Провал «Андромеды», отмена Shadow Realms, тревожный запуск Anthem — Bioware, мы знали тебя другой! Отвратительные мужики вспоминают свои любимые игры студии.
Shattered Steel
Пытаясь вспомнить, почему я обратил внимание на Shattered Steel в 1996-ом году, пришел сейчас к выводу, что это из-за Interplay на обложке. Ну и еще я играл примерно во все симуляторы роботов в тот момент. Разумеется, связал разработчика Shattered Steel с «той самой Bioware» я лишь спустя пару лет, читая после выхода Baldur’s Gate статью об истории компании. А вот Interplay была в зените славы, посмотреть на игру про мехов от нее было очень даже интересно.
Вообще, тот период был, наверное, расцветом жанра на Западе. Помимо памятных MechWarrior, EarthSiege и Heavy Gear выходило много и ныне забытых игр, часто от именитых создателей. Например, Shogo: Mobile Armor Division от Monolith (авторов Blood, F.E.A.R и Middle-earth: Shadow of Mordor) или Terra Nova: Strike Force Centauri от Looking Glass Studios (Thief, System Shock, Ultima Underworld — и, конечно, Bioshock уже под маркой Irrational Games). При таком соседстве выбор жанра для дебютного проекта Bioware не удивителен.
И это был чертовски хороший дебютный проект. Игра бегала быстрее MechWarrior 2 и выглядела ярче. Терраморфинг поверхности был в ту пору горячей темой и он тут честно присутствовал — особенно актуально с появлением во второй половине игры ядерного оружия (взрывы от его использования оставляли огромные кратеры, а поднятая стена земли сносила мелких врагов). Можно было отстреливать отдельные части роботов, фокусируя огонь на ногах или кабине пилота. Даже обязательный этап кастомизации меха перед началом миссии — настройка баланса веса брони, оружия и силового поля — был на уровне.
Почему игра забылась и не получила продолжения? Аркадность геймплея не сделала из нее культа среди фанатов симуляторов. Сюжет был обычным, сильно уступал по подаче вышедшей в тот же год Terra Nova (у которой был полноценный фильм с настоящими актерами). Ну и мультиплеер на 16 человек явно опередил время — там был даже кооп, и игра за врагов в синглплеерных миссиях — но только через IPX протокол по локальной сети. Ни в одном компьютерном клубе на моей памяти Shattered Steel я не встречал.
Жалко ли мне, что не вышло продолжения (которое рекламировалось, кстати, прямо в самой игре и на обложке мануала)? Скорее нет. Жанр вернулся в Японию и в 2000-ых мехи доминировали уже на консолях. А Bioware ушли в РПГ и околоролевой action, за что им огромное спасибо.
— Дмитрий Бурковский.
Baldur’s Gate
Первая часть Baldur’s Gate — фундамент нескольких поколений компьютерных ролевых игр. Дебютная (обратите внимание) RPG от BioWare больше двадцати лет — вплоть до новой Pathfinder: Kingmaker — диктует правила разработчикам в жанре. Очень многим Baldur’s Gate заменила Dungeons and Dragons — огромное количество российских гиков открыло для себя эту систему благодаря первой «Балде».
При этом Baldur’s Gate — одна из тех игр, которые в России конца девяностых мало кто мог себе позволить. 1998 год, пиратство обострено, лицензионные копии в недорогих джевел-боксах начнут продаваться только в 1999-м — с выходом третьих «Героев» от «Буки». На развалах игры стоят дешевле мяса, но если какая-то из них вышла на нескольких дисках, будь добр оплатить поштучно. Baldur’s Gate занимала пять CD — это означало, что стоить она могла около 500 рублей. Просто наскрести такую сумму, когда тебе 12 лет, а до изобретения твича и доната сменятся несколько президентов, было затруднительно. А родные предлагали подождать до дня рождения или там нового года, что, естественно, ни в какие ворота. Поэтому первое прохождение Baldur’s Gate у меня было по журналу — в любимом Game.EXE этой игре посвятили шесть или семь разворотов, где были и красивое объяснение сути ситуации (величие и важность BG ощущались сразу), и интервью с авторами (какие фамилии интересные — Зещук и Музика, да еще и врачи!). В общем, респект тем парням. Если что, вот этот материал (рекомендую смотреть сканы внизу страницы).
