Counter-Strike. Просто покатайте это словосочетание на языке и почувствуйте, какие в нем искрятся смыслы. Контр. Страйк. Великий онлайн-шутер, выросший из мода на Half-Life, легенда всея игровух планеты Земля, ставшая одной из топовых киберспортивных дисциплин. Да что тут говорить, вы и сами всё знаете.  

И вот пару месяцев назад вышла не просто очередная «контра», а продолжение с много на себя берущей цифрой 2. Естественно, мимо нее мы пройти не могли. Нюанс в том, что из стабильных игроков в CS у нас только я и Петр Сальников, да и то, стабильно/подпивасно играли мы лет 10 назад. Поэтому решили тряхнуть стариной, порубились в глобале и даже замутили сервак с нашими любимыми подписчиками из чата с Boosty, где играем по вечерам. 

Поиграли, посмотрели и кое-чего по этому поводу надумали. На глубокую аналитику не претендуем, но все же.

Арт-дирекшен — услада для глаз
ПЛЮС

Counter-Strike 2 со старта покоряет приятным визуалом. Цветовая гамма окружения, модельки и эффекты сделаны так, что за время долгих заруб глаза не устают, и даже отдыхают. И это не преувеличение, после нескольких часов игры на пыльно-желтом «дасте» или в стерильно-белых цехах на «нюке» ощущение такое, что тебя поцеловала в глазки нежная фея.

Учитывая, сколько на картах темных нычек, ярко освещенных локаций, хитрых элементов оформления, ящиков и прочего барахла, работа была проведена колоссальная. В боевом запале ни на секунду не задумываешься — что за дебил вот тут лампочку повесил или почему вот там темно как в погребе, ничего не разглядеть. Все сделано ровно и четко: нет ни «мыла», ни топорной угловатости текстур, об которые можно изрезать глаза как о лезвие. 

С моделями бойцов ситуация та же. Террористы чаще всего светло-желтоватые, контры сине-черные — казалось бы, контры сильнее контрастируют с окружением, тогда как терры должны с ним сливаться. Но такого не происходит, и тех, других отлично видно во всех закоулках. 

Лучше всего этот момент проработанности моделек и окружения иллюстрируют кастомные карты, которые создают в «мастерской» сами игроки. Например, на авторской de_aztec есть темное место перед мостом (оно же «мешок»), где частенько шкерятся контры. Поскольку эта карта как будто собрана из винегрета текстур версии 1.6 и Source, о какой-то продуманной визуальной эргономике говорить вообще не приходится. Стандартные темные модели контров в темной нычке контрастируют так, что их мгновенно увидит даже дед с катарактой, ослепленный двумя флэшками.   

Тени на кастомном «ацтеке»

Еще один показатель того, какая скрупулезная работа была проведена с визуалом в CS2, — предметы на локации не превращаются в отвлекающий мусор. А их довольно много. Рыночные лотки с овощами на карте «Италия» или телеги, бутылки и цветочные горшки на «Инферно» удачно вписываются в окружение и не забирают на себя внимание от экшена. Вообще, от этих карт есть ощущение, будто попал в открытку с изображением европейских аккуратных городков — сплошной кайф. 

Карт маловато, нет многих из «классики»
МИНУС

Один из главный вопросов к CS2 — где все карты? Где de_train, de_aztec, cs_militia? Где cs_mansion, на худой конец? Да, игроки нашаманили многие карты в «мастерской», но в сравнении с официальными они выглядят как поделки из «Очумелых ручек». 

Понятно, что CS2 вся такая про киберспорт, и разработчикам надо хорошо продумывать редизайн каждого уголка, но все же могли навалить и пощедрее. Надеемся, что в будущем обновленные старые карты все-таки добавят, а пока что негодуем.

Это всё та же «контра». И хорошо 
ПЛЮС

В плюс относим то, что геймплейно Counter-Strike 2 — это все та же 1.6, только с графоном посолиднее. Никаких навороченных «мега-режимов» со свистоперделками для гиперактивных любителей строить бараки в Fortnite, только старое доброе ганфайт-кумите, команда на команду. 

Базовые режимы за все эти годы не изменились, это закладка/дефьюз бомбы и освобождение/охрана заложников. Кто вдруг впал в маразм, в первом случае терроры бегут с бомбой на плэнты, которые стерегут контры, во втором — контры пытаются вытащить заложников под шквальным огнем зашкерившихся по углам терроров. Можно рубиться с серьезными противниками за рейтинг в соревновательном режиме 5х5, либо с рандомами в обычном 10х10.  

Новая CS играется ровно так, как и в юности. Разве что не толкает локтем держащий левой рукой мышку сосед в душной игровухе, а так один в один. Все игровые процессы мгновенно вспоминаешь на спинномозговом уровне, сперва может дезориентировать только обновленная графика. Но в остальном в CS2 будет легко вкатиться даже человеку, проведшему последние 20 лет в криосне. 

Немного смутить может разве что новый deathmatch-режим, где все воюют против всех на случайных пушках с мгновенным респауном после смерти. Но серьезно воспринимать его как покушение на святое трудновато. Этот режим сгодится как веселая разминка перед основной игрой, либо как способ взбодриться на рабочем перекуре. Впрочем, можно его вообще игнорировать, ничего не потеряете.

При этом нельзя сказать, что серия закостенела. Тут и там есть небольшие изменения (вроде возможности переставить под себя пушки в магазине), но разработчики с этим не перегибают. В целом видно, что Valve придерживаются с CS2 прописной истины: что работает, не ломай. «Контра» плотно сидит в своей киберспортивной нише как сабля в ножнах и лихо экспериментировать или прыгать на делянки других онлайн-шутеров явно не собирается. Не удивлюсь, если и через 20 лет ничего радикально не поменяется. Деды будут заходить полюбопытствовать в CS3 и сходу раздавать хэдшоты из калаша чисто на рефлексе, который выработался еще в пятом классе.

