Репортер издания Baza Кирилл Руков поговорил с повзрослевшими детьми известных бандитов, действовавших в разных регионах нашей необъятной родины в 90-е годы, и собрал из бесед документальный цикл — интересный как панорама того нелегкого времени, так и с точки зрения человеческих отношений в целом.

Некоторые герои злились на отцов за всякое, но потом простили, другие относятся к ним с любовью и хранят память до сих пор. Например, 34-летний Антон Солоник, который является сыном Александра Солоника, более известного как «Саша Македонский». Отец Антона был киллером, одни из лидеров Курганской ОПГ, однако мать не рассказывала ему об этом:

«Всё детство я думал, что отец погиб в автокатастрофе, — так сказала мама. Но в 13 лет меня отправили к соседке за какими-то документами для пособия — и в сумерках я разглядел, что папу похоронили в Афинах. Думаю, мама знала, что я полезу читать эти бумаги по дороге домой. Мы жили тогда в Анжеро-Судженске, и там был холм возле леса — я просидел на нём до темноты. Вычитал, что отец был в розыске, подозревался в убийствах — но без подробностей. Домой вернулся и засыпал вопросами, типа «Почему ты меня обманывала?». Это был сильный шок. Мама спокойно отвечала, что не хотела рассказывать про то, кем он стал, и про его убийство. Ещё через пару дней она позвала к телевизору, где показывали серию «Криминальной России»: «Ну вот, можешь посмотреть, это как раз про него».

Курганская ОПГ занималась заказными убийствами, а ее главари познакомились на кладбище в Кургане. Солоник там тоже был, работал могильщиком. В 1990-м они приехали в Москву и стали сотрудничать с Ореховской ОПГ как штатные киллеры. Солоник, например, убил по заказу ореховских в 1994 году главных авторитетов Бауманской (неславянской) группировки. Через какое-то время его арестовали, однако Солонику удалось сбежать из СИЗО и скрыться в Греции, где в 1997 году его вместе с подругой убили киллеры ореховских.

Несмотря на кровавое прошлое отца, Антон осуждать его он не хочет. В детстве он чувствовал злобу, но скорее на уход отца:

«Конечно, когда-то я злился на отца — абстрактно, что «бросил с отчимом жить». Я воображал, что он бы меня лучше понимал. Но его вынудили обстоятельства, попал в такое место и время. Осуждать я его до сих пор не могу, осталось только ощущение пустоты. Получается, что сейчас его испытывает мой первый сын — ему уже десять. Мы общаемся, ездим вместе на тренировки, но времени не хватает: днём работаю, по ночам свожу музыку, выходные — со своей новой семьёй. Чувствую, что отдаляюсь, и мне не нравится его нынешнее воспитание — но я ничего не могу с этим сделать».

По поводу смены фамилии Антон говорит отрицательно: «Я считаю, что фамилия должна быть родного отца, вне зависимости от того, какой он был».

Мария Денискина, еще одна героиня материала, является дочерью Сергея Денискина, более известного как «Денис» — лидер мордовской ОПГ «Светотехстрой». В 2009 году его приговорили к 18 годам тюрьмы. Вне зависимости от того, что говорят о ее отце, она никогда не переставала его любить:

«Папы не стало три года назад, в 2018 году, в июне. Его полушутливое семейное напутствие было: «Держитесь подальше от дураков». Сейчас в моей жизни начался самый интересный период, и я так многим хотела бы с ним поделиться — но уже не могу. Отец был одним из лучших людей, которых я когда-либо встречала, и я надеюсь однажды хотя бы на дюйм приблизиться к его мудрости и доброте. Мне очень его не хватает».

Тем не менее, не все воспоминания о детстве у Марии такие уж светлые:

«Родители никогда от меня ничего не скрывали, я была как маленький семейный диктофон. В начале 2006-го всё вдруг зашевелилось: машину отца расстреляли на парковке, хотя в ней никого не было. Близкого друга убили, знакомого арестовали, третий пропал без вести. К этому моменту отношения мамы с папой переживали кризис: было несколько мелких интрижек, мама даже думала о разводе. Чемоданы отца месяц простояли в коридоре».

Таких историй в материале много — это крайне интересный отпечаток эпохи глазами тех, кто рос в тени авторитетов 90-х или же, наоборот, узнавших о своих отцах совершенно случайно. Почитать его можно тут — часть 1 и часть 2.