В одной из первых сцен фильма главный герой вместе с другом ловит покемона. Дело происходит в чистом поле, покемон ловится не с первого раза — в общем, почти в точности воссоздается ключевая механика игры. Все настолько прямолинейно, что невольно думаешь — это что, весь фильм так и будет? На самом деле нет, но скажем так — это обязательный элемент экспозиции в лучшем фильме по мотивам видеоигры за всю историю человечества. Просто поверьте: создатели «Детектива Пикачу» знают рецепт такого кино. И пока только они. 

В той сцене главный герой — 21-летний Тим Гудман — покемона так и не ловит; у него вообще сложные с ними отношения. Когда-то он хотел быть их тренером, но еще в детстве что-то с этим не заладилось. Сейчас чуть ли каждый человек в мире вокруг него имеет своего покемона, а он их словно избегает. Новость о гибели отца-полицейского приводит Тима в мегаполис Райм-Сити, где царит настоящая идиллия: покемоны и люди живут там душа в душу. В квартире умершего отца Тим встречает его покемона. Это Пикачу — в той самой шляпе Шерлока Холмса и почему-то говорящий, хотя понимает его только Тим. Для всех остальных Пикачу, как и остальные покемоны, просто издают няшные звуки. С Тимом Пикачу говорит голосом (да и словами, что уж) Райана Рейнольдса. Пикачу носит свою шляпу не просто так; будучи бывшим напарником отца, он полагает, что тот жив, и уговаривает Тима провести расследование. 

Кроме самой первой сцены с ловлей покемона в фильме не заостряется внимание на механиках игры. Акцент делается на другом — отношениях покемонов и людей. Еще одна важная сцена в фильме: когда Тим едет в Райм-Сити на поезде, в вагоне к нему пристает Ликитунг — покемон с огромным языком. Ни герой, ни окружающие не придают этому значения; так сообщается об устройстве местного мира. Еще больше мы узнаем, когда поезд прибывает в Райм-Сити. Покемоны там всюду. Они не просто свисают с каждого столба или дрыхнут на скамейках в парке (но и это тоже). Одни помогают людям тушить пожары, регулировать дорожное движение (между тем, на перекрестке вырубился Снорлакс), помогают бармену за стойкой, словом — всегда на подхвате у человека. Все это выглядит невероятно, бесконечно мило. И правдоподобно: создатели фильма порядочно вложились в визуальную часть, и результат представляет собой не только мощнейший фансервис — от неподдельного умиления тут сдохнет даже тот, кто про покемонов и знать не знает. 

Можно подумать, что «Детектив Пикачу» — кино не совсем по игре, и просто грамотно работает с ключевыми образами франшизы. Причем работает избирательно — отсюда и “детективный” образ Пикачу из одноименной игры для 3DS, по сути спин-оффа основной серии. Избирательность на самом деле имеет место и мы к ней вернемся. Но описанная выше завязка в точности повторяет зачин игры и сюжет в общих чертах. Все надстройки над ним — исключительно по делу, от ожившего Райм-Сити до женского персонажа — юной журналистки Люси Стивенс, которой в игре не было. Все довольно просто и по-сказочному незамысловато, но не наивно. Облепленный милейшими покемонами всех мастей, под остроумные диалоги главного героя с Пикачу-Рейнольдсом, через череду эффектных аттракционов долетаешь до финала словно на крыльях. Возможно, наступает он слишком быстро, но переживаешь только об одном — что пора расставаться со всей этой милотой. Типовые претензии вроде «сценарных дыр», «невыразительного злодея», «скомканного повествования», «слитого финала» — что там еще? — просто отступают перед созданной в фильме атмосферой. Допускаю, что она затуманила мне голову так, что я не заметил дыр в сценарии, злодей показался мне любопытным, а финал — логичным и трогательным. Но для меня в этом и есть один из аспектов магии кино.

С тех пор как в далеком детстве я посмотрел «Братьев Марио», я неотрывно, насколько мог, следил за экранизациями игр. Иронично, кстати, что вся эта история началась с игры Nintendo. Даже первый MK, при всем уважении, в детстве был для меня не фильмом, а большим куском фансервиса — и это самое лучшее, что мог дать нам фильм по игре с тех пор. Если не хорошее кино, то хотя бы фансервис, и то не всегда. Скорее необорот: фанаты после фильмов по их любимым играм чувствуют себя хуже любого другого зрителя. За двадцать с лишним лет экранизации игр превратились в отдельный жанр трэша, и даже с провозглашенным королем в лице Уве Болла. Несомненно, такое систематически дерьмовое кино может быть культурным явлением. А также занозой на жопе игровой индустрии, где все хорошо до той поры, пока издатели не решают крутануть свое детище на большом экране.

Но «Детектив Пикачу» просто не стал вписываться в эту отработанную годами схему. Его создатели сделали для этого все возможное. Они грамотно расставили акценты на том, когда и куда вплетать элементы игры, не пожалели сил на изображении покемонов, и даже выбрали максимально правильный сюжет для экранизации. С фильма по «хардкорной» серии Pokemon с Эшем и компанией начать было бы невероятно тяжело. Фанаты бы извелись, придираясь ко всему на свете, от деталей сюжета до каста; уж слишком болезненная тема. А тут —  спин-офф, Пикачу в максимально обаятельном образе, куча других покемонов, один милее другого, Мьюту, в конце концов. Фанаты довольны, люди не в теме — заинтересованы. Несмотря на рейтинг 12+, у меня только одна причина не посоветовать сводить на этот фильм ребенка любого возраста — в какой-то момент герой зачем-то шутит про белый порошок. В остальном же на него стоит сходить всем, кто любит хорошие киносказки.

Просто фанатский арт, но да, уже хочу посмотреть это кино

Хотя я могу отличить Бульбазавра от Псайдака, я никогда не был фанатом покемонов. Но я рано почувствовал на себе магию этой франшизы. В школе я, как и большинство моих друзей, полностью шатал мультсериал и всю эту возню вокруг Эша и Пикачу. И тем не менее, совершенно случайно залип на Pokemon Red для Game Boy Color на десятки часов. С тех пор я неоднократно удивлялся: как при такой, казалось бы, «детской» рисовке, оверняшных покемонах и прочем несерьезном антураже практически каждый продукт под этой маркой просто идеален и способен тронуть любого человека. И даже когда речь заходит о чем-то сомнительном, на чем погорели все подряд — например, AR-игры и экранизации — мы получаем просто лучшую AR-игру и первую в истории приличную экранизацию игр. Не знаю, кто конкретно в ответе за все эти чудеса — тут и Nintendo, и Game Freak, и отдельные персоналии. Но спасибо им всем: эти люди меняют историю игровой индустрии, причем в лучшую сторону.