24 февраля Electronic Arts наконец-то закрыла многострадальную Anthem — самый сложный и высмеиваемый проект издательства последних десяти лет. Игру долго пытались чинить патчами и обновлениями, а потом и вовсе начали переделывать с нуля. Все это время Anthem дамокловым мечом висела над головой BioWare и успела заметно потрепать репутацию некогда легендарной студии. В итоге все закончилось хорошо — BioWare жива, а неудачная игра закопана. По такому поводу вспоминаем полную хронологию мучений Anthem — от начала разработки, до окончательного закрытия «игры-сервиса».

В 2012 году стартовал ранний этап разработки Anthem.

Июнь 2014. На Е3 в конце ролика о Mass Effect: Andromeda была упомянута тогда еще безымянная Anthem. Хотя еще в апреле утекла информация о проекте Dylan — фантастической ММО от BioWare. Компания намеревалась создать «Боба Дилана в видеоиграх — который будет существовать долгие годы».

Июнь 2017. На Е3 игру представили официально, даже с «геймплеем» — ей занялась студия BioWare Edmonton. Там были те самые полеты и ныряния под воду — в итоге это так и останется лучшей частью игры. В целом же было не очень понятно и слишком уж напоминало The Division и Destiny. EA утверждала, что все кадры записывались на Xbox One X в 4К — к релизу, само собой, подрезали и картинку, и некоторые механики, показанные в дебютном ролике (например, смену оружия прямо на миссиях).

Июнь 2017. Вице-президент EA Патрик Содерлунд поделился амбициозными планами по поддержке игры:

«Anthem — социальная игра, в которой вы путешествуете и выполняете задания вместе с друзьями. Мы работаем над этой игрой уже почти четыре года. И когда она выйдет в следующем году, это станет началом долгого путешествия для нас — может быть, десятилетнего».

Июнь 2017. Несмотря на онлайновость, писать сюжет позвали ветерана студии Дрю Карпишина. Он работал еще над Star Wars: Knights of the Old Republic и Jade Empire. Он покинул BioWare в 2012 году, но вернулся в 2015-м.

Июль 2017. Из BioWare ушел генеральный менеджер Аарин Флинн, работавший в компании еще со времен Neverwinter Nights. Зато на его место вернулся режиссер серии Mass Effect Кейси Хадсон, покинувший студию в 2014 году.

«За последние несколько лет я сильно изменился. У меня было достаточно времени, чтобы обдумать, чем я больше всего хочу заняться в жизни. Вдобавок мне удалось поработать с совершенно новыми технологиями. Теперь же я рад вернуться в BioWare — место, которое считаю своим домом» — Кейси Хадсон

Декабрь 2017. Стало известно, что над Anthem в качестве ведущего продюсера работает Майкл Гэмбл, занимавшийся серией Mass Effect, начиная со второй части.

Вокруг новой игры сформировалась «команда мечты», что многим добавило веры в проект.

«Я рад снова сотрудничать с моими друзьями и коллегами с которыми работал над трилогией Mass Effect и в то же время работать с новым поколением разработчиков BioWare. С нетерпением жду от нас всех, когда мы продолжим движение в светлое будущее, и будем петь наш «Гимн»» — Майкл Гэмбл

Январь 2018. Джейсон Шраер на Kotaku написал, что успех Anthem определит судьбу BioWare.

Дескать, в случае провала студии в Остине и Эдмонтоне могут расформировать, как BioWare Montreal после неудачной Mass Effect: Andromeda. Также Шраер сообщил, что игра выйдет не осенью 2018 года, а лишь в марте 2019-го.

Январь 2018. ЕА заявила, что Anthem выйдет не раньше 2019 года. Финансовый директор EA Блейк Джорджерсен говорит, что это не задержка, а необходимость, чтобы привлечь к игре больше внимания и не конкурировать с осенними релизами.

Март 2018. Дрю Карпишин снова покинул BioWare. По его словам, он просто «хочет больше свободы». Фанаты рассуждают, что теперь сюжет в Anthem будет либо плохим, либо на него вообще забьют.

Апрель 2018. EA признала лутбоксы в Star Wars: Battlefront 2 проблемой и пообещала, что в Anthem такого не будет. 

Июнь 2018. У Anthem новый трейлер на движке и дата выхода — 22 февраля 2019 года. Еще стало известно, что микротранзакции все же будут, а вот заромансить никого в игре нельзя. Геймеры в ярости. Чуть позже разработчики 20 минут рассказывают про механики и классы в игре в рамках круглого стола.

Июль 2018. Разработчики выпускают большой геймплейный ролик, в котором показывают и карту, и миссии, и открытый мир.

Сентябрь 2018. На PAX West представитель BioWare заявил, что Anthem может оказать влияние на будущие части Dragon Age и Mass Effect.

Компания будет смотреть, насколько зайдет сервисная модель с постепенном выпуском сюжетного контента. Возможно, похожие схемы будут использоваться и в других сериях. Забавно, что фоном выходит сюжетный трейлер игры.

Конец 2018 года. Anthem разогналась — анонс комикса-приквела, куча новых подробностей, стримы с геймплеем, огромный ролик про кастомизацию и много всего. Стало ясно, что игра правда скоро выйдет. В декабре на церемонии награждений The Game Awards показывают еще один сюжетный трейлер — и не один.

Январь 2019. Закрытая бета-демо-версия Anthem положила сервера EA. Не работала не только сама Anthem, но и, например, Battlefield 5 с «Фифой». У многих игра не запускалась, уходила в бесконечные загрузки, вылетала или просто тормозила. Доступ к демо был открыт на три дня, многие так и не смогли попробовать игру. Зато вышел еще один сюжетный трейлер!

Февраль 2019. В Anthem дали нормально поиграть многим журналистам. В превью по четырем часам геймплея игрожуры отмечают крутую картинку и приятную механику полетов. Тем не менее, нехватка контента ощущается даже в первые часы игры, хотя по этой демке будущее игры все же казалось более радужным — в ролике про эндгейм разработчики тоже все расписывали красиво, обещая живой и меняющийся мир. Процитирую сам себя:

«Стрелять и маневрировать на поле боя очень приятно, реально ощущаешь себя внутри продвинутого меха, чуда инженерной мысли, сливающегося с твоим собственным телом. Сама стрельба — вес оружия, звук, отдача, баллистика, реакция врагов на попадания — сильнее всего напоминает Destiny».

22 февраля 2019. Anthem вышла.

Оказалось, что в игре приятная стрельба и крутые полеты. Не менее крутой детальный мир и хорошо написанные персонажи. Но сюжет не закончен, а контента чересчур мало — эндгейм никакой и вообще дрочильня похлеще Destiny. Ну и в техническом плане все не слава богу. Оценка на метакритике в районе 60. Снова процитирую свой обзор:

«Отвечая на вопрос: «Хорошая ли Anthem игра» я все же отвечу — да, хорошая. Просто хорошая. Больше двадцати часов я получал от нее искреннее удовольствие. Но я оцениваю Anthem как кооперативный сюжетный экшен, который можно пройти и двигаться дальше, к другим играм. Потому что как сервис Anthem провалилась полностью — тут даже нечего обсуждать».

Март 2019. Anthem перезагружает, а то и «брикает» PS4 у некоторых игроков. Баланс трещит по швам, игра вылетает и тормозит на ПК. Многие начинают уходить из игры из-за скучного эндгейма, заставляющего десятки раз проходить сюжетные миссии и пару подземелий. Кейси Хадсон заявляет, что расстроен проблемным запуском, но обещает все скоро исправить и выпустить обновление «Катаклизм», хотя природные катаклизмы, влияющие на геймплей, должны были быть в игре на релизе. 

Апрель 2019. Джейсон Шраер выпускает расследование, о том, насколько проблемной была разработка Anthem.

