Про Back 4 Blood часто пишут, что это «современная Left 4 Dead». Это отчасти так: разработчики легендарного кооп-шутера про зомби действительно просто пересобрали свою главную игру под современные реалии. Плохо это или хорошо — разбираемся в тексте.

Что сделало Left 4 Dead великой?

Аскетичность. Игра предельно проста и понятна. Это кооперативный шутер на четырех игроков без системы классов — все герои равны и стреляют одинаково хорошо. Оружия мало, но у каждого четкое применение. Баллистика предельно упрощена, чтобы можно было из штурмовой винтовки от бедра ставить зомбакам хэдшоты через полкарты. К тому же в игре есть легендарный режим «Сражение», в котором особыми зомби-боссами также управляют живые игроки.

Во вторую Left 4 Dead (которая во всем лучше первой, поэтому по-умолчанию подразумеваем ее) люди играют уже более десяти лет и не устают. Потому что ее реиграбельность строится не на цифрах и билдах, а на базовой механике — на умелом использовании игроками особенностей уровней и внезапности ситуаций, которые подстраивает ИИ-режиссер и играющая за зомби команда. В Left 4 Dead можно залететь с нулевыми знаниями и нормально в нее играть. Система прогресса — только у игроков в голове. Чем больше играешь и запоминаешь карты, тем больше нюансов вскрываешь, не отвлекаясь на мишуру. А вот Back 4 Blood работает иначе — это «современная» игра.

Back 4 Blood не нужна система карточек

А ведь это одна из ключевых механик игры. Перед очередной вылазкой можно залезть в меню и составить колоду. На каждом уровне кампании мы будем вытаскивать из нее одну карту. Сами карточки — это баффы. Большая их часть — элементарные улучшения, повышающие здоровье или выносливость команды, но бывают и штуки посерьезнее, например, карта, заменяющая удар кулаком на смертельный для рядовых зомби тычок ножом. По замыслу разработчиков, игроки должны чахнуть над этими колодами, скрупулезно собирая целые билды. И это идет вразрез со словом «фан», если мы говорим о веселом и мясном кооп-шутере. Механика-то рабочая, но она явно ошиблась игрой.

Но не вся карточная система выглядит лишней: случайные карточки-дебаффы, которые тоже падают на каждом уровне вне зависимости от нашего желания — идея светлая. Они могут сильно изменить прохождение знакомой локации, например, раскидав по запертым дверям сигнализации, привлекающие орды зомби, или призвав на локацию огромного босса. Иногда, правда, набор дебаффов получается такой, что уровень становится непроходимым, но тут патчи способны спасти ситуацию. На этом разработчикам и стоило бы остановиться, но карточки — не самая важная проблема.

Система оружия в Back 4 Blood рушит динамику

По сравнению с L4D стрельба здесь отличается возможностью точного прицеливания. Вместе с ней разработчики поработали и над баллистикой. У пушек нехилый разброс и отдача, поэтому целиться действительно приходится — от бедра стрелять можно только на минимальной сложности, да и то не всегда. На словах круто, но из-за этого перестрелки становятся не интереснее, а просто-напросто медленнее.

Помимо этого, разработчики зачем-то принесли в игру систему снаряжения из лутер-шутеров: оружия много и оно разделено по категориям — от обычного до легендарного. Вместе с «реалистичной» баллистикой и возней с карточками это еще сильнее замедляет игру. Находя новый ствол, ты стоишь и сравниваешь его характеристики с той пушкой, что у тебя уже есть — а стоит ли менять? В Left 4 Dead ты потратил бы это время на веселую стрельбу. 

А ведь оружие можно еще и улучшать, покупая новые навесы между уровнями или находя их прямо во время вылазок. И навесы тоже бывают обычными, редкими и легендарными. Знание карт и возможность быстро влиться в процесс в Back 4 Blood уходят на второй план. Тут нужно собирать билды — мысленно определяться с оружием заранее, искать редкую снарягу и с умом ставить на него обвесы (которые еще и снять нельзя, только заменить). И все это с оглядкой на класс выбранного персонажа — у каждого есть свои уникальные способности, которые тоже надо учесть. На высокой сложности Back 4 Blood превращается в Diablo 2, а зачем?

PvP-режим в Back 4 Blood — полная фигня

В PvP-режиме одна команда играет за людей, а другая берет под свой контроль особых зомби-боссов — все как в Left 4 Dead. Только там суть противостояния повторяла прохождение кампании — людям нужно было прорваться из одного убежища в другое, а зомби должны были их остановить. Аскетизм работал и здесь — даже особые зомби дохли легко, а способность у каждого была буквально одна. Но события разворачивались на большой многоуровневой карте, что давало возможность устраивать на выживших засады и работать в команде.

PvP в Back 4 Blood — это режим выживания на небольших аренах. Людям нужно просто продержаться столько времени, сколько получится. Ну а зомби атакуют людишек в лоб — раз за разом. Со временем арена сужается, как в «королевских битвах». Ни о какой тактике речи не идет. Карты куцые, а победить людей на ранних этапах просто невозможно. Зато спустя десяток минут, когда поле сужается до крошечного пятачка, уже зомби простым советским рашем быстро давят игроков — и так по кругу. Развлечение, которого хватает буквально на пару матчей. Исправить режим можно, но лутер-механики и медленная стрельба никуда не денутся.

Back 4 Blood — это всего лишь нормальный кооперативный шутерок на пару вечеров

Тоже не без проблем — в той же Left 4 Dead зомби не позволяли себе появляться буквально из пола и потолка, и тебя не приходили прессовать сразу три-четыре босса. Но в целом кампания сделана с душой и любовью. Разнообразие локаций и их детальность — на очень высоком уровне. Картинка сочная, а зомбаки приятно разваливаются на части от выстрелов. Просто разок-другой пройти игру в кооперативе или соло (боты тут умнее большинства сетевых рандомов) — хорошее развлечение, которое может увлечь на десяток часов. Но никакого смысла возвращаться, и уж тем более проводить здесь тысячи часов, нет.


Сейчас Back 4 Blood — одноразовая игра. Разработчики обещают регулярно исправлять ее и добавлять новый контент, но вряд ли это поможет. Проблема кроется в самых базовых механиках игры, которые просто так уже не отрезать. В то же время по соседству все еще существует простая, но выверенная в мелочах Left 4 Dead 2, которая прекрасно работает и спустя 12 лет. Стоит она копейки, да и обвешать игру модами никто не мешает.