«Тот самый» Fallout умер в 2003 году вместе со своими создателями — Black Isle Studios. В начале нулевых жанр изометрических RPG перестал приносить прежнюю прибыль и тихонько покинул мейнстрим. Но у культовой франшизы остались фанаты требовали продолжения, — пусть и в другой форме, лишь бы в той же вселенной. Право разрабатывать триквел получила Bethesda Softworks, — далеко не худший вариант для легендарной серии. И всё действительно начиналось неплохо: третья часть хоть и не смогла удовлетворить каждого олдскульного геймера, зато с критикой и продажами проблем не испытывала. Проблемы начались позже. Сперва казуальный Fallout 4 не устроил многих фанатов предыдущих частей и занял отдельную нишу игровых мемов. Потом начался настоящий ад: Fallout 76 стала одной из самых ненавистных игр современности. Баги, завышенная цена, обман покупателей, дурацкие оправдания, — пальцев обеих рук не хватит, чтобы перечислить все грабли, собранные разработчиками.
Мы составили хронику этого затяжного прыжка в пропасть, чтобы попытаться предугадать, чем это закончится.
29 мая 2018. Загадочный тизер
На Твич-канале студии запустилась трансляция с узнаваемым блеклым экраном «PLEASE STAND BY». Фанаты возбудились, но без лишнего энтузиазма, — студия едва распродала четвёртую часть и вряд ли бы успела создать полноценное продолжение. Аудитория предсказывала очередной порт, дополнение или ремастер; а может и вовсе продолжение мобильного Fallout Shelter.
30 мая 2018. Ещё более загадочный трейлер
Статичная заставка висела на трансляции больше суток, после чего жаждущим показали трейлер, подаривший много надежд (выглядел он совсем под стать четвёртой части), но вызвавший ещё больше вопросов. Наверняка было известно одно: новая игра получила название Fallout 76, — в остальном приходилось перебиваться слухами. А их было предостаточно.
Через считанные часы после анонса анонимные и публичные инсайдеры начали штурмовать соцсети подробностями. Самые популярные слухи касались строительства базы, массового мультиплеера и подражанию Rust. Одни с нетерпением ждали подтверждения этих слухов, другие (с ужасом) — опровержения.
Июнь. E3 2018
На главной игровой конференции как всегда харизматичный и улыбчивый Тодд Говард принялся примирять спорящих фанатов. Да, мультиплеер будет, но синглплеер никуда не денется. Гуляйте по огромной карте, собирайте пушки из консервных банок, стройте базы и запускайте в других игроков боеголовки. Игра мечты!
Геймплей же не настраивал на оптимистичный лад: всё тот же движок, графика и пейзажи. Оставалось впечатление, что игрокам пытаются снова продать четвёртую часть, прикрутив к ней мультиплеер.
Релиз — в ноябре, бета — на месяц раньше. Чтобы убедиться в своих худших ожиданиях, оставалось подождать совсем чуть-чуть.
Август. Первые тревожные новости
Активно готовясь к релизу, Bethesda запустила официальный сайт своего нового проекта. На странице часто задаваемых вопросов студия как бы между прочим упомянула, что на ПК новый «Фоллаут» будет эксклюзивом их собственной площадки, — по крайней мере, первые несколько месяцев.
Этот ход позволит студии не только привлечь новую аудиторию на платформу, но и защититься от стимовских критиков-любителей (в bethesda.net отсутствовала система отзывов и оценок), — очень удобно, особенно если ты выпускаешь настолько экспериментальный и заведомо неоднозначный продукт; особенно, если у тебя настолько преданная фан-база. Помните, как поклонники первых частей приняли Fallout 3?
Сентябрь-октябрь 2018. Всё меньше доверия, всё больше вопросов
Осенью главные люди из Bethesda вовсю раздавали интервью и расхваливали амбициозный проект: говорили об обновлённой системе прокачки, революционном мультиплеере и глубоком ролевом отыгрыше. Но когда дело подошло к запуску «беты», начали появляться новые, не столь радужные подробности.
«В игре будут баги. Да, даже в релизной версии. Помогите нам найти их и исправить», — главные тезисы обращения студии к игрокам за день до запуска «беты». К такому заявлению не все отнеслись с пониманием.
Да, на первый взгляд всё снова кажется прилично: команда честно рассказала о своих сложностях и попросила поддержки у сообщества. Чего такого-то? Но если задуматься , мы вспомним, что формат «открытой беты» появился на инди-рынке, — среди маленьких студий, которые не могли себе позволить тестеров на зарплате. С трудом верится, что компании уровня «Бесезды» не хватило денег для этой задачи.
13 ноября 2018. Преждевременный релиз
Fallout 76 стала доступна за день до намеченной даты, — у обладателей физических копий как раз появилось время скачать патч первого дня, весящий 51 гигабайт — больше, чем вся игра. Запустив новинку, геймеры встретились со своими самыми страшными кошмарами.
Первыми отхватили бета-тестеры, которые до этого месяц проверяли игру на пригодность. Многие из них в первый день релиза заметили пропажу достижений, заработанных в «бете», хотя раньше Bethesda обещала, что всё будет ок. На претензии игроков разработчики лишь пожимали плечами.
Пока тестеры пытались вернуть «ачивки», остальные игроки мрачно разглядывали ценники внутриигрового магазина. Ценовая политика в игре была сформирована в худших традициях мобильного f2p: вроде можно обойтись и без микротранзакций, но игра очень явно подталкивала прикупить немного местной валюты. Чтобы обустроить дом, купить несколько костюмов и жестов, геймер должен был потратить среднюю зарплату жителя Углегорска.
Но агрессивная экономика стала не единственной проблемой, смутившей публику: фанаты серии ругались на постоянные баги, пустые карты и криво реализованные механики, — новинка явно не оправдывала своего славного имени. Игроки рвали и метали, — пока одни всерьёз грозили судебными исками, другие валили рейтинг на Metacritic, обрушив его до страшных полутора баллов из десяти.
Конец ноября 2018. Проклятый мерч
Самым дорогим способом поиграть в новый «Фоллаут» была коллекционка за $200, в состав которой входила карта, фигурки, шлем и дорожная сумка. С последним элементом случилась неувязочка: вместо добротного холщового изделия преданные фанаты получили кусок нейлонового недоразумения. «Жаль, что вам не понравилось. Мы ничего делать не собираемся. Хорошего вам настроения и держитесь!» — примерно так компания реагировала на резонные претензии.
Заметив тревожные настроения игