ACE Team — это маленькая студия из чилийской столицы Сантьяго, основанная в конце 90-х тремя братьями: Андресом, Карлосом и Эдмундо Бордо. Начинали они как моддеры, а потом подросли и заслужили славу создателей самых фантасмагорических, сюрреалистических, гротескных и поехавших игр в индустрии. Почти все — жемчужины, достойные внимания. Но слышали о них далеко не все, поэтому — полный гид по творчеству чилийцев.

Batman Doom (1999)

Первый полноценный релиз от ACE Team. Работа над этим модом для Doom 2 началась еще до формального основания студии и заняла в сумме три года. Batman Doom — это не левел-пак, а практически новая игра на движке оригинальной Doom 2. Оружие, враги, боссы, музыка, текстуры, даже главное меню — все создано с нуля. Разумеется, сама основа несколько ограничила мод — никаких расследований и прыжков с крюком-кошкой в Batman Doom нет. Вместо этого Бэтмен гоняет по улицам Готэма и хладнокровно валит бандитов с помощью бэтарангов, гранат и встроенных в перчатки шотганов. Непривычный получился Темный Рыцарь, но тоже интересный.

Batman Doom — хороший мод сам по себе. Но олдами он ценится еще и за то, что изначально был разработан именно для «ванильной» версии Doom 2, а не для поздних портов движка, расширяющих его возможности. При этом кое-где разработчикам пришлось поковыряться в оригинальном коде — например, чтобы научить Убийцу Крока швыряться разбросанными по арене камнями. Мод настолько культовый, что у него даже есть продолжение, сделанное другой командой, и ремастер.

ZanZan (2000)

Мод ZanZan разрабатывался уже для портированного движка ZDoom, поэтому от оригинальной Doom 2 тут не осталось совсем ничего. Впрочем, это снова экшен, в котором нужно только бить и стрелять. Важнее, что ZanZan — это первая игра, в которой проявился безумный гротеск, ставший впоследствии лицом ACE Team. Сами разработчики говорят, что попытались выдать лучший дизайн монстров, на который они тогда были способны, и построить вокруг них вселенную. 

Сюжет ZanZan рассказывает о летающем многоголазом существе ЗанЗан — за него играть и предстоит. ЗанЗан был бессмертным правителем какого-то странного инопланетного народа, но теперь бессмертия лишился и вынужден разбираться с последствиями подготовленного против него переворота. Больше деталей выудить сложно — очень уж абстрактно подается сюжет. ZanZan вообще выглядит и ощущается как дурной сон — будто это все не человеком придумано, а сломанной нейросетью.

The Dark Conjunction (2003)

The Dark Conjunction сложно назвать модом — скорее, это бесплатная игра на движке Quake 3: Arena. ACE Team из сетевого шутера сделали одиночный хоррор-шутер — а в то время таких модов было не слишком много. В сеттинге игры перемешалась научная фантастика, фэнтези и лавкрафтовщина. И хотя стрельба в The Dark Conjunction была так себе, а хардкорность зашкаливала — для моддеров результат был достойный и своих фанатов игра нашла. Но хоть у нее и вполне завершенный сюжет, по сути это демка — о чем прямо говорится в финале. Разработчики планировали сделать больше, но свернули разработку.

Вероятнее всего, прекращение работ над модом связано с тем, что уже в 2002 году ACE Team поверили в себя, лицензировали движок LithTech Jupiter от No One Lives Forever 2 и приступили к разработке своей первой большой игры — Zenozoik. Впрочем, далеко разработчики тогда не продвинулись — не справились с собственными амбициями. В том же 2003 году основателей ACE Team Андреса и Карлоса захантила студия Wanako Games, где они проработали следующие четыре года. 

