Вспомните себя в детстве. Что могло вызвать у вас тревогу? Наверняка, школа, общение со сверстниками и собственная семья — то есть те самые вещи, которые принято считать позитивными в жизни ребенка. Возможно, какую-то долю добавляли соцсети, если вы относительно молоды. А вот видеоигры — никогда. Ни единый человек в мире не заявил, что они делали его несчастным и тревожным в юные годы, если не считать Мединского, и его заявлений о Doom 2, конечно.
Недавно канадские психологи привели косвенные доказательства того, что видеоигры не делают детей тревожнее и депрессивнее. В то время, как другое времяпровождение, связанное с просиживанием за экраном, — очень даже.
Квебеские психологи Мохаммед Афзали и Патрисия Конрод опубликовали в журнале Canadian Journal of Psychiatry результаты исследования, которое они вели на протяжении несколько лет. Четыре года ученые наблюдали за 3659 детьми, которые за это время отучились с седьмого по десятый класс. Все они ежегодно проходили психологическую проверку и каждый день должны были отчитываться о времени, проведенном за экраном.
Под временем, проведенным у экрана, имелась в виду любая неучебная деятельность, во время которой дети пялились в дисплей. Это и просмотр телевизора, и интернет-серфинг, и общение в соцсетях, и, конечно же, видеоигры.
Результат оказался обнадеживающим и предсказуемым для любого, кто в детстве увлекался играми. Выяснилось, что дети, которые проводили много времени за экраном (то есть больше среднего для той же возрастной категории), были депрессивнее и тревожнее среднестатистических сверстников. Однако это относилось ко всем видам деятельности, кроме видеоигр!
По идее в соцсетях ребенок должен общаться, избавляясь от депрессии, а смотря сериалы и кино — отвлекаться от стресса, становясь менее тревожным. Но этого не только не происходит, соцсети, наоборот, лишь усугубляют положение дел.
Афзали и Конрод делают предположения о том, почему это происходит. Дело в том, что в соцсетях ребенок начинает сравнивать себя с более успешными сверстниками, и это бьет по его самооценке. А вот видеоигры, которые общество до сих пор считает уделом задротов-интровертов, зачастую предоставляют ему, как это ни парадоксально, более полноценное общение. 70% подростков предпочитают играть в коопе: как в онлайне, так и непосредственно сидя с друзьями рядом.
Теперь канадские психологи должны углубиться в проблему и проверить эту гипотезу. Возможно, это поможет многим родителям избавиться от предвзятого отношения к видеоиграм, как к чему-то, что гораздо хуже и вреднее, чем «простое» просиживание в соцсетях.