Левон Цатуров больше 10 лет занимается исторической реконструкцией, а этой зимой решил бросить себе особый вызов: сходить в зимний поход, прямо как раннем Средневековье — с соответствующей одеждой и снаряжением. Что из этого вышло — в его тексте для Disgusting Men.


Дорогой читатель! Сегодня мы с тобой окунемся в будни зимнего Средневековья. Путешествуя через белые пустоши, теряя и обретая, столкнемся лицом к лицу с дымным духом и несущим бурю циклоном. Ну, по крайней мере, попробуем это сделать.

Думается, что перед началом нашего приключения, стоит немного рассказать о том, что вообще происходит, и как я дошел до такой жизни.

Речь будет идти о мероприятии в рамках исторической реконструкции. А если точнее – реконструкции раннего Средневековья. Да-да, именно те самые затертые до дыр в массовой культуре викинги и прочие, менее затертые соседние народы, проживавшие в 9 – 11 столетиях нашей эры.

Надо пояснить сам термин исторической реконструкции. Историческая реконструкция в моем понимании – это процесс изучения источников с последующим воссозданием предметов быта, ремесла, воинской культуры и прочих аспектов жизни определенного народа в выбранный исторический период. Сама реконструкция весьма многогранна в своих проявлениях, но закапываться глубоко в рамках этого рассказа мы не будем.

В реконструкцию я попал в далеком 2007 году, будучи еще длинноволосым, мечтательным юношей, зачитывающимся сомнительного качества историческими романами и грезящего о том, как буду бить людей железными предметами. Собственно, битьё людей железными предметами, выделяющийся при этом адреналин, по сути, долгое время и были моими главными источниками удовольствия от всей этой движухи. 

С годами, я стал получать удовольствие и от других сторон реконструкции. От исторических походов, а самое главное от таких, где уровень аутентичности максимально высок. Естественно, аптечка и экстренные средства связи всегда должны присутствовать в инвентаре каждой подобной группы, но всякие спальники, пенки, тушенки и прочие современные предметы строго недопустимы. Даже трусы! Именно походы, на мой личный взгляд,  дают максимально погрузиться в эпоху раннего Средневековья и на деле проверить реплики экипировки.

Подготовка

Началось все с того, что одним февральским вечером я лениво листал новостную ленту, и неожиданно глаз зацепился за интересную новость. Мои хорошие приятели из клуба «Черная Щука» собирались сходить в аутентичный лыжный поход на сутки и звали с собой всех желающих. Подобные мероприятия попадаются достаточно редко, а со всеми этими пандемиями сезон 2020 года был полностью пропущен, поэтому сомнений — идти или нет, не возникло. Единственное, что смущало — у меня не было аутентичных лыж, но я решил пойти пешком, как в старые-добрые времена.

Тем временем, астрономы и провидцы предвещали скорый приход в Москву и МО некоего циклона, грозящего принести аномальные снегопады и всевозможные напасти на головы всему живому. И все это прямо в даты нашего похода. 

К каждому походу надо готовиться заранее: проверить и подогнать снаряжение, заготовить провизию, поправить здоровье, в конце концов. Особенно это касается зимних походов с ночевкой, во время которых риск нанести вред своему здоровью особенно велик. Ведь никто в здравом уме не хочет на все сто хлебнуть средневековой действительности, не так ли?

Если разобраться, походы в рамках исторической реконструкции в сути своей мало чем отличаются от походов обыкновенных: ты должен быть уверен в своем снаряжении, внимателен к своему здоровью и здоровью товарищей, иметь набор хотя бы элементарных навыков выживания. Отличия в первую очередь составляют снаряжение и инвентарь, ведь все должно быть аутентично и соответствовать историческим оригиналам. Как было уже сказано, из современных вещей можно брать только предметы первой необходимости: медикаменты, средство связи — ну, и фотоаппарат. Ведь даже суровым викингам хочется заиметь несколько успешных кадров себя любимых. 

Для меня это был не первый зимний поход, поэтому в своем снаряжении я был уверен, но дополнил привычный комплект несколькими новыми элементами. У меня есть несколько реконструкций под разные народы в рамках раннего Сердневековья, но зимой я всегда использую комплект на остров Готланд второй половины 10 века. В мой набор снаряжения входили следующие вещи: 3 шерстяные рубашки, пара шерстяных штанов, 2 пары льняных штанов, 2 пары обуви, вставки в обувь меховые и вставки войлочные, шерстяная шапка с бобровой оторочкой, шерстяной худ (эдакий отдельный капюшон), 3 пары шерстяных носков, 2 пары шерстяных обмоток, шерстяные варежки, пояс, несколько фибул (застежки для одежды), бытовой нож и топор, кресало с кремнем, сумка для провианта, кожаная сумка для запасных вещей, шерстяной плащ, овечья шкура, теплое шерстяное одеяло, палка-ходилка и глиняная фляга с горячительным напитком на вечер.