Zeno Clash (2009) 

В 2007 году братья Бордо покинули Wanako Games, устав от разработки низкобюджетных казуальных игр. ACE Team была возрождена, а Zenozoik выкопали из могилы. Впрочем, по старым граблям разработчики ходить не стали. Изначально они задумывали игру в открытом мире, где шутер от первого лица будет совмещен с RPG — очевидно, что ресурсов на такую задумку у братьев все еще не было. Поэтому ACE Team сменила движок на Source (один из самых удобных для инди в то время), закрыла разработку Zenozoik и на основе ее прототипа начала формировать Zeno Clash. Ранний трейлер отмененной Zenozoik все еще можно посмотреть. 

Наработки предыдущей игры не пропали зря — Zeno Clash позаимствовала ее сеттинг, а вселенная игры называется, собственно, Зенозоик. Однако жанр уже другой — разработчики решили сделать линейное приключение, а геймплей завернуть вокруг жесткого мордобоя с видом от первого лица. Оружие, в том числе и дальнобойное, тоже есть, но большая часть проблем решается все же руками — и это круто! Даже спустя 11 лет после выхода, драки из Zeno Clash ощущаются очень сочно — это точно один из лучших битэмапов от первого лица, хотя и сравнивать его особо не с чем. 

Но цепляет игра не геймплеем. Неукротимое безумие, которое чилийцы излучали еще во времена ZanZan, в этой игре достигло максимальной яркости. Зенозоик — крайне экзотическое место: смесь фэнтези, фантастики, примитивной первобытной эстетики, культур различных племен и пустынного востока. Иногда стилистику игры называют первобытным футуризмом, иногда праймалпанком — часто вспоминают и дадаизм.

Сюжет не менее безумен, и крутится вокруг паренька по имени Гэт, который попытался убить собственного родителя. Зовут его Отец-Мать — это гермафродит, который кроме Гэта нарожал еще десятки и сотни детей, среди них не только люди, но и всякие полуптицы и слоновоголовые гуманоиды. Если степень чарующей идиотии до сих пор непонятна, то вот факт из биографии Гэта. Какое-то время он жил в племени под названием «Корвид свободы» — это шайка полных психов, отринувших правила «цивилизованного» мира. И шиза у каждого своя — кто-то просто людоед, кто-то хочет быть невидимым, и потому вырывает всем глаза, а один дал себе обет ходить только по прямой линии.

Несмотря на средние оценки, многие игроки (и я среди них) влюбились в Zeno Clash благодаря ее творческой разнузданности. Что тогда, что сейчас можно сказать — ничего похожего вы не найдете нигде. Разве что в Zeno Clash 2, но до нее еще дойдем. Для ACE Team это важнейшая игра еще и потому, что именно с ней они захантили к себе композитора Патрицио Менезеса — гения, чья музыка удивительным образом вторит атмосфере их игр. 

The Malstrums Mansion (2009)

Самая маленькая и малоизвестная игра ACE Team, тихо вышедшая за несколько дней до Zeno Clash. The Malstrums Mansion бесплатна и запускается прямо в браузере — игра все еще доступна, но работает на флеше, так что сами понимаете.

Штука в любом случае на большого любителя — это очень олдовый квест от первого лица, в стиле Shadowgate для «Мака». Впрочем, в своем забытом жанре — это очень даже достойная игра. Плотное готическое приключение с умеренно-сложными загадками, которому разве что, музыки не хватает. Зато без нее эмбиент-эффекты сильнее бьют по психике! Много времени игра не отнимет — без подсказок прохождение затянется максимум на час. 

Rock of Ages (2011)

Хотя ценители искусства главной игрой ACE Team считают Zeno Clash, самым большим и успешным хитом студии стала вышедшая следом Rock of Ages. В этой игре Сизиф почему-то мстит историческим персонажам разных эпох, пытаясь придавить их валуном. Геймплей делится на две части. Сначала мы запускаем с горы камень в сторону вражеской крепости. Управляется он в духе шарика из Super Monkey Ball, с поправкой на габариты и вес: разгоняется долго, а тормозит — неохотно. К тому же по пути будут мешать вражеские постройки и солдаты, которые попытаются разрушить сизифов булыжник. Задача: докатиться до крепости, пробить ворота и беспощадно придавить врага. Одного шара тут не хватит, но пока рабочие выдалбливают следующий валун, противник запускает в нас своим. Тут игра превращается в tower defence — теперь уже нам нужно строить преграды и расставлять солдат на пути «злого» камня. 

