый воин по имени Канаина. Что было после — непонятно: воин или просто отпустил его, или бросил на землю со всей силы. В любом случае, Кук упал, после чего его убили: видимо, сначала тот же Канаин ударил его палицей из акульих зубов, после чего капитана добил воин по имени Нуаа, причем, его же собственным стальным кинжалом. Согласно другому варианту событий, Джеймса Кука убили ударом копья в затылок.
Остальные британцы сумели с боем прорваться к шлюпке и уплыть. Судя по всему, им удалось расстрелять из мушкетов и короля Гавайев, Каланиопу и порядочно местных жителей. Четверо из морских пехотинцев оказались ранены.
Что на самом деле сделали с телом Кука
Тело Джеймса Кука утащили вглубь селения, терзая по дороге ножами. В скором времени новый глава экспедиции, Чарльз Клерк, принял решение с боем вернуть останки капитана. Моряки высадились с десантом и под канонаду пушек захватили прибрежную столицу, выгнав гавайцев в горы. Вскоре после предъявления требований им все же выдали останки Кука, судя по которым и было решено, что он стал жертвой каннибалов. Тело было расчленено и разобрано на составляющие, нижней челюсти не было, сам капитан был зажарен, а кости отделены от мяса.
Что именно произошло с останками, можно лишь предполагать. В любом случае, гавайцы, как это ни странно, обошлись с ними по-царски, ведь такому обряду здесь, в действительности, подвергали только царей и великих героев. Несмотря на то, как все обернулось, его кости готовили к превращению в святыню. Плоть Джеймса Кука, если ее вообще ели, употребили только в ритуальных целях.
Чтобы понять, что случилось, нужно принять тот факт, что это было воплощением древнейшего архетипа: божество должно быть умерщвлено и съедено, чтобы затем возродиться вновь и начать новый цикл. И вы точно знаете как минимум одну религию, которая следует тому же архетипу, но всем это кажется само собой разумеющимся. По иронии, христианин Джеймс Кук выполнил на дикарском острове роль локального Христа, и, в прямом смысле, накормил своей плотью и кровью собственную паству. Разве что воскреснуть у него не получилось.
А Канекаполеи, отговорившая вождя идти на корабль, кстати, была теткой Камеамеа, первого настоящего монарха всех Гавайских островов, который едва не начал войну Российской империи с США. Но это уже совершенно другая история.