У тележурналиста Эдди Брока (Том Харди) почти безоблачная жизнь. Красавица-подружка в полшаге от венца (Мишель Уильямс), любимая работа, просторная квартира в Сан-Франциско, люди узнают на улицах.
Но все летит под откос из-за одного неудачного интервью с местным бизнесменом и ученым Карлтоном Дрейком (легкая пародия на Илона Маска), который не только владеет фармакологической империей и строит ракеты для полета в космос, но и, по слухам, проводит в своих лабораториях незаконные опыты на людях. Дрейк обладает огромной властью в городе, поэтому Брока быстро увольняют с телеканала, уходит и невеста. Именно в её компьютере репортер нашел компромат на влиятельного бизнесмена.
В этом время где-то в Малайзии падает космический корабль с неведомыми инопланетными паразитами на борту, похожими на черную слизь, но с интеллектом. В следующие пять минут фильма мы узнаем две важные подробности. Во-первых, паразиты легко подчиняют себе людей, проникнув в их организм. Во-вторых, корабль принадлежит компании Дрейка — в космосе миллиардер-ученый пытается найти лекарство от всех человеческих болезней.
Впервые слухи о сольном фильме про «Венома» появились еще в середине 90-х. Сценарий к тому фильму должен был написать Дэвид Гойер, сценарист «Блейда», трилогии про Темного рыцаря и «Человека из стали», но не сложилось. Спустя 10 лет Sony Pictures потихоньку начала готовить спин-офф про антигероя, сначала с Гэри Россом («Голодные игры») в качестве режиссера и сценариста, потом — с Джошем Транком (последняя «Фантастическая четверка»), далее — с Алексом Куртцманом («Мумия»). И всегда что-то мешало: Транк ушел ставить «Фантастическую четверку» (лучше бы не уходил), идеи Куртцмана не понравились продюсерам, Росс стал жертвой всей перезагрузки франшизы.
Все это время Marvel успешно по кирпичику выстраивала свою монументальную киновселенную, и когда Sony Pictures все-таки запустила «Венома» в производство, оказалось, что его снова надо переделывать — в том числе, с прицелом на законное место в супергеройском многотомнике от Marvel, частью которого стал уже Человек-паук. А это значит, что никакого ультранасилия и расчлененки, рейтинга «18+» и вольностей — пока единый механизм не дает сбоев, самодеятельности Marvel не допустит.
Для воплощения плана «попади в рейтинг PG-13» Sony позвала Рубена Фляйшера — автора симпатичных, но простоватых жанровых картин, вроде «Добро пожаловать в Зомбиленд». И главное — никогда не страдавшего, скажем так, амбициями большого автора. Он — приличный студийный режиссер без (возможно, пока) замашек на попадание в вечность, премии и культа вокруг себя. Именно такой (как когда-то Фавро у Marvel) и нужен был Sony, чтобы без сучка и без задоринки запустить еще один супергеройский сериал.
Все это привело к тому, что «Веном» получился не только вегетарианским, но и совершенно безликим. Герой, который на бумаге часто славился своим вызывающим поведением (один из любимых приемов Венома — откусывание головы), здесь если и позволяет себе зверствовать, то преимущественно за кадром. И это проблема: сознательно ориентируясь на более широкую аудиторию, Sony лишила своего нового героя одной из самых узнаваемых черт (вторая — конечно, война с Человеком-пауком). А в современном мире, когда вокруг столько супергероев, нужно дорожить каждой уникальной мелочью, по которой даже не самые внимательные фанаты смогут отличить один фильм про суперлюдей от других.
Паука — вторую важную и яркую составляющую мира Венома — тут тоже нет, поэтому фильм, особенно, если вы не знаете, кто такой Эдди Брок, не разбираетесь во вселенной Человека-паука и не следите за развитием марвеловской киновселенной, превращается в еще один боевик про суперсущество, на сей раз прилетевшее на Землю из космоса. Можно перетасовать героев и заменить им имена (чтобы фанаты не волновались), заменить Венома на, например, Хищника, перенести место событий из Сан-Франциско в Нью-Йорк и в фильме ровным счетом ничего не изменится. Вообще. Фляйшер снял образцовое безвкусное кино по студийным супергеройским методичкам.
Искреннее желание авторов ни в коем случае не напортачить привело к тому, что из «Венома» вычистили все, что только могли (Харди говорит, что было вырезано аж 40 минут). Здесь нет внятных героев, их предыстории, сюрпризов и острых углов, здесь нет даже любимой нолановской многозначительности, которой страдают по инерции многие супергеройские картины после «Темного рыцаря». Хороших ребят тут видно за километр, плохих — тоже, мотивации и истории всех героев можно пересказать в 1-2-х коротких предложениях, шутки — довольно пресные (самая смешная, впрочем, вполне сексистская), герои разговаривают отрывисто, ни в коем случае не позволяя себе предложения со сложными словесными конструкциями. А еще в фильме есть завязка, пара экшен сцен, обязательная для жанра погоня и, конечно, встреча с боссом в конце — все как у других.
А ведь по промо-материалам некоторые фанаты строили теории, что в картине вообще почти не будет Венома, а сюжет будет посвящен обыденной жизни репортера и его трансформации Брока в монстра. Забудьте: это просто еще один заглавный марвеловский фильм про супергероя, к тому же один из худших. Весь этот невыносимо стерильный боевик пытается привести в чувство как всегда брызжущий обаянием Харди, но ему категорически нечего играть. Точнее есть что, но все лучшие сцены — опять же по его словам — в фильм не попали. Поэтому на два часа ему отведено несколько шуток, пяток взъерошенных гримас и пара поцелуев. Все остальное за него делает компьютер.
С точки зрения бизнеса Sony Pictures можно понять. Выпуская сольный фильм про Венома, они, конечно, смотрели в будущее. А в нем (если, конечно, «Веном» не провалится в прокате) колоритный герой станет частью какой-нибудь вселенной, обязательно повстречается с Человеком-пауком и еще долго будет радовать посетителей мультиплексов своими возвращениями на большой экран. Именно поэтому фильм получился слишком гладким и сознательно не ультражестоким. Если бы авторам «Венома» позволили жестить, то слияния с другими фильмами прошли бы намного болезненнее.
А вот как зрителю «Веном» оправдывать совсем не хочется. В супергеройском жанре в последние годы было много громких провалов — например, та же «Фантастическая четверка» или «Отряд самоубийц». Но эти фильмы были такой невыносимой лабудой, что за их шумным падением даже было интересно наблюдать. А «Веном» не вызывает даже этих чувств. Разве что радостно за сына Харди — он так хотел, чтобы папа сыграл его любимого героя.
Фильм «Веном» в российском и мировом прокате с 4 октября.