седьмые врата ада

Руслан Ахметов поговорил с известным итальянским сценаристом Дардано Саккетти, создателем оригинальной идеи, легшей в основу фильма «Седьмые врата ада». Тот любезно предоставил нам сценарий невышедшего продолжения фильма и разрешил опубликовать отрывок. Заодно наш автор взял мини-интервью у постановщика трюков Оттавиано Делль’Аква («тем самым зомби», к которому отсылает сериал «Ходячие мертвецы») и у актрисы Сильвии Коллатины, известной по хоррору «Дом на краю кладбища». Всех из объединяет работа с Лючио Фульчи, культовым итальянским режиссером, получившим прозвище «Крестный отец крови» («Godfather of Gore»).


Эта статья не появилась бы без любезного согласия легендарного сценариста Дардано Саккетти, чьё имя хорошо известно каждому фанату итальянского жанрового кино. В своё время я занимался кинопоказами в одном из частных кинотеатров Санкт-Петербурга, где вёл рубрику «Культовое кино». Одной из картин, к показу которой я подготовил субтитры и лекцию о творчестве режиссёра, была «Кошка о девяти хвостах» Дарио Ардженто. Работая над переводом, я решил написать автору оригинальной идеи с просьбой поделиться воспоминаниями о сотрудничестве с мэтром.

сценарий Седьмые врата ада интервью

В ответ я получил целое эссе о том, как Саккетти сотрудничал с Ардженто, Марио Бавой и Лючио Фульчи — первой «тройкой» итальянского хоррора. Этот материал я до сих пор считаю вершиной своей карьеры в качестве киножурналиста, и в этот раз лишь попытаюсь её превзойти, дорогие читатели.

С Фульчи, известного своим непростым характером, сценариста связывали, мягко говоря, непростые отношения. Тем не менее кроваво-красными плодами их творческого союза стали шедевры на все времена: «Семь нот в темноте», «Зомби 2/Пожиратели плоти», «Город живых мертвецов», «Дом на краю кладбища» и фильм, который многие считают лучшей работой Фульчи на поприще хоррора — «Седьмые врата ада». О нём и пойдёт речь. По просьбе автора маэстро Саккетти передал пламенный привет читателям Disgusting Men.

— Когда-то я говорил по-русски… Сейчас могу вспомнить только «до свидания», «спокойной ночи» и «дом Смирнова у телефона». Приветствую моих русскоязычных друзей! Да здравствует водка!

У «Седьмых врат ада» могло быть продолжение. Сценарием к нему со мной любезно поделился сам Саккетти и разрешил опубликовать отрывок из него. Этот эксклюзив по праву станет украшением статьи.


Отрывок из сценария Дардано Саккетти, фильм по которому мог стать продолжением «Седьмых врат ада»

Врат в Преисподнюю насчитывается семь. Одни расположены у мыса Тенар на побережье Пелопоннеса. Остальные находятся на территории Каира, бывшего Шумера, Аверна, Британских островов, в Индии и в пустыне Гоби. Все они соседствуют с тёмными озёрами и мрачными пещерами. Это порталы в пучину небытия и забвения.

В туманной дымке над Северо-Шотландским нагорьем видна скала посреди замёрзшего озера. Это

ОСТРОВ МЁРТВЫХ. Автор идеи — Дардано Саккетти

Картина Арнольда Бёклина «Остров мёртвых»

— Врата ада не одолеют тебя («Евангелие от Матфея, Глава 16, стих 18»)

Над неровными стенами, источающими густой пар, брезжит рассвет. Пред взглядом предстаёт мусорная свалка на окраине скатившегося в упадок города, побочное дитя технологического прогресса. Из куч мусора одна за другой появляются человеческие фигуры. Они раздеты догола, но при этом с ног до головы измазаны белой краской. У всех взъерошенные волосы и безумный взгляд. Заложники своего безумия, они оказались здесь ради постановки пьесы Петера Вайса «Марат/Сад».

Их снимает ручной камерой молодая женщина, единственная одетая на «съёмочной площадке». Её зовут Элиза Джорджи. Она едва оправилась от шока после смерти мужа, с которым прожила в браке всего месяц. После смерти супруга она потеряла ребёнка, радость жизни, веру и здравый рассудок. Как бы то ни было, Элиза не смирилась с неумолимостью фатума, но всячески старалась уйти от реальности. Прежде она была блестящей журналисткой, корреспонденткой известных телекомпаний, исколесивших весь мир. Во время работы в Африке она познакомилась с молодым врачом шотландского происхождения, спасавшего местное население от голода, смертоносных вирусов и эпидемий. Это была любовь с первого взгляда, но ей не суждено было продлиться больше нескольких дней. 