Все это складывается в простую, азартную и очень юморную игру. В ней и сам геймплей выглядит забавно и «сюжетные» ролики между уровнями разработчики нарисовали смешные. Все персонажи будто вырезаны из бумаги, а в целом происходящее напоминает заставки Терри Гиллиама к скетчам «Монти Пайтона». Оригинально и дешево!

Zeno Clash 2 (2013)

Во всем, что касается дизайна, истории и лора — Zeno Clash 2 как минимум не хуже первой части. Кое-где она и вовсе лучше и безумнее — даже вселенную Зенозоика игра развивает последовательно и логично, как бы странно не звучали эти слова в отношении Zeno Clash. В первой части Гэт бунтовал против родителя и обратился на помощью к некоему заточенному в тюрьму существу — Голему. Во второй части бунтарь встречается с последствиями и понимает, что иногда Отца-Мать лучше все-таки слушать. Из семейной драмы игра превратилась в социальную и это интересно — социум-то в Зенозоике еще тот. 

А вот с геймплеем вышло неоднозначно. Разработчики вспомнили об амбициях времен разработки Zenozoik и частично втиснули их в Zeno Clash 2. Появился небольшой, но открытый мир, сайдквесты и прокачка, а боевая система усложнилась. Получилось неплохо, но все-таки немного неуклюже — оригинал брал своей простотой и прямолинейностью, а тут чувствуется и недостаток ресурсов, и перегруженность. Но играть в Zeno Clash 2 все равно нужно — тем более, после первой части точно захочется добавки.

Abyss Odyssey (2014)

В Abyss Odyssey шизофренический стиль ACE Team встретился с геймплеем двухмерных метроидваний, рогаликов и Dark Souls — получилось хорошо. Согласно сюжету игры, в Сантьяго в конце 19 века внезапно открылись загадочные разломы, ведущие в странный мир — это и есть титульная бездна, в которую мы отправимся. На самом дне мы встретим старого чернокнижника — его сны породили и бездну, и ее обитателей, в дизайн которых разработчики ACE Team вложили всю свою странность. Арт и музыка в игре — вообще высшая точка для студии на сегодня, настоящее искусство. 

Abyss Odyssey — это хороший рогалик с простой, но очень приятной боевой системой, напоминающей разогнанные бои из классической Prince of Persia. Тут же три очень разных персонажа на выбор и возможность принимать облик врагов, перенимая в процессе их сет атак. Но главное воспоминание об игре — демон-скрипач Паганини. Если он встретится, то обязательно предложит что-нибудь очень полезное и ценное: если дар принять, то демон нападет на вас — только не сразу, а позже, когда вы этого совсем не будете ожидать. 

The Deadly Tower of Monsters (2016)

Геймплейно The Deadly Tower of Monsters — игра совсем без амбиций. Это простенький шутер с видом сверху в духе Lara Croft and the Guardian of Light. Тут не самое отзывчивое управление, кривоватый баланс сложности и куча других проблем, хоть в целом мучений игра и не доставляет. 

Но ее сеттинг и юмор искупают всё. Игра целиком стилизована под наивную дешевую фантастику 50-х. И дело не только в сюжете, обыгрывающем штампы того времени. Тут все локации сколочены из фанеры и заставлены пластиковыми пальмами, динозавры анимированы в стиле stop motion, а из под кривоватых костюмов других тварей натуральной торчат ноги играющих их актеров в кроссовках. А все происходящее комментирует режиссер. Впрочем, детали происходящего на экране фильма его не особо интересуют — с большим удовольствием он рассказывает, как ловко кидал актеров на деньги и лазил на чужую съемочную площадку ночью, чтобы бесплатно отснять пару сцен. Не самая известная, но отличная комедия, который буквально на днях исполнилось ровно пять лет.

Rock of Ages 2: Bigger & Boulder (2017)

Rock of Ages 2 лучше первой части в самом главном — она вышла на Nintendo Switch, самой подходящей для такой игры платформе. И хотя в целом механика оригинала не изменилась, разработчики прокачали ее в деталях — лучше забалансили башенки и позволили менять камням форму и материал. Можно, например, кататься песчаным шаром или надувной коровой, что сильно влияет на геймплей. Ну и визуально игра шагнула вперед: уровни, посвященные Дали и Ван Гогу — шедевры, ради которых Rock of Ages 2 стоит хотя бы глянуть одним глазом. 

SolSeraph (2019)

До выхода SolSeraph разработчики из ACE Team не выпускали плохих игр, но стрик рано или поздно должен был прерваться. Это не полный провал, но куда более низкий уровень, чем раньше — если, конечно, не сравнивать игру с первыми полулюбительскими проектами ACE Team. 

SolSeraph — духовный наследник подзабытой уже игры ActRaiser, вышедшей на SNES в 1990 году. Это была странная смесь экшен-платформера и градостроительной стратегии — две эти формы не перемешивались, но периодически сменяли друг друга. На абсолютно той же идее работает и SolSeraph — сначала бегаем-прыгаем с видом сбоку, потом строим город и обороняем его от монстров, которые нападают на него как в tower defence. 

Проблема SolSeraph в ее поверхностности. Как экшен-платформер она слишком проста и не особо красива — знакомое по играм ACE безумие куда-то пропало. Геймплей при этом чересчур спартанский, а уровни плохо сбалансированы. Ностальгией все это отдает, но не самой приятной. Строить город повеселее, но это тоже элементарное занятие — особого стратегического мышления оно не требует. Если сравнивать SolSeraph напрямую с ActRaiser, то, возможно, она и не сильно хуже… Но все-таки 30 лет прошло. 

Rock of Ages 3: Make & Break (2020)

Геймплей Rock of Ages сложно испортить, а чувство юмора так просто не пропьешь, так что шансов провалиться с третьей частью у разработчиков почти не было. В очередной раз игра стала больше и богаче, что, правда, привнесло в нее элемент гринда — из-за этого в личном топе я выше поставил бы вторую часть. Да и уровни в «тройке» хоть и хороши, но не такие яркие, как в Rock of Ages 2. 

Зато в третьей части появился простой редактор трасс — разработчики утверждают, что и сами все уровни для игры сделали в нем. Фанаты быстро наделали своих сумасшедших миров, которые иногда играются даже круче созданных разработчиками. Ради них заглянуть стоит.

В разработке: The Eternal Cylinder (2021)

ACE Team — студия с очень странным видением игр. Их хочется сравнивать с авангардными компаниями вроде ныне закрытой Tale of Tales или Ice Pick Lodge. Мейнстримом их игры вряд ли когда-то станут, тем приятнее чувствовать себя частью столь тесного комьюнити… но и рассказывать о студии тоже хочется! У ACE Team были свои взлеты и падения, но им стабильно хватает финансов на новые проекты. Прямо сейчас они делают The Eternal Cylinder — свою «самую амбициозную игру». Первый ролик, связанный с ней, появился на канале студии еще пять лет назад, так что велика вероятность, что последние «простенькие» релизы были нужны как раз чтобы профинансировать эту разработку.

Сами разработчики говорят, что в The Eternal Cylinder будет воплощено их любимое занятие: создание сумасшедшего мира и управление им. Вселенная будет генерироваться процедурно при каждом прохождении, а внутри нее будут существовать правдоподобные экосистемы. При этом миру всегда будет угрожать опасность того самого «Цилиндра», который катится, уничтожая все на своем пути. Управлять же предстоит стадом странных животных, помогая им выживать и подталкивая к мутациям, которые помогут им продвигаться по пищевой цепи, в чем-то игра даже напоминает Spore. Справятся ли разработчики с такой масштабной идеей — узнаем уже в этом году.