Как стало известно на днях, на виниле впервые выпустят саундтрек первого Quake, написанный фронтменом Nine Inch Nails Трентом Резнором. В двойной альбом вошли 10 ремастеренных треков из игры, купить винил можно на официальном сайте NiN. К альбому еще должен был прилагаться буклет с парой эссе о создании саундтрека за авторством Американа Макги и Джона Кармака — но с ним вышла странная история.
16 сентября Кармак написал в твиттере, что Zenimax настояла на том, чтобы буклет не включали в издание. На сайте NiN, тем не менее, приложили файлы для самостоятельной распечатка буклета, причем с язвительными комментариями — но спустя день они уже пропали. К счастью, их успел заскринить некий доброжелатель — и выложить в реплаях Кармаку.
В своих заметках Кармак и Макги рассказывают, как они вообще пришли к идее сделать саундтрек для первого Quake и познакомились с Резнором.
Как вспоминает Кармак, успех Doom заводил их в самые неожиданные места, включая бэкстейдж концерта NiN в Далласе. «Было круто встретить Трента и поговорить про нашу работу, но что если бы мы могли привлечь его к работе с Quake, нашим следующим большим проектом? Это было бы невероятно! Трент согласился. Новые возможности в дизайне и освещении уровней вели нас еще более сложной и грязной дорогой, чем Doom, и мы уже были порядком вдохновлены музыкой NiN, постоянно игравшей в нашем офисе».
Появление дисководов позволило id рассчитывать на гораздо более технологичный саундтрек, чем в Doom. «Сложности с правами не позволяли нам использовать вокал [Резнора], но были все возможности для создания звука».
Весь следующий год Американ Макги ездил в дом Резнора в Новом Орлеане и записывал с ним этот саундскейп. «Там не было никаких тематических арок, и мы могли свободно миксовать и подставлять композиции на уровнях так, как нам казалось правильным, — рассказывает Кармак. — В качестве финальных штрихов у нас были гвоздомет и супергвоздомет, а после консультации с юристом мы добавили в игру логотип NiN на коробки с патронами».
Также Кармак рассказал о том, как Резнор и id сотрудничали дальше — уже менее успешно. «Спустя несколько лет и игр id Software снова обратила внимание на Doom. Трент был рад снова поработать с нами над аудио, и на самом деле произвел сотни мегов саунда для проекта, прежде чем все пошло прахом на переговорах с его тогдашним менеджером».
Кармак отметил, что по иронии его переход в Oculus и покупка компании «Фейсбуком» синхронизировались с Резнором, который в то же время написал саундтрек для «Социально сети» Финчера. Сам Кармак еще встречался с Резнором и показывал ему опытные образцы VR-очков и выразил надежду, что когда-нибудь они еще поработают над VR-проектом.
Но если Кармак был был просто знаком с Резнором, то (как он сам сказал) над саундтреком от id работал именно Американ Макги — и его поездкам в дом Резнора посвящено второе эссе.
«Все началось с факса. Анахроничный предшественник цифровой волны, на которой наши и игры и музыка ворвались в 90-е. “NiN приезжают в Даллас и id Software приглашены на шоу”, — вспоминает геймдизайнер. — На шоу мы были как белые вороны. Гики в мошпите. Но мы знали и любили его музыку, и были рады встретить Трента. Он был скромен и добр. Мы были фанатами, и он был фанатом. Мы неловко обменялись этими «обожаю твою работу» и пообещали друг другу, что еще как-нибудь обсудим игры и музыку. Я уже тогда почувствовал, что мы с ним еще поработаем».
В скором времени Макги в самом деле отправился в гости к Резнору в Новый Орлеан — в аэропорту его встречал сам Крис Вренна, тогда еще ударник NiN, а позже клавишник Мэрилина Мэнсона.
Работа над саундтреком происходила в особняке Резнора, который Макги описал как «цирк под управлением невменяемого Вилли Вонки», доверху наполненный всевозможными музыкальными инструментами и приблудами. Там он встречал не только Резнора, но и членов группы Мэрилина Мэнсона вроде Твигги Рамиреза, да и самого Мэнсона.
По словам Макги, «работа» над саундтреком представляла собой ежедневное прослушивание сотен новых звуковых эффектов, просмотр суперизвращенного порно, пока кого-нибудь не вывернет, сочинение каких-то детских гимнов и мини-мюзиклов, чтобы ставить их в студии на потеху всем, лазание по болотам и бар-хоппинг, который зачастую кончался в баре под названием «Чекпоинт Чарли».
«”Хочешь дорожку?” — странный вопрос от девушки, которая только что вышла из уборной передо мной. “Эм…” — я вернулся в бар. “Думаю, эта девушка только что предложила мне кокаин”. Кто-то обратился ко мне по-отечески: “Слушай, Американ. Наркотики — это плохо. Кокаин — это плохо”. “Вы, ребята, полны говна”, — говорил я. Все смеялись».
«Эти поездки в Новый Олеан в итоге вылились в набор эффектов и музыку, написанные на грани возможностей тех времен, — пишет Макги. — Примерно так же Doom и Quake расширяли границы того, что ты можешь сделать с пикселем, изображая темнейшие глубины ужаса и боли <…> [Саундтрек Quake] заставлял твой мозг работать и заполнять пробелы воображаемыми тенями и еле слышным шепотом на фоне водоворота визжащих бензопил».
В заключение Макги с легкой горечью сетует, что после Quake и Quake 2 id изменилась — старую гвардию заменила новая команда, на смену эмоциональным решениям пришла корпоративность, расписания, дедлайны и гайдлайны. «Хаос был заменен порядком. Но этот саундтрек всегда будет напоминать мне о тех безалаберных временах исследований и открытий».
Саундтрек Quake на виниле можно заказать здесь.