Чем Супермен (которого посчитали нацистом) и Бэтмен (которого обвиняли в гомосексуализме) обязаны цензуре? Как обезумевшие психиатры создали «Кодекс комиксов», которому должен был следовать каждый издатель? Почему хиппи и психоделическая революция сделали для комиксов не меньше, чем DC и Marvel?
Отвратительные мужики решили разобраться, как в США появились рисованные истории о супергероях и как зародился комикс-андеграунд в начале 1960-х годов.
Yellow Kid — начало эры комиксов
Комиксы в виде газетных врезок впервые появились в американской прессе в конце XIX века. Это были небольшие зарисовки, обычно на 1–3 стрипа (стрип — комиксная полоска, лента), рассказывавшие читателю короткую и забавную историю.
Одним из самых известных комикс-персонажей того времени был «Желтый малыш» (1896) (Yellow Kid), на плаще которого авторы писали диалоги и практически весь остальной текст.
В 1933 году был издан первый полноценный комикс под названием «Веселые картинки», который раздавался вместе с товарными карточками на продукты во времена Великой депрессии. В 1934 году вышел комикс «Знаменитые забавы» — первый сборник рисованных историй, купить который можно было в ларьках с прессой. С этого момента комикс пошел в массы, став отдельным литературным явлением.
В 1935 году компания National Allied Publications (позже переименованной в DC Comics) издала первую антологию «Новые забавные комиксы», ориентированную скорее на детскую аудиторию.
Первые супергерои
Популярность приключенческих историй дала толчок новой волне комиксов — в июне 1938 года в первом выпуске Action comics появляется Супермен, а через год, в мае 1939 года, в 27-ом выпуске Detective Comics в авангард борьбы с преступностью вступает Бэтмен. Так началась эра «супергероики» в комиксах.
Остальные издательства, стараясь не упустить кусок пирога, начали придумать своих супергероев. В конце концов, одному издательству таки удалось потеснить DC Comics. Сначала название этого издательства носило имя Timely, затем Atlas, и, в конце концов, появилось знакомое нам всем название — Marvel Comics.
Рисованные истории конца 30-х прославились не одной лишь супергероикой. Читателям очень нравились так называемые «бульварные» комиксы, в которых сюжеты повторяли любимые публикой литературные стили того времени — вестерны, детективы и мистику. К концу 1941 года количество людей, покупающих комиксы, выросло до 50 миллионов. Разумеется, в основном это была мужская аудитория.
В времена Второй мировой войны комиксы стали печатать на дешевой бумаге очень плохого качества, что, в свою очередь, положительно сказалось на продажах — из-за крайне низкой цены комиксы разлетались как горячие пирожки.
Темные времена комиксов
У любого нового веяния в культуре, если оно становится популярно, всегда найдутся недоброжелатели. В 1950 году началась самая грандиозная «охота на ведьм» за всю историю комиксов.
В это время американский психиатр Фредерик Вертхам издает труд «Совращение невинных», в котором обвиняет комиксы если не во всех, то в большей части смертных грехов — развращение детей, пропаганда насилия, алчность издателей (имеется ввиду реклама холодного оружия и сомнительных медицинских препаратов на страницах комиксов).
Пуританская брошюра психиатра была в основном рассчитана на впечатлительных матерей, которые с ненавистью набросились на произведения, развращавшие их детишек.
Шум в обществе и религиозные организации, поднявшие вопрос «о защите детских душ от безнравственности», привели к созданию Американской ассоциации комиксов — одному из жесточайших инструментов цензуры в истории США. В 1954 году издательства были вынуждены ввести в обращение так называемый «Кодекс комиксов», который регулировал их содержание и отвечал за цензуру.
Справедливости ради, стоит отметить, что некоторые комиксы, распространявшиеся без возрастных ограничений, действительно не следует читать детям — многие рисованные истории детективных и мистических жанров изобилуют картинами жестокости и насилия.
С середины 50-х годов производство комиксов в Америке переживало свои тяжелейшие времена. Единственный жанр, который устойчиво стоит на ногах — супергероика от DC. Этому издательству тоже досталось от доктора Вертхама — Супермен, по его мнению, был нацистом, а Бэтмен — гомосексуалистом.
Политики тоже выражали обеспокоенность за подрастающее поколение. Сенатор Джозеф Маккарти запустил серию телевизионных слушаний Сената, где каждый государственный деятель мог выразить свое мнение о том, что формирует дурные привычки у детей. Как вы наверное догадались, политики называли самой большой угрозой детству и юношеству именно комиксы.
Эпоха супергероев
После введения цензуры с комиксами произошли некоторые изменения в жанровом плане — баланс сил поменялся. Популярность детективов и ужастиков резко упала. Связано с это с тем, что авторы, которые специализировались на них, оказались в очень жестких рамках из-за упомянутого выше кодекса, поэтому в период с 1955 до 1975 годов вперед вышли более «безобидные» комиксы про супергероев.
В 1965 году DC ввели новую концепцию — «Мультивселенная», с помощью которой авторы могли возвращать к жизни уже исчезнувших с обложек комиксов супергероев.
Издательство Marvel Comics также не теряло времени и в 1961 году издало свой комикс с командой супергероев (у DC в это время уже имелась Лига Справедливости) — Фантастическая четверка.
Кроме того, Marvel придумывает ряд новшеств: персонажи со страниц комиксов все больше начинают походить на реальных людей, которые имеют житейские проблемы и даже ссорятся между собой.
Это дало Marvel Comics хороший толчок, и более «социально ориентированные» комиксы стали привлекать новую аудиторию более старшего возраста.
Комикс-андеграунд
Из-за того, что на комиксы лег груз цензуры, ответом на запреты в начале 1960-х годов стали подпольные издания. Самиздатовские рисованные истории начинают распространяться не через книжные магазины, а по подписке и через хэдшопы — магазины торгующие приспособлениями для курения табака (и не только).
Одним из основоположников протестного течения считается Фрэнк Стак, художник из Техаса, который в 1962 году нарисовал несколько юмористических комиксов «Приключения Иисуса». Иисус в его произведениях похож на хиппи, у которого длинные волосы и нет работы.
В то же время художник Гилберт Шелтон нарисовал комикс «Невероятные пушистые братья фрики», рассказывавший о жизни трех придурков — Финеасе, Толстом Фредди и Франклине. Комиксы выходили с 1971 года и приобрели немалую популярность, особенно среди нонконформистов тех лет: хиппи и прочих битников.
Еще один знаковый художник того времени — Роберт Крамб, который стал популярен благодаря серии комиксов «Кот Фриц», рассказывающей о сексуальных похождениях антропоморфного кота. Сам Крамб не раз заявлял, что выработать свой уникальный стиль ему помогло ЛСД. Как нетрудно догадаться, большинство самиздатовских комиксов и близко не попадали под критерии «Кодекса комиксов», однако в контркультуре они приобрели статус культовых.
После скандала с участием доктора Вертхама и с появлением андеграундных комиксов до американского общества стало доходить, что рисованные истории бывают не только детскими. Запреты и пуританская пропаганда неизбежно породили среди молодежи позывы к сексуальной революции и развитию контркультуры, скрытой от глаз «старорежимных предков».
На сегодняшний день и супергероика, и андеграунд во всей красе представлены на полках книжных магазинов — капитализм перерабатывает любые художественные потуги в товар, который можно продать.
Комикс как живой жанр развивается и сейчас, каждый год открывая публике новых авторов, в том числе и контркультурных. Однако об этом мы поговорим в другой раз.