Совершенно безумная и дикарская история произошла 15 апреля в провинции Нонгбуалампху на севере Таиланда. Настоятель одного из местных монастырей отрубил себе голову, надеясь перевоплотиться в Будду. Все произошло в торжественной обстановке, в окружении молящихся учеников. Официальные буддийские иерархи уже осудили действия монаха, называя их варварством и чудовищным искажением учения. Впрочем, этот случай — не первый: подобные «вознесения» случались и раньше.
Дхаммакорн Вангпхреча, аббат храма Ват Пхухингонг, готовился к ритуалу больше пяти лет. В 2017 ему в голову пришла идея о том, что скорейший способ стать Буддой — это буквально ее лишиться. Пять лет он провел в аскезе и медитациях, и 15 апреля, прямо в свой 68-й день рождения, провел давно запланированный ритуал.
Настоятель встал еще затемно, провел последнее богослужение и отправился во двор монастыря, где стоит статуя безголового Индры. Там аббата ждала самодельная гильотина и толпа последователей.
С первыми лучами солнца, в 5 часов 19 минут, лезвие гильотины опустилось, и Дхаммакорн Вангпхреча перестал быть.
О статуе во дворе храма стоит сказать отдельно: божество изображено сидящим с собственной отрубленной головой в руках. Индра со смиренной улыбкой предлагает ее всему миру, Будде, а заодно находящимся в храме монахам и паломникам. На самом деле, это довольно безобидное изображение — всего лишь типичная для восточных учений метафора самоотречения и отказа от бесплодных софистических рассуждений.
Метафора, конечно, красивая, но настоятель с какого-то момента начал воспринимать ее буквально. Он убедил в новой доктрине своих учеников, и те согласились помочь ему с «вознесением». За несколько месяцев до ритуала Дхаммакорн Вангпхреча приказал возвести у статуи Индры гильотину, и все это время она почему-то никого не смущала.
Свидетели рассказали полиции, что гильотину с метровым лезвием настоятель задействовал сам. Он лично перерезал веревку, на которой держался противовес — два ведра с цементом.
После этого его последователи поспешно кремировали тело и очистили двор от крови. Останки аббата они поместили в деревянный гроб. Туда же отправился окровавленный нож от гильотины. Полиция довольно быстро узнала о случившемся, провела в монастыре обыск и нашла свидетельства ритуала.
Несмотря на то, что это была воля монаха, его ученикам грозят немалые последствия. Содействие самоубийству, сокрытие тела и «порча» места происшествия до прибытия полиции считаются довольно серьезными правонарушениями в Таиланде. За такое можно получить тюремный срок. Сами участники ритуала не считают себя виновными, ведь старые времена в стране уже были подобные случаи, а в истории буддизма есть свидетельства того, как монахи выкалывали себе глаза, прыгали в огонь и пили яд, чтобы достичь просветления.
Несколько церковных иерархов Таиланда выступили с заявлениями о том, что осуждают действия Дхаммакорна Вангпхречи. Они всячески открещиваются от него и утверждают, что он постфактум отлучен от монашеского сана. Полиция продолжает расследование, под следствием находятся несколько десятков учеников настоятеля.
К слову, в маргинальных течениях буддизма есть и более экзотические способы постижения Нирваны. Например, самомумификация. Феномен называется сокушинбуцу и предполагает, что достаточно просветленный монах способен стать «статуей», перейдя на диету из мёда и дубовой коры и заперевшись в холодной сухой пещере.
Три самых известных мумии-сокушинбуцу — это глава сибирских буддистов Даши-Дорджо Итигэлов, живший в начале XX века, Луанг Пор Даенг из Таиланда и неизвестный монах, чье тело было обнаружено внутри статуи бодхисаттвы в 2014 году. О них (а также других потрясающих мумиях) вы можете прочитать в нашей старой статье: