После семилетнего перерыва 26 октября 2017 года на экраны выходит новая часть франшизы про маньяка, конструирующего изощренные ловушки. Disgusting Men в лице своего бессменного хоррор-специалиста Дмитрия Соколова объясняют, кому стоит сходить на этот фильм, а кому лучше остаться в стороне.
Через десять лет после смерти маньяка по кличке «Пила» (Тобин Белл) в разных частях города находят изуродованные трупы с характерными приметами (от следов крови до аудиопосланий на флэшке, спрятанной в ошметках черепа), указывающими на то, что кто-то решил начать новую игру, продолжив дело психопата.
Детективы Халлоран (Каллум Кит Ренни) и Хант (Кле Беннет) просят судмедэксперта Логана (Мэтт Пассмор) помочь им разгадать загадки, оставленные неизвестным убийцей-имитатором, но чем дальше заходит расследование, тем больше подозреваемых и тем меньше уверенности в каждом участнике дела.
Новый фильм одной из самых прибыльных франшиз в современном кинематографе — детище сразу двух режиссеров: Питера и Майкла Спиригов («Восставшие из мертвых», «Патруль времени», «Воины света»). Попутно это первая их работа, сделанная на уже существующем материале (ко всем прошлым своим фильмам братья писали сценарии самостоятельно). В теории восьмая часть «Пилы» должна стать одновременно отсылкой к прошлым частям и стартовой площадкой для новых, что отчасти нашло свое выражение в сюжете. Поэтому, с одной стороны, здесь постоянно напоминают об истории преступлений Пилы и о его нелегком жизненном пути, с другой — предлагают совершенно новых героев, вовлеченных в отдельный сюжет, никак не связанный ни с одним из прошлых фильмов.
Эта двойственность, к сожалению для всех поклонников серии, порождает больше неразрешимых вопросов, чем ответов, что можно назвать одним из самых заметных недостатков фильма. Так, например, полностью забыты некоторые ключевые персонажи из седьмой части, и детективы работают так, словно доктора Гордона никогда не существовало (что в мире «Пилы», где все связаны со всеми, само по себе выглядит странно). Но самая главная проблема восьмой части заключается не в том, что забыты один или два важных персонажа, или кто-то из присутствующих показан слишком плоско, а в самом сценарии, который на этот раз писали новые для франшизы люди: Джош Столберг и Питер Голдфингер.
В отличие от большинства прошлых частей, где внимание зрителей фокусировалось на разнообразных пыточных механизмах, здесь удерживать интерес пытаются за счет, во-первых, поддержания вышеупомянутой интриги с личностью нового маньяка, и, во-вторых, за счет концептуального построения игры, в которую вовлечены жертвы. Но при этом кое-какие сюжетные прорехи, очевидно, шиты белыми нитками, и оттого создается впечатление, будто у сценаристов была одна ключевая идея, а на проработку побочных линий не хватило желания или же времени. В результате фильм хоть и не скатывается до мыльной оперы с элементами детектива (чем грешили некоторые прошлые части), но выезжает в основном на безотказных классических приемах, типа потоков крови и вырванных внутренностей.
Итоговый результат получился в целом удовлетворительным. По крайней мере, поклонники серии скучать точно не будут, а новые зрители вполне могут начать смотреть с этой части, ничего важного не пропустив. Но на общем фоне восьмая «Пила» рискует затеряться среди более старых, хотя и лучше скроенных частей.
Не самый плохой старт для новой порции садистских игр на выживание, но уж точно не лучший.