Оценить крутость Baldur’s Gate мне довелось позже, уже после двух частей Fallout. Тогда оказалось, что Baldur’s Gate — очень красивая и круто написанная, во многом образцовая игра, перегруженная тиранической системой и ей же очень ограниченная. Искусство в золотой клетке — но или так, или это был бы уже не Baldur’s Gate.
Скоро на Switch, кстати!
— Петр Сальников.
MDK 2
Это, наверное, самая странная игра Bioware и единственный сиквел чужой франшизы в списке релизов компании. Совершенно безумный шутер, веселый и короткий (полное прохождение занимает примерно 3 с половиной часа). Тяжело даже найти объяснение, почему они за это взялись — контрактная работа от Interplay или искренне любили первую часть игры?
Начать надо с того, что MDK2 по духу совершенно противоположен первой части. Оригинальная игра от создателей Earthworm Jim Дэвида Перри и Ника Брути была мрачным и жестоким шутером с очень злым юмором. Запоминалась она завышенными системными требованиями и постоянными падениями, а также встроенной в голову главного героя снайперской винтовкой с пулеметом. Мрачная философия с наркоманскими аллюзиями, равно как и культовый статус разработчиков создали избыточный хайп вокруг нее — несмотря на сдержанные оценки прессы игра хорошо продалась и сиквел был неизбежен.
И как по мне, сиквел вышел совершенно неожиданным — ярким, веселым и смешным. Можно провести аналогию с третьей частью Evil Dead, где фильм ужасов превратили в образцовую комедию. Даже расшифровка MDK (нет, дорогие мои, паблик в ВК да и сам ВК появились намного, намного позже) в исполнении Bioware поменялась — вместо “Murder, Death, Kill” мы получили “Max, Dr. Hawkins, and Kurt”, по именам главных персонажей. При этом она не похожа ни на одну из игр Bioware — команда явно получала искреннее удовольствие, коверкая и без того странный мир Ника Брути. Будет свободное время — не пожалейте, попробуйте. Игра доступны на GOG и Steam. Есть и HD-версия, но у нее спорные отзывы. Так что просто запустите оригинал, перенеситесь на какое-то время в 2000-й год.
— Дмитрий Бурковский.
Baldur’s Gate 2
В детстве я жил в небольшом городе, где возможность сходить в конкретное место и закупиться новинками из мира компьютерных игр отсутствовала. Диски попадали тебе в руки чаще всего благодаря бартеру с одноклассниками и ребятами из твоего двора, и зачастую с большим запозданием после релиза. Мне очень помогал перк «батя-компьютерщик», который открыл мне замечательный мир игр и постоянно предоставлял возможности для его изучения.
И вот однажды я прихожу из школы и вижу монструозную коробку с Baldur’s Gate 2, то самое знаменитое издание от «Фаргуса» на четырех дисках. Но реагирую без особого энтузиазма, так как первую часть никогда в глаза не видел, а тут целых четыре диска, это ж вникать надо. Когда мы с отцом запустили её, то огромное количество текста и вовсе отбило желание в это играть. Но игра завлекла старшую сестру. И она периодически начала рассказывать совершенно фантастические истории про говорящий меч, который комментирует вкус убитого им врага, про огромный удивительный город, уникальный персонажей, которые периодически участвуют в диалогах, напрямую не связанных с ними и их историей. Тогда я решил дать игре шанс, и полюбил её на всю жизнь.
Это прекрасная игра-книга (которая, к тому же, привила мне любовь к чтению). Я проходил её несколько раз до переиздания, несколько раз после, а однажды — уже на планшете — обе части с импортом персонажа из первой во вторую. Играется на нём просто замечательно, к слову. Что важно, все прохождения кардинально отличаются друг от друга. И зависит это не только от того, кого взять в партию и какое поведение отыгрывать. Разное сочетание этих факторов всегда выдаёт на выходе новый ядерный коктейль. Берешь ты в партию ехидную эльфийку-дроу и паладина из золотой молодёжи — будь готов к флирту с её стороны. Если ты мужчина, то тебе назло. При другом раскладе персонажи в партии могут начать драться друг с другом, потому что не сошлись характерами. Или просто потому, что один из персонажей всю игру будет ******* (допекать) второго в диалогах, и тот в какой-то момент не выдержит. И для меня вся BG2 такая — на грани чего-то безумно весёлого и безумно загадочного.
Можно возразить, что потом выходили игры серии Dragon Age, и они тоже хорошие. Я соглашусь лишь отчасти. Для меня серия Dragon Age — это как Mass Effect после игр Knight Of The Old Republic, когда вроде и круто, вроде и богато, вроде и по канонам, но до игры поколения не дотягивает. А Baldur’s Gate 2 для меня определенно таковой является. И кстати, начинать со второй части можно осознанно. Первая и вторая — это примерно как Fallout и Fallout 2. Путаницы в истории не возникнет, несмотря на титанические объемы текста, вникаешь в сюжет очень быстро и даже старые знакомые из первой части, которых можно встретить во второй, создают такое ощущение, будто ты их всегда знал и так.
— Андрей Трамваев.
Knights of the Old Republic
Первая часть KotOR — шедевр невероятного масштаба, из-за которого в свое время меня чуть не выгнали из школы. Во времена юности я предпочитал наукам компьютерные игры, часами просиживая за «Фифой» или World of Warcraft на пиратских серверах. История, знакомая моим сверстникам — заигрывался, но без перегибов. Но с «Котором» меня как подменили. Тогда были отличные rpg-песочницы типа «Готики» и «Морровинда», в мирах которых многие зависают до сих пор. Но KotOR была другой, эта игра поражала великолепной основной аркой сюжета с отличными диалогами и, пусть и довольно линейным, но интересным исследованием планет. А еще здесь можно было стать джедаем — не просто бегать по округе и рубить всех подряд, как в Star Wars: Jedi Academy, но постигать этот путь с самых низов, прокачивая классы и отыгрывая уникального персонажа.
Разумеется, расширенный лор понравился не всем фанатам. И пусть Старая Республика по факту стала отдельной вселенной, действия которой разворачиваются за несколько десятков тысяч лет от событий киносаги, было понятно, зачем разработчики отошли вглубь веков. Придумать интересную историю, не испортив канон, было трудно (давным-давно это кого-то еще заботило), поэтому авторы новой серии создали немного другой мир с кучей джедаев и ситхов, сохранив в нем дух приключений оригинала.
Путешествия по галактике настолько увлекли меня, что я в итоге тупо забил на уроки. Несколько недель я прогуливал школу и либо перепроходил игру, либо лазил по сети в поисках любой информации о вселенной «Звездных Войн». Разумеется, через какое-то время все пришло в норму (после воспитательной беседы с директрисой и родителями), но KotOR я помню до сих пор. Словно это был первый секс, но не вялый и сумбурный, а удивительный и полный чувств коитус с красоткой-тви’лекой с планеты Рилот.
— Владимир Самойлов.
Jade Empire
Субъективно лучшая игра BioWare до сих пор. Она же, кажется, самая противоречивая: и те, кто любят ее и те, кто ненавидят, имеют на то серьезные основания. Но в Jade Empire было главное для игры про кунг-фу — большое количество уникальных стилей. Как в детстве мы чуть не до драк доходили в спорах о том, кто кого заборет — Пьяный Мастер или Брюс Ли — так в юношестве мы спорили о том, какой стиль лучший — Легендарный Удар или Гадюка, Два Меча или, прости Господи, мушкет. Мне кажется, это здорово отражает эпическую борьбу стилей за первенство, пусть даже в реальности она была лишь в гонконгских экшнах, уся.