Игру начали делать в 2012 году под руководством Кейси Хадсона и два года тестировали прототипы, пока Хадсон не ушел из BioWare, что затормозило разработку. Много проблем доставляла система полета, которую даже полностью вырезали в 2016 году. Были и другие серьезные проблемы: от сложного движка до переписывания сценария и отсутствия четкого видения проекта. Полноценно делать игру начали только в 2018 году — с кранчами и нервными срывами, все как мы любим. На фоне этого BioWare вяло обновляет игру новыми «подземельями» и патчами, но переносит выпуск больших обновлений. 

Май 2019. EA официально назвала Anthem провалом.

Информация пришла из финансового отчета издательства. Впрочем, от поддержки игры компания не отказалась — ее поручили студии BioWare Austin. Поползли слухи, что Anthem могут перевести на условно-бесплатную модель.

Август 2019. Вышло большое обновление, добавляющее в Anthem гильдии и катаклизмы. Немногие оставшиеся игроки катаклизмами разочарованы — серьезно на геймплей они не повлияли. Зато из игры убрали параметр «удача», что хоть немного поправило баланс. В том же месяце BioWare после восьми лет работы покинул ведущий продюсер Anthem Бен Ирвинг. Ролик, посвященный катаклизмам — последний на официальном канале Anthem.

Сентябрь 2019. Катаклизмы в Anthem задумывались как временные ивенты, но BioWare не стала их убирать. На компанию надавили немногочисленные фанаты, которые на форумах прямо писали, что это хоть какое-то разнообразие, а больше в игре заниматься нечем.

Ноябрь 2019. Руководитель BioWare по сервисным играм Чад Робертсон покидает студию. Тем временем для Anthem выходит хэллоуинское обновление, добавляющее, помимо прочего, броню из Mass Effect и новый ивент. Многие пишут, что игра мертва, добейте ее уже. 

Ноябрь 2019. BioWare тестирует зимнее обновление Icetide с заснеженной картой и полетами через кольца на скорость. Тем времен Джейсон Шраер на Kotaku пишет, что ЕА готовится перезапустить игру полностью.

Февраль 2020. Кейси Хадсон официально заявляет, что Anthem будут переделывать практически с нуля.

В BioWare наконец-то признали, что патчами и ивентами проблемы игры не исправить. В новой версии от оригинала планируют оставить только полеты и вселенную. Сервера текущей версии будут работать, однако новый контент выходить не будет.

Май 2020. Стало известно, что разработку новой Anthem возглавляет BioWare Austin. Над игрой работает «инкубатор» из 30 человек, они пока занимаются прототипированием. Ребут получил рабочее название Anthem NEXT.

Июль 2020. Глава BioWare Austin Кристиан Дэйли показал концепты перезапуска Anthem. На картинках новая пиратская фракция и пейзажи. Впоследствии разработчики показывали переработанный интерфейс и рассказывали, как починят все — от системы лута, до долгосрочного планирования игры. 


Декабрь 2020. Кейси Хадсон покинул BioWare по собственному желанию. Причины не раскрываются.

9 февраля 2021. Джейсон Шраер сообщил, что до конца недели EA окончательно решит судьбу Anthem NEXT.

24 февраля 2021 года. Anthem NEXT официально отменена.

Сервера оригинальной игры пока что продолжат работу. Кристиан Дэйли говорит о необходимости сосредоточиться на будущем Dragon Age и Mass Effect и немного винит пандемию. В то же время Джейсон Шраер сообщает, что благодаря провалу Anthem в Dragon Age 4 вообще не будет онлайн-механик. ЕА к такому решению подтолкнули и успехи одиночной Star Wars Jedi: Fallen Order, которая уже продалась тиражом в 10 миллионов копий. Самая сложная (и, возможно, самая позорная) глава в истории EA и BioWare десятых годов наконец-то закрыта.

Изначально текст был опубликован в телеграм-канале «Верни консоль»в сокращенном виде