Внимательный читатель наверняка заметил, что некоторые вещи присутствуют в двойном, а то и в тройном экземпляре. Тут важно обратить внимание на два краеугольных камня зимнего похода в снаряжении эпохи викингов. Многослойность — потому что несколько слоев одежды, особенно шерстяной, отлично удерживают тепло. Запаска — потому что нет ничего хуже, чем  промокнуть и не иметь сменной одежды в зимнем лесу.

В качестве провианта я заготовил полкило сушеной курятины и граммов 250 не менее сушеных яблок. С учетом того, что ребята должны были взять продукты для вечернего горячего ужина, этого вполне должно было хватить на время перехода.

Близкие и родные, наслушавшись астрологов и прочих провидцев, стали рьяно убеждать меня отказаться от всей этой затеи. Их слова не произвели желаемого эффекта, но посеяли семя сомнения. А сдюжу ли я осилить без лыж зимний переход в ожидаемые снегопады?

Решив оставить эту тайну неразгаданной, я все же заказал себе пару аутентичных лыж у одного знакомого реконструктора с золотыми руками. Как и все прочие предметы моего снаряжения, лыжи выполнены вручную, в соответствии с историческим оригиналом.  Сроки были весьма сжатые, но он взялся за заказ и обещал передать лыжи ребятам, с которыми я собирался ехать.

Традиционно последними штрихами подготовки и сбором вещей занимался непосредственно накануне похода.

День первый: туда

Несущий белый хлад циклон был уже на подступах. Его ждали еще накануне вечером, но он не торопился являть себя притаившимся в уютных квартирах горожанам. 

Пунктом отъезда выбрали клубное помещение ребят. Там же решили переодеться в антураж, чтобы не страдать от мороза, облачаясь во все перечисленное выше снаряжение под открытым небом. Закидали вещи в машину. Отправились навстречу приключениям.

От Москвы до места доехали часа за два — все мероприятие планировалось в районе Рузы. У сельского продуктового магазина припарковали машину, накинули оставшееся снаряжение и отправились в путь. Нам предстояло пересечь несколько километров через поле, пройти еще пару км по лесу до реконструкции небольшого средневекового поселения, которым заправляют наши коллеги по ремеслу. Общая длина маршрута в одну сторону составляла где-то 8-10 км. В этом поселении — а точнее, в одном из глинобитных домиков, мы и должны были провести ночь, заодно проверив, насколько помещение пригодно для зимней ночевки.

Теперь надо представить всех членов нашего замечательного похода. Марик — харизматичный мужчина и опытный походник. Лютый — не менее опытный и харизматичный реконструктор из клуба «Белая Рысь». Мария — волевая барышня, способная стойко переносить тяготы похода наравне с мужчинами. Ну, и ваш покорный слуга .

Путь через поле прошел легко и спокойно. Лыжи бодро несли сквозь белую пустошь. Шел легкий снег, а ветер не докучал нам своими укусами. Несколько раз убеждался в правильности решения оперативно заиметь себе лыжи, когда нога соскальзывала, и я проваливался в снег по самый копчик.

Ближе к  лесу появился колючий ветер, но до кромки уже было совсем недалеко.. Пришлось немного поблуждать, прежде чем нашли точное место для входа в лес. Это стоило потраченного времени, ибо в малознакомом лесу, особенно зимой, достаточно сложно отыскать правильное направление.

Идти по лесу было немного сложнее, но все равно остаток пути до поселения прошел без особых затрат энергии. Да и ветер больше не кусался.

Придя на место, оперативно осмотрели окрестности, заготовили дрова на ночь, разожгли костер и начали готовить дом к ночевке.

Выяснилось, что у Марика где-то по пути выпал топор. Где это произошло, никто не заметил, а шансы его найти, учитываю глубину снега, стремились к нулю. Поэтому решили не тратить зря времени и простились с хорошим предметом плотницкого инвентаря.

Запахи готовящейся в котле каши со свиными ребрышками, за которую отдельное спасибо Марии. Тепло от костра. Обжигающее внутренности содержимое фляги. Антураж реплики средневекового дома. Все эти мелочи прекрасно накладывались на впечатления от первого дневного перехода.

Но идеальность обстановки начал быстро портить один неприятный нюанс. В доме был недостроенный камин. Совсем недостроенный: дым от костра обычно уходил сквозь щели в дранке на крыше, но в тот момент крыша была покрыта полуметровым слоем снега, что затрудняло выход дыма из помещения. 