Душевная боль, депрессия и упадок жизненных сил привели её в пансионат. Здесь Элиза начала приходить в себя, заинтересовавшись безумием. Подлинным безумием. И миром, в котором существуют безумцы. И вот, спустя несколько лет после трагедии, она, стоя посреди куч мусора, снимает постановку спектакля, в котором причудливым образом сочетаются мотивы «Театра жестокости» Антонена Арто и тематика моральной и материальной деградации современного общества.

Во время съёмок один из безумцев подкрадывается к ней сзади. Он шепчет ей:

— Он ждёт тебя в загробном мире.

А затем засовывает свой язык ей в ухо.

Главная тема из фильма «Седьмые врата ада»

«Седьмые врата ада» как шедевр вынужденной импровизации  

После феноменального успеха «Пожирателей плоти» Фульчи счёл нужным и дальше окучивать ниву гран-гиньоля. В фундамент т.н. «трилогии врат ада» (в которую, помимо обсуждаемого фильма, входят «Город живых мертвецов» и «Дом на краю кладбища») были заложены мотивы произведений Лавкрафта и элементы его Вселенной, вплоть до топонимов. По старой доброй итальянской традиции, постер фильма за авторством великого Энцо Скотти был создан ещё до того, как тритмент перешёл в стадию полноценного сценария.

сценарий Седьмые врата ада интервью

Ушлый продюсер Фабрицио Де Анджелис взял на вооружение следующую тактику, выставляя будущие кинопроекты на международный рынок: потенциальным покупателям ещё не снятого фильма демонстрировался плакат, набросок сценария и название фильма. В случае успешной продажи «авансом» Де Анджелис ставил создателям картины сжатые сроки.

Это коснулось и Саккетти: продюсер затребовал готовый сценарий «Седьмых врат ада» в течение 9 дней. Многие из задумок сценариста, любившего детально прописывать свои произведения, пошли под нож. В их числе — концовка фильма, действие которой должно было разворачиваться в парке развлечений. Разумеется, на съёмки этой сцены «не нашлось» денег, поэтому финал «Седьмых врат» поневоле стал плодом импровизации. Помимо этого, ряд сцен Фульчи снял по собственной инициативе, не согласовав правки со сценаристом. К ним относится шокирующий пролог, в котором художника-оккультиста жестоко убивают, запуская таким образом цепь событий.

Работать с Фульчи было нелегко, о чём мне поведал один из лучших итальянских каскадёров и постановщиков трюков в кино Оттавиано Делль’Аква.

Он участвовал в создании «Сатирикона» Феллини, «Города зомби» Умберто Ленци, «Синдрома Стендаля» Ардженто, «Банд Нью-Йорка» Скорсезе, «Кванта милосердия» и «Джона Уика-2». Но в историю кино он вошёл, в первую очередь, как самый впечатляющий зомби, созданный усилиям великого мастера спецэффектов Джанетто Де Росси. Этот образ был настолько впечатляющим, что актёра поместили на постер фильма «Пожирателей плоти», а создатели сериала «Ходячие мертвецы» отдали ему дань уважения в одной из серий.

— Фульчи был замечательным режиссёром, настоящим профессионалом. Работать с ним было нелегко. Как режиссёр, он всегда требовал от тебя наибольшего, и ему нравилось видеть рядом с собой знающих людей. Я горжусь тем, что мне довелось поработать с ним. С грустью должен признаться, что ему сильно нездоровилось на съёмках «Зомби 3» на Филиппинах. Я старался быть с ним рядом настолько, насколько это было возможно. При всей своей грубости он оставался джентльменом. 

Тернистый путь фильма в американском прокате

В США «Седьмые врата ада» изуродовали похлеще персонажей самого фильма. Прокатчик, взяв фильм в работу, во-первых, заменил гениальную музыку Фабио Фрицци на нечто невнятное. Во-вторых, жертвой монтажной гильотины стали несколько минут особо жестоких сцен. В-третьих, фильм с вычурным названием «E tu vivrai nel terrore — L’aldilà» был переименован в «Семь врат смерти», а имена создателей фильма, вплоть до режиссёра — англизированы (Лючио Фульчи превратился в Луиса Фуллера). Прокатчик заручился поддержкой создателей легендарной «Техасской резни бензопилой», чьи цитаты о фильме были использованы в рамках рекламной кампании. Тем не менее, изуродованный фильм принёс немалую прибыль прокатчику и благополучно вышел на VHS.

сценарий Седьмые врата ада интервью

Фильм обрёл второе дыхание в 1996 году, после смерти Фульчи. Этому поспособствовал Квентин Тарантино, некоторое время руководивший кинопрокатной компанией Rolling Thunder Pictures, созданной при поддержке ныне опальных братьев Вайнштейнов. Компания просуществовала недолго, но успела выпустить на американские экраны «Чунгкингский экспресс», «Сонатину» и ряд эксплуатационных картин, главной из которых стала оригинальная версия «Седьмых врат ада».

Вместе с Rolling Thunder Pictures историческую справедливость восстанавливали Боб Муравски («Оскар» за монтаж «Повелителя бури») и Сэйдж Сталлоне, сын всем известного актёра. В 1998 году оригинальная версия фильма Фульчи добралась-таки до американских экранов, завоевав признание со стороны фанатов еврокульта и презрение Роджера Эберта.

сценарий Седьмые врата ада интервью

Выйдя в прокат, «Седьмые врата ада» собрали порядка 124 тысяч долларов. Тарантино и его соратник Джерри Мартинес были заинтересованы в приобретении прав на «Семь нот в темноте» и «Пожирателей плоти», но не преуспели в этом. Вскоре руководство Miramax вынесло неутешительную резолюцию о закрытии Rolling Thunder Pictures из-за «отсутствия зрительского интереса к фильмам, выпускаемых компанией».

Как бы то ни было, усилия Тарантино, Муравски, Сталлоне-младшего и Мартинеса не пропали даром. Достойный DVD-релиз оригинальной версии фильма вскоре после этого был выброшен на европейский рынок, а дальше пошло-поехало. Автору статьи известно о как минимум трёх изданиях фильма в формате Blu-ray.

сценарий Седьмые врата ада интервью

Бонус: мини-интервью с Сильвией Коллатиной

Ещё одним трогательным воспоминанием о работе с Фульчи поделилась Сильвия Коллатина, сыгравшая в «Доме на краю кладбища». Эта картина завершает «трилогию врат ада», и, по мнению многих, включая автора статьи, является последней по-настоящему хорошей работой великого режиссёра.

сценарий Седьмые врата ада интервью

Также в короткой фильмографии Сильвии присутствует «Река большого каймана», снятая мастером джалло Серджо Мартино по сценарию Эрнесто Гастальди. Это забавная попытка (коих было множество) коммерциализировать на итальянский лад успех «Челюстей» Спилберга. Отрывок из фильма мог увидеть каждый внимательный зритель «Максин XXX»: в одной из сцен друг главной героини смотрит «Реку большого каймана» по телевизору.

Сыграв в нескольких культовых фильмах, актриса приняла решение уйти из кино в 1985-м, но до сих пор остаётся желанной гостьей на тематических фестивалях по всему миру. Перед этим она сыграла ещё в одном фильме Фульчи, который заметно выделяется на фоне его последующих работ — «Рок-убийце», лауреате престижного кинофестиваля в Авориазе. С этим фильмом заочно знакомы поклонники Carpenter Brut.

Трибьют на «Дом на краю кладбища»

— Работа с Фульчи, особенно на съёмках «Дома на краю кладбища», была захватывающей. Я поклонница фильмов ужасов, и сняться в таком фильме было для меня воплощением мечты. Мне тогда было девять лет, но я помню всё так как будто это было вчера. Мне нравилось находиться на съёмочной площадке даже не в свою смену, просто наблюдать за происходящим (постановка сцен, спецэффекты, искусственная кровь).

Фульчи крайне требовательно относился ко всем, особенно ко взрослым. Скажем так, он вёл себя грубовато, потому что был перфекционистом. Он хотел видеть сцену именно такой, какой представлял её в своей голове. Для нас с Джованни Фреззой (Боб) он был подобен школьному учителю. Мы старались на съёмках изо всех сил, но, должна признаться, что иногда он не делал скидку на возраст. Я не могу думать о нём плохо, потому что он для меня — часть моего жизненного пути, которая до сих пор со мной. Я испытываю к нему глубокое уважение и привязанность. Мне жаль, что он не добился той славы, которую получил за рубежом, в родной Италии, поэтому я стараюсь замолвить за него слово везде, где бываю. Я благодарна тому, что его фильмы (и меня в том числе) помнят до сих пор. Он был выдающимся визионером, который знал толк в готике и поэзии, поэтому его фильмы так уникальны.

итальянские хорроры

итальянские хорроры