1984-й год, Великобритания, тихая деревушка в графстве Шропшир. Пустые улицы, дома и фермы, брошенные автомобили, тишина и осколки воспоминаний о людях, которые здесь жили. Открытие, которое сделали двое астрономов, привело к мистическим, но очевидно печальным последствиям — в Everybody’s Gone to the Rapture («Хроники последних дней» по версии отечественных локализаторов) от независимой студии The Chinese Room (Dear Esther, Amnesia: A Machine for Pigs) вам предстоит раскрыть обстоятельства таинственного инцидента.
Несмотря на то, что сюжет рассказывает о шести персонажах, ни одного из них вы не увидите. История раскрывается через небольшие сцены-воспоминания, которые разыгрываются призраками пропавших людей. Вот фигура священника уговаривает фигуру сварливого фермера вернуться на воскресную службу; молодая чета пытается поймать своего пса, а двое подростков планируют сбежать во Францию — короткие зарисовки показывают эпизоды из жизни обывателей, апокалипсис с приземленной точки зрения. При этой скупости в изобразительных средствах мир «Хроник» наполнен удивительно большим количеством деталей, которые лучше обильных диалогов раскрывают подробности жизни непростых британских провинциалов. Те вещи, о которых призраки молчат, вы додумаете сами: недосказанность игры будит лучшего рассказчика и художника в мире — ваше воображение.
The Chinese Room — не новички в жанре аскетичных, но глубоких и трогательных историй. Их дебют Dear Esther был исполнен в похожем стиле, и «Хроники» можно считать развитием изначальной идеи: вы, в основном, бродите по красивым декорациям, глазеете по сторонам, но никого не встречаете, никуда не стреляете и ни от кого не прячетесь. Вы слушаете, рассматриваете, вчитываетесь в субтитры и приглядываетесь к деталям. В определенный момент The Chinese Room попала под крыло PlayStation, и новая игра стала эксклюзивом для понятно какой платформы — и логичным образом выглядит богаче предыдущих работ студии.
Everybody’s Gone to the Rapture интересно сочетает в себе двойственную натуру своего происхождения, объединяя минимализм независимых игр и лоск крупнобюджетных блокбастеров. Деньги здесь — в технических и прикладных аспектах: ресурсы издателя пошли на рекламу и движок CryEngine, который подарил игре динамическую смену времени суток и волшебное освещение (и, местами, волшебные «тормоза»).
В своем минимализме «Хроники» напоминают другой эксклюзив PlayStation — Journey. В игровых журналах девяностых этот жанр совершенно справедливо обозначался как «бродилка» — и это именно она и есть. Схожесть с Journey проявляется и в кропотливой работе над саундтреком. Музыка неразрывно связана с происходящим на экране, подчеркивая и усиливая каждый момент, обводя уникальным контуром каждого персонажа, каждую фразу. Джессика Карри, композитор и содиректор The Chinese Room, была номинирована на BAFTA и получила массу других наград за саундтреки к предыдущим работам студии.
EGTTR примечательна тем, что дает обильную пищу для ума, оставляя после себя несколько важных вопросов, ответить на которые будет полезно каждому. Внешне представляя собой стилизацию книжной фантастики 50-х годов (одним из источников вдохновения The Chinese Room называют «День Триффидов»), «Хроники», скорее, притча о смирении, принятии себя со всеми недостатками и грехами. Не стоит относиться к игре как к научной фантастике и искать изъяны в научных теориях — это лишь форма.
Семичасовая Everybody’s Gone to the Rapture — отличный пример истории, рассказанной крайне скромными повествовательными средствами, которая полностью проникает в ваш мозг и заставляет оказаться там, по пояс в пшеничных полях, в тени ветряных мельниц. В литературе эту практику ввел, кажется, Рэй Бредбери, у которого тоже есть произведения со словами «хроники», «скитания» и «вечность» в названии — небольшие рассказы на несколько часов, после которых ты сидишь и минуту смотришь в одну точку, потому что за время чтения в голове что-то несколько раз шумно перевернулось.