Тут надо отметить, что температура на улице опустилась до -19 градусов, а домик мы смогли натопить до +4. Выбора — жечь или не жечь костер на протяжении всей ночи — особо не стояло. Хоть немного поспать хотелось всем.

Мы посчитали уровень задымленности некритичным, но все же обсудили график дежурств у костра. Как минимум, нужно было постоянно поддерживать его горение. Также костровой выполнял функции ночного пожарного, тушащего воспламеняющееся от искр сено, а также весьма неплохо горящие шерстяные одеяла спящих товарищей.

Несмотря на температуру, спать было достаточно комфортно. Несколько раз я в полусне просыпался от вездесущего запаха дыма, думая, что сейчас мы все дружно угорим, но переживания оказались лишь проделками дымного духа.

День второй: обратно

Пока группа бравых лыжников претерпевала от происков дымного духа, циклон подкрался под покровом ночи и обрушил на землю превосходящие всякие смелые ожидание массы снега. Всю ночь стихия буйствовала снаружи нашего скромного убежища.

Утро оказалось хмурым. От запаха дыма уже немного мутило, мало кто смог выспаться, да и вообще задерживаться в прокопченном домике особо не хотелось. Котелок со вчерашней кашей разогрели, в другом натопили снега и заварили травяной чай.

Оперативно позавтракав и собравшись, выдвинулись в обратный путь. Еще с утра, когда покидали домик впервые после ночевки, мы заметили, что уровень снега за ночь вырос, а вчерашней лыжни и след простыл. 

Часть пути через лес вновь бы прошла без примечательных моментов, если бы не одна находка. В какой-то момент шедший впереди Марик к нашему удивлению нашел свой топор. Каким-то чудом он воткнулся в снег рукояткой строго вертикально вверх, а кроны деревьев не позволили снегопаду засыпать его полностью.

Настроение немного упало, когда мы вышли на границу поля. Нашему взору предстало зрелище, воистину достойное Пустошей Хаоса из одной небезызвестной вселенной. Завывающий ветер надрывался над полностью белым полем, создавая снежные барханы и небольшие смерчи. Дул он, разумеется в лицо. Из-за покрывших небо светло-серых облаков и валящего снега, горизонт сливался с землей, создавая ощущение полнейшего отчуждения от реальности. В общем, картинка была в стиле Перевала Дятлова, а из груди так и рвался крик — «Это Саруман!».

Несмотря на окружающий белый мрак, наши сердца оставались горячими, а подкравшееся желание оказаться дома и окунуться, попивая глинтвейн, в горячую ванну, только добавляло мотивации и топлива. 

Решили, что я буду идти первым и прокладывать лыжню —  у меня были самые легкие лыжи. Пересекать в -18 градусов покрытое барханами поле, в снегопад, когда ветер дует прямо в лицо, без лыжни оказалось определенным испытанием. Несколько раз нога вываливалась из лыжи, и я погружался в снег — по пояс. Мария однажды завалилась на спину. Из-за веса снаряжения она погрузилась в глубокий, сыпучий, как мука, снег и не могла самостоятельно выбраться. У Лютого часть лыжи, соприкасающаяся с подошвой ботинка, была покрыта берестой, что делало ее ужасно скользкой. Из-за этого приходилось прикладывать дополнительные усилия, чтобы нога не скользила по лыже. Марик весь путь тащил за собой корыто с вещами — импровизированную волокушу, которая временами норовила завалиться на бок.

В это самое время, на наш маршрут должна была выйти другая группа реконструкторов, которую возглавлял Лось — тот самый мастер, сделавший мне шикарные лыжи в рекордный срок. Получилось так, что мы шли через поле друг другу навстречу, выбрав в качестве ориентира один и тот же холмик. 

В районе этого холмика наши группы и пересеклись. После рассказов о дымном демоне и ночном хладе, вторая группа, наполовину состоящая из представительниц прекрасного пола, решила отказаться от идеи ночевки и ограничиться дневным походом. 

Попрощавшись с коллегами по цеху и обменявшись лыжнями, мы продолжили путь. Вторая половина пути по лыжне  другой группы прошла значительно проще. Ближе к концу маршрута беспрестанно идущий снег совершенно замел лыжню. По нашим расчетам на это потребовалось примерно полчаса. 

Конец пути до магазина, где была припаркована машина, проходил через населенный пункт. Местные жители приветствовали своих героев, и нарекли «староверами», с чем мы спорить не стали.

Дойдя до транспорта, мы сделали парочку заключительных фото, загрузили машину, кинули последний взгляд на слепящие глаза белые просторы поля и двинулись в обратно в 21 век.

Напоследок — небольшое видео про поход от ребят из «Черной Щуки»:

Ока