Нельзя создавать свои сервера
МИНУС

Сервера в CS2 — это вообще отдельная история. Если вы пожилой любитель изредка погонять в «контру», то наверняка помните времена, когда можно было зайти в игру, создать там сервак, скинуть друзьям его айпишник и преспокойно рубиться со стабильным пингом. В CS2 все не так просто.

Чтобы поиграть с друзьями, нужно сперва соединиться со всеми в лобби (в котором максимум 5 человек), после чего можно залететь тимой в общую игру с рандомами 10х10, либо пойти в соревновательный режим 5х5. Если вас больше 5 человек — начинайте танец с бубнами вокруг выделенного сервака, он же дедик (dedicated server). Нам в элитном чате «отвратительных» повезло, поскольку нашелся человек с прямыми руками, который настроил сервер на своей машине. 

С чем связано такое решение Valve — загадка. То ли у компании не хватает под это мощностей, то ли дело в желании держать стабильный онлайн на своих серверах, то ли влияет еще какая-то оказия. В любом случае, получилось очень запарно, ставим за этот мув жирнющий минус.

Куча мелких фишек с тенями, гранатами и жареными курами
ПЛЮС

Отдельное удовольствие — разные маленькие фишечки в игре. Например, в некоторых локациях видны тени противников, высовывающиеся еще до появления самой модельки. С одной стороны, это не очень честно, но с другой — только добавляет остроты в геймплей, поскольку теряется элемент внезапности, если выходишь из-за угла тихим шагом.

Или взять гранаты, с ними вообще разрыв (бадум-с). Во-первых, гранаты теперь убивают не только взрывом или огнем, но и просто попаданием в тело. Если у врага осталась пара HP, кидаешь флэшку ему в тушу и отправляешь ударом на тот свет — всеобщий ор обеспечен до конца игры.

Если кинуть поджиг в курицу, она превращается в куру-гриль.

Отлично сделана дымовая граната. Прострелы сквозь дым теперь оставляют просветы, причем, если стрелять в самую густоту, то сквозь ничего разглядеть не получится (разве что вспышки от выстрелов). А вот выстрелы во внешний ореол отлично разгоняют завесу, чем можно пользоваться, если, например, сидишь в засаде под дымом.

Плюс, смок тушит огонь от коктейля Молотова (но это уже было в CS:GO). А главное: завесу теперь можно на время разогнать взрывом гранаты. Закинул хаешку, заценил обстановку и вновь ушел в туман — матерый тактикульный подход.

Скинчики и кейсыкастомизация (почти) не бесит
ПЛЮС/МИНУС

О тему с кастомизацией пушек немало копий было сломано еще десять лет назад, когда они только начали входить в обиход. Одних раздражала неуместная петушиная пестрота скинов, другие негодовали, что их любимая игра превращается в базар, где жадные дети торгуют воображаемыми предметами, а третьи тогда же «контру» и забросили — ибо весь этот цирк с конями стал невыносим.

Претензии понятны, однако с годами скинчики и прочая приблуда все же прижились. Теперь это часть игрового ландшафта, деваться некуда. Так и как там оно в CS2? В целом, нормально. Совсем уж вырвиглазные скины встречаются редко, от игры они не отвлекают, в матчах с рандомами раскрашенных пушек полторы на сотню. Все же игра бесплатная, большинству, очевидно, не хочется тратить деньги на всякую фигню.      

Одна из самых прикольных фич в плане кастомизации — музыка, которая проигрывается в конце раунда у наиболее отличившихся игроков.

Слышат ее все, и это забавно, поскольку после 18-го раунда подряд мелодия натурально превращается в издевательство. Сделал минус 5, дефьюз бомбы или больше всего ассистов — и вот уже все матерят тебя ЗА ЭТУ ЧЕРТОВУ ПЕСНЮ, УДАЛИ ЕЕ, СКОТИНА. Эмоции просто нереальные, за это мы онлайн-игры и любим.


Суммируя. CS2 — это все та же старая добрая киберспортивная классика, подкрашенная и доведенная до ума. Влетать в нее после долгого перерыва не просто, а очень просто, к новичкам она также снисходительна. Хочешь челленджа — идешь за болью в соревновательный режим, хочешь просто пострелять — в общий, хочешь угореть с компанией — шаманишь с выделенным серваком, включаешь дискорд и орешь как школьник, когда тебя в дыму снимают в голову без прицела со «слона».

За годы многие из нас, естественно, обросли панцирем, и желание всех победить несколько отпустило, но после пары каток ощущение необязательности от игры сменяется чувством «ну, готовьтесь, теперь я вам всем раздам». 

Эмоции все те же, как в юности, часто играем с элитным чатом 5х5. При этом нельзя сказать, что целыми днями мы только и делаем, что рубимся в CS2, но пару-тройку раз в неделю собираемся по вечерам. Учитывая, что взрослые детины с разных уголков и весей оставляют все дела и идут стрелять в «контру», уже что-то да говорит о ее завлекательности. Ну, или о самих детинах.

Ключевой момент — визуал в CS2 тупо профилактический и очень приятный, можно часами бегать без ущерба для глаз и психики. В сочетании с отличной аудио-составляющей (пушки приятно клацают, отличные звуки закупа в магазине, шаги, взрывы гранат) игра натурально превращается в тотальный релакс.

Вердикт: играли, играем и играть будем. Разумеется, не 24/7, но свое место на жестком диске CS2 заслужила вполне обоснованно. Да что говорить — и в наших пожилых сердечках тоже.