Dark ambient — не просто мрачная музыка. Это — мрачная музыка, которая обращается прямо к вашему подсознанию, к той его части, которая до сих пор одновременно боится темноты и скрытых в ней хищников, и жаждет ее, потому что в ней можно спрятаться от хохочущих каннибалов, которые пришли, чтобы сожрать ваше племя.

I

Dark ambient полон потустороннего гула и погружает вас в мрачную, густую, как болотный туман, атмосферу. В нем есть древние боги, плесень, кричащие во тьме твари и разложившиеся мертвецы, которые играют на флейтах из собственных костей. Музыка, созданная для тех, кто находит мрачное воодушевление в наступлении зимы.

II

Осторожнее со звуком! Эта композиция начинается с криков то ли освежеванного заживо оленя, то ли безумного духа, который охотится на людей в лесу. Из всех представленных — самая панически-жуткая и одновременно атмосферная. Она с первых же секунд заставляет слушателя придумывать пугающие и уродливые образы, которые ассоциируются с лесом на закате.

III

Несмотря не название, которое скорее подходит для блэк-метала, Metatron Omega делает вдумчивый dark ambient, вызывающий ассоциации с погребальными обрядами тайного культа. Колокола и песнопения звучат так, словно все их таинства проводятся в подземных храмах и заброшенных шахтах.

IV

А эта композиция довольно сильно уходит в сторону «ритуального» эмбиента. Шаманский бубен здесь провоцирует завывания металлических духов, а варган и отголоски горлового пения звучат на фоне еще более отдаленных электрических бурь. Первая же ассоциация: представляется тунгусский шаман, который нашел на самом краю тундры купол заброшенного тысячи лет назад города.

V

Название этой композиции, Hypnos, отсылает к древнему богу сна ахейцев — Гипносу. Звуки металлических труб, цепей и оков и завывание унылого ветра рождают в воображении Аид, огромный подземный мир, с потолка которого свисают позеленевшие от времени бронзовые трубы, повешенные здесь в качестве колоколов.

VI

Swamps of Tunguska от белорусской команды Ugasanie очевидным образом намекает на то, куда лучше направить свою фантазию. Тоскливые болота Тунгуски, ни единой души на сотни километров, местные духи, настолько древние, что совершено безразличны ко всему. Охотники, так далеко зашедшие в своих скитаниях, что забыли человеческий язык.

VII

Zero Kama прославились тем, что играют на инструментах, сделанных из настоящих человеческих костей. Слушая их «Сон-Атавизм» (или, если угодно, «Атавистическую мечту»), охотно в это веришь. Она пробирает до жути, вызывая образы пожелтевших от времени скелетов, пляшущих у костра в ночи, и оцепеневших от ужаса заплутавших путников, которые наблюдают за ними из-за деревьев.

IX

Tomb of Druids — еще один пример того, как музыканты помогают слушателю настроиться на нужную волну и подсказывают, что именно они представляли сами, делая эту музыку. Сырость кельтских лесов, молитвы Кернунну, который отзывается на призывы друидов хрустом деревьев и первобытным гулом. Одинокий охотник-пикт, который уходит из этой части леса, едва заслышав звуки ритуала, и зная, что побеспокоенные жрецы ужасны в гневе.

X

Огромная тварь, которая выглядит антропоморфной только на первый взгляд. Воплощение такого безумного голода, что заставляет постигшего его пожирать себе подобных. Одна из лучших композиций Dronny Darko, в которой слышатся и первобытный рык, и голоса по радио, и звуки сломанного пианино, которые доносятся из заброшенного дома в глубине леса.

XI

Строго говоря, Paleowolf делает не dark ambient, а ritual, пытаясь воспроизвести атмосферу каменного века. Но его первобытные мелодии настолько завораживают, что вызывают смутную тревогу. Становится понятно, что времена цивилизованности — лишь краткое недоразумение, несколько веков между тысячелетиями оледенения и палеолита. Заболоченные леса, влажные от стекающих с ледников вод, охотники, рыщущие по тундре, покрывшей всю Евразию, горны соседнего племени, бросающего вам вызов на войну — в этом все то, что сами Paleowolf называют «доисторическим шаманическим эмбиентом».

XII

Здесь вы не услышите ничего, кроме призрачных звуков, записанных на старую пластинку. Духи умерших бродят по лесу, еще сотни лет назад покрывшему их заброшенное кладбище, тщетно пытаясь найти места своих захоронений. Лучше их не тревожить.

XIII

В этой часовой подборке собраны две дюжины разных мелодий от разных авторов. Но у них общая тема и настроение — жестокий посланник богов Ньярлатхотеп, созданный Говардом Лавкрафтом. Каждый из музыкантов пытался ответить на вопрос о том, как должно звучать воплощение существа, которого сам Лавкрафт описывал так: «Голоса не с этой планеты доступны его слуху. В земли цивилизации пришел Нъярлотхотеп, смуглый, стройный и зловещий».

XIV

Еще одна часовая подборка, на этот раз от одного музыканта — Dronny Darko. Как это всегда у него бывает, здесь собрано сразу множество образов и звуков из самых противоречащих друг другу мест и ситуаций. Дождевые леса, в которых рыщут тольтеки, сменяются шумами заброшенного завода, в подвале которого живет сам Дьявол. Снежный буран врывается в ущелье и треплет палатку, внутри которой щелкающая жвалами тварь с внеземным любопытством рассматривает то, что осталось от туристов.

Dark ambient невероятно хорош в том, как он умудряется вызвать у вас поток фантазии. Едва заслышав эти тревожные потусторонние звуки, вы начинаете создавать образы, удивляющие вас своей диковинностью, после которой любой хоррор будет казаться набором банальностей. Погружаясь в каждую из мелодий, лежа в темноте, вы будете видеть настолько восхитительные картины, что мрачность музыки перестанет быть для вас чем-то угнетающим.