В далеком 2018 году на ПК (а спустя год-два — на консолях) вышла независимая стелс-рпг Ghost of a Tale, а недавно её создатель намекнул в Твиттере на скорый выход второй части, чем мы и воспользуемся, чтобы спеть небольшую оду этому лаконичному произведению искусства.
Начать стоит с того, что игра создана практически единолично одним из ведущих аниматоров Dreamworks – Lionel «Seith» Gallat, и это его дебют в роли разработчика. Однако в его аниматорском послужном списке числятся «Принц Египта» и «Дорога на Эльдорадо», так что в плане создания атмосферы и сюжета Галлат своё дело знает. И стоит держать в голове, что по сути перед нами именно захватывающий интерактивный мультфильм: в нём много логических допущений и примитивный геймплей, но именно история, персонажи и визуал здесь стоят на первом месте.
Мышонок-менестрель Тило приходит в себя в тюремной камере и обнаруживает, что его жена, вместе с которой он был арестован, пропала. В той же камере он находит загадочную записку и ключ от двери, спрятанный в буханке хлеба, а выбравшись в коридор, оказывается в тёмной крепости, по которой лениво гремят доспехами огромные крысы. Герой отправляется на поиски супруги, прячась в тенях и попутно познавая мир — вот и весь синопсис.
В первую очередь в глаза бросается богатый визуал. Тут сошлись звезды: и профессиональный опыт Галлата, и маленький мир, позволяющий уделить внимание каждой детали, и, в конце концов, непосредственная ознакомленность автора с темой — французский разработчик провёл достаточно времени, гуляя по средневековым замкам и черпая вдохновение вокруг себя.
В результате игра без преуменьшения выглядит как конфетка: самого Тило так и хочется погладить, камни в стенах крепости кажутся холодными, а разнообразное освещение заставляет на несколько секунд замереть на залитом солнцем подоконнике, подставляясь теплу. Отдельно хотелось бы выделить физику растений: заросли вокруг героя не просто шевелятся по заранее заданной анимации, а по-настоящему реагируют на движение, расступаясь и приминаясь за счет внутренних «скелетов». Вроде бы мелочь, но на общее впечатление влияет ещё как.
В плане сеттинга Ghost of a Tale — это классическое фэнтези, причем очень сдержанное. Здесь нет ни драконов, ни волшебников, а единственными элементами, окрашивающими коптящее факелами средневековье в сказочные тона, являются персонажи-животные, возможность пару раз пообщаться с усопшими и некий паранормальный катаклизм, имевший место так давно, что многие уже и не верят, что он вообще был.
В остальном весь мир игры ограничивается замком-крепостью, зарослями папоротников вокруг неё и диким пляжем, ощерившимся остовами корабля. Наверное, именно за счет этой сдержанности в некоторых рецензиях игру записывали в жанр тёмного фэнтези, хотя никакой чернухи здесь нет, всё очень PG-13, а редкие пошлые или жестокие комментарии персонажей подаются шутками и намёками в лучших традициях Dreamworks.
Геймплейно Ghost of a Tale является классическим стелсом-прятками без возможности серьёзно навредить врагам. Максимум, на который способен Тило — это ненадолго вырубить стражника броском бутылки. При этом крутым ИИ враги похвастаться не могут. Если спрятаться в бочку, буквально только что забежав за угол, стражник уже не додумается вас там искать.
Также присутствует переодевание: по ходу истории придётся собрать несколько наборов одежды, чтобы ввести в заблуждение тех или иных персонажей. К примеру, крысы, у которых с мышами давний конфликт, перестанут вас преследовать, если удастся собрать полный набор брони и прикинуться тощим крысиным рекрутом. По большому счёту, это и есть все механики: подкрасться на цыпочках к стражнику со спины, стырить ключ, дать дёру и сныкаться в ближайшем сундуке, после чего вылезти из сундука в крысиных доспехах и как ни в чём не бывало продефилировать мимо этого же стражника. Такой геймплей может казаться как однообразным, так и медитативным, тут уж на вкус и цвет.
Сюжетно это классическая детская история из девяностых-нулевых. Персонажи выпуклые и архетипичные, что позволяет быстро расставить фигуры на доске и сфокусироваться на самой истории. Здесь есть и парочка хитрожопых раздолбаев, и самовлюблённый чинуша, и загадочный мужик с тёмным прошлым. Основная же линия по мере прохождения обрастает сложной историей мира, неоднозначностями и поводами для рефлексии. В общем, она умудряется держать в напряжении до самого конца.
К слову, концовка игры — это, пожалуй, самая большая претензия игроков, поскольку последний час в сравнении со всем остальным выглядит очень скомканным и обрывается на полуслове. Авторам не хватило то ли времени, то ли денег, но в любом случае финальные титры создают жуткий клиффхенгер и походят скорее на конец главы. Но тем сильнее мы ёрзаем на стуле в ожидании второй части.
Ghost of a Tale — классическая во всём. Она не привносит в вашу жизнь ничего нового и имеет свойственные инди-играм технические недостатки, но чувствуется как возвращение домой и оставляет после себя впечатление, будто вы посмотрели лихой мульт времён своего детства — прямолинейный, однозначный, наивный, но такой родной и хороший.