Вот это самое следование духу уся и создает в игре все лучшее и худшее. Сюжет местами, кажется, написан бухим китайским сказочником. Приключения выглядит так, словно весь чертов Китай только и делает, что практикуется в кунг-фу. Любая сюжетная деталь существует только затем, чтобы был повод прописать кому-то в щщи. И это настолько же прекрасно, насколько и инфантильно. Герои — в том же духе: балаганные, идиотские, но настолько яркие, что Безумный Кан, Пьяный Мастер и Черный Вихрь всплывают в памяти моментально, стоит подумать про Jade Empire.
— Владимир Бровин.
Mass Effect
Любимой игрой, созданной Bioware, была и остается Mass Effect. Не трилогия, а именно первая часть. Проходил ее множество раз всеми возможными способами, включая уровень сложности “Безумие”. Когда-нибудь обязательно перепройду снова. Как истинный шедевр, первая часть Mass Effect несет в себе какую-то недосказанность. Даже зная, чем закончится трилогия, все равно сохраняется ощущение, что в первой части еще полно неразгаданных тайн. Когда свободно путешествуешь по галактике, читаешь описания планет под атмосферный эмбиент, все еще веришь, что история здесь гораздо глубже, чем ее сиквелы.
Знаю, что многим не нравятся покатушки в кабине едва управляемого вездехода Мако. Я не согласен. Именно на поверхности неисследованных планет встречаются таинственные артефакты и загадочные послания, не имеющие никаких объяснений. Это круто, так уже не делают. Добавим сюда новаторскую подачу сюжета, фирменные крупные планы, продуманных персонажей, включая злодея Сарена, и получим лучшую приключенческую игру поколения.
— Виктор Зуев.
Dragon Age: Origins
Я полюбил Dragon Age: Origins случайно. Наткнулся как-то на один из многочисленных трейлеров в рамках промо-кампании. Меня сильно подкупил свежий (как мне казалось) взгляд на фэнтези: мрачный мир, грязное средневековье, рабство, расизм, дворцовые интриги и т.д. Я был очарован колоссальной проработкой мира, интересными персонажами, не набившей тогда еще оскомину схемой BioWare (собери отряд и убей злодея) и боевой системой прямиком из 90-х, но с поправкой на современность.
На мой взгляд Dragon Age:Orgins идеально балансирует между хардкором и мейнстримом. Я настолько сильно полюбил мир Dragon Age, что даже с удовольствием прошел и вторую часть, прекрасно понимая все ее, порой вопиющие, недостатки, уж больно хороша вселенная. Анонс четвертой части на TGA 2018 привел меня в детский восторг. Теперь это одна из самых ожидаемых игр, и все благодаря незабываемой Dragon Age: Origins.
— Артавазд Мурадян.
Mass Effect 2
Mass Effect изначально задумывался трилогией, и если проводить аналогию со «Звездными войнами», то сиквел — это определённо «Империя наносит ответный удар». Самая динамичная и экшеновая часть саги, с таинственным противником, динамичным развитием ключевых персонажей (а какие там были компаньоны! Определенно, лучшие в серии) и, конечно, hot and steamy alien sex scenes — все это впервые появилось именно здесь.
Но по-настоящему великой Mass Effect 2 делает именно игровая составляющая. Как и положено сиквелу, геймплей отполировали до блеска — стрельба и спецспособности приносили море удовольствия, моральным выборам Paragon/Renegade добавили глубины, а сценарий держал в напряжении до самого финала. Битва с последним боссом, клиффхэнгер и великолепная музыка в титрах — все это навсегда осядет у нас в памяти как лучшее, что случалось с серией Mass Effect. Давайте запомним его именно таким.
— Кирилл Перевозчиков.
Нашу рецензию на самую последнюю игру от Bioware — Anthem, можно прочитать здесь.