31 августа студия Volition, подарившая нам серии Saints Row и Red Faction (и великую The Punisher), была официально закрыта после 30 лет существования. Владеющий Volition конгломерат Embracer Group решил сократить студию в рамках реконструктуризации. Но на самом деле разработчиков похоронила одна конкретная игра. Закрытие Volition — это хороший повод оглянуться назад и проследить, как из ожидаемого ААА-боевика перезапуск Saints Row превратился в катастрофу.
14 августа 2019 года. Издатель THQ Nordic объявил, что новая Saints Row находится в разработке
Над игрой работают авторы серии — студия Volition, которая ничего не выпускала с 2017 года, когда вышла Agents of Mayhem, крайне неудачный спин-офф Saints Row. Других подробностей пока нет. С выхода предыдущей номерной части Saints Row на тот момент прошло уже шесть лет, но фанаты серию не забыли.
20 ноября 2019 года. CEO Koch Media (ныне Plaion) пообещал, что Saints Row покажут в 2020 году и это будет ну очень крутая игра. Оба заявления оказались ложью. В ближайший год Volition найдёт исходный код сломанной на ПК второй части Saints Row (но так её и не пропатчит), выпустит на Nintendo Switch четвёртую и сделает ремастер третьей. Но о новой Saints Row не скажет ничего.
12 сентября 2020 года. По сети расползлись слухи, что новая Saints Row отменит события Saints Row 4 и Gat Out of Hell, а банда Святых, герои серии, в новой игре выступит в качестве злодеев. Подробностей неизвестный источник выдал много, но мало что из этого инсайда сбылось. Зато о новой Saints Row опять вспомнили.
Июнь 2021 года. Пресса начала вспоминать о том, что Saints Row как бы анонсировали, но так и не показали. Про гипотетическую игру стали рассуждать и ставить её в списки призрачных, но ожидаемых долгостроев рядом с Dead Island 2.
25 августа 2021 года. На Gamescom анонсировали Saints Row — перезапуск серии
Слухи об игре ходили с начала месяца (да и Джефф Кили тизерил), и все они подтвердились. Saints Row представили кинематографическим роликом, который ярко показал, как далеко игра ушла от канонов серии.
Грубая сатира в стиле Postal испарилась вместе с эджи-персонажами. Зато на месте оказались все важнейшие современные ценности западного общества, критика капитализма, новые герои с понятными простым людям проблемами и дружелюбный неоново-фортнайтовский стиль. Само собой, фанаты взвыли и утопили анонс в дизлайках. Спустя пару дней разработчики выкатили обзорный трейлер уже с геймплейными кадрами, но лучше не стало. Дата выхода — 25 февраля 2022 года. На ПК — временная эксклюзивность в EGS, никакого стима, что масла в огонь тоже подлило. Перезапуск Saints Row оказался самым большим недоумением выставки.
18 сентября 2021 года. FUCK DEEP SILVER — такая надпись сопровождала всё геймплейное видео Saints Row, слитое в сеть. В нём были и взрывы, и перестрелки, и в целом игра смотрелось уже не так плохо, как месяц назад, что некоторых заставило поверить в чудо. Впрочем, куда больше фанаты писали про дрянную физику машин и слабые перестрелки. Ну и обновлённый «зумерский» стиль никуда не делся.
За пределами этого слива разработчики продвигали Saints Row стандартно: рассказами о том, как у них всё круто, разнообразно, современно, но при этом в духе серии. Разве что вульгарного юмора поменьше, будто бы не в нём вообще была суть Saints Row. Ролики выходили регулярно, игру Volition показывала со всех сторон.
Общественное мнение о ней заметно не менялось, хотя активного хейта становилось меньше. Но интернет запомнил не продвижение игры регулярными трейлерами, а своеобразный стиль общения Volition с фанатами в твиттере. Недовольных игроков с официального аккаунта Saints Row подначивали, стебали и называли хейтерами. Тон получился в одном шаге от: «Не для вас это сделано».
17 ноября 2021 года. Saints Row перенесли с февраля на 23 августа 2022 года, чтобы, само собой, получше игру отполировать.
10 декабря 2021 года. На The Game Awards показали новый геймплейный трейлер Saints Row — со всякими безумными трюками и смешными костюмами. К этому моменту активно гореть фанаты серии уже перестали, а «новички» писали в комментариях что-то в духе: «Ну, вроде прикольно». Хотя картонную физику машин и перестрелок многие продолжали критиковать. Впрочем, игру же перенесли? Допилят!
9 июня 2022 года. Редактор персонажа из Saints Row вышел в виде отдельной бесплатной игры Boss Factory. И его встретили положительно, потому что редактор оказался глубоким, позволяющим сделать практически любого уродца — и это было действительно в духе Saints Row.
20 июля 2022 года. Saints Row ушла на золото — больше никаких переносов
22 августа 2022 года. За день до выхода игры свои рецензии опубликовала пресса. Saints Row получила крайне сдержанные оценки. Откровенным хламом её мало кто называл, но большинство критиков написали, что только редактор персонажей в игре и удался. Открытый мир называли пресным и стандартным, стрельбу и погони скучными. Да ещё и техническое состояние оказалось возмутительным — игра бесконечно баговала, вылетала и тормозила, выкатывая внушительные системные требования при устаревшей лет на пять картинке. На консолях всё тоже было печально. Средний балл от критиков на метакритике на момент выхода — 59 из 100.
23 августа 2022 года. Saints Row официально вышла. Игроки смогли оценить игру лично и в целом согласились с громящими игру критиками. Только оценки игроки выставили ещё более низкие: от 1.9 до 2.9 из 10 на метакритике. Многие писали, что несмотря на раздражающий стиль игры, надежды на весёлый геймплей в духе серии всё же были, но Saints Row оказалась воплощением всего, за что в принципе критикуют игры с открытым миром.
Saints Row называли «пустыней с вышками» и критиковали за обилие гринда вместо нормальных сюжетных заданий. Ну и откровенная недоделанность игры многих разозлила, особенно на фоне гонора разработчиков и переноса даты выхода. Акции Embracer Group, холдинга, которому принадлежит издатель игры Deep Silver, вскоре после релиза Saints Row упали на семь процентов. Мы рецензию на игру не писали, но критиковали её беспомощные второстепенные задания, в которых отражается вся суть Saints Row.
Многие фанаты писали, что новую часть делали другие люди — дескать, из Volition времён Saints Row: The Third в студии сегодня никого не осталось. Но они были правы лишь отчасти. Большинство лидов перезапуска Saints Row работало над «классическими» играми Volition, но на куда менее заметных позициях. А главный сценарист Saints Row до этого полноценно писал только ту самую провальную Agents of Mayhem.
Август-октябрь 2022 года. Несмотря на низкие оценки, в августе Saints Row возглавила чарт продаж в Великобритании и США. В октябре разработчики похвалились, что игра продалась миллионным тиражом, хотя было непонятно, много это или мало. Так же они пообещали продолжить исправлять баги и снабжать игру новым контентом. И, справедливости ради, они это действительно делали — как минимум техническое состояние игры в итоге довели до удовлетворительного уровня. А вот её геймплей сюжетными и косметическими DLC было не исправить. Поэтому дальнейшая поддержка игры разработчиками уже не имела никакого значения. Босс Embracer Group ещё в сентябре 2022 года заявил на встрече с инвесторами, что разочарован отзывами на игру, а на вопрос о будущем серии ответил крайне туманно.
17 ноября 2022 года. Embracer Group решила перевести студию Volition под крыло Gearbox. Глава Embracer Ларс Вингефорс в очередной раз подчеркнул, что компания разочарована отзывами на игру, хотя в финансовом плане она показала себя не так уж плохо (тут он, конечно, слукавил). Так же он отметил, что в дальнейшем Volition станет частью Gearbox. Этот момент можно считать началом конца Volition. Студия уже была обречена, но её ждал ещё более печальный конец.
16 февраля 2023 года. Из финансового отчёта Embracer Group стало известно о серьёзных денежных потерях компании на консольном и ПК-рынке. Инвесторы напрямую связали убытки с провалом Saints Row, так как выяснилось, что производство игры стоило более 100 миллионов долларов. При этом данные о продажах Saints Row компания предпочла вообще не оглашать. Эта новость широко разошлась по сети в мае и вызвала у многих игроков и критиков недоумение. Люди не могли поверить, что настолько слабая, спорная и просто недоделанная игра могла стоить так дорого.
25 августа 2023 года. Saints Row вышла в Steam со всеми дополнениями и огромными скидками
Временная эксклюзивность EGS закончилась. По случаю выхода игры в Steam разработчики даже смонтировали трейлер, в котором показали все изменения, произошедшие с игрой с момента выхода. Впрочем, ни скидки, ни дополнения кардинальным образом мнение игроков о перезапуске не изменили, в Steam у игры всего 56 процентов положительных отзывов. Игроки по-прежнему недовольны «зумерскими» главными героями, однотипными заданиями, пустым опенворлдом, гриндом и техническим состоянием. Багов и тормозов в Saints Row стало меньше, но до идеального или просто «хорошего» состояния разработчики игру так и не довели.
31 августа 2023 года. Embracer Group объявила о закрытии Volition. Студия не растворилась в Gearbox, как планировалось ранее, а была полностью распущена — без работы осталось 340 человек.
Ещё до перезапуска Saints Row студия подточила свою репутацию провальной Red Faction: Armageddon, моментально забытой Agents of Mayhem и не слишком хорошими Saints Row 4 и Saints Row: Gat out of Hell. Но именно перезапуск Saints Row стал последним гвоздём в крышку гроба компании, особенно с таким-то бюджетом. У разработчиков был шанс сделать всё правильно, но Volition предпочла отвернуться от своей фан-базы, которую студия так слёзно благодарит в своём прощальном письме. Но студия погналась за призрачной более молодой аудиторией, которой до Saints Row дела нет. В результате сообщество не грустит, а злорадствует. Saints Row 2022 — это идеальный пример того, как делать не надо.
Как мучилась Anthem — главный провал десятилетия для Electronic Arts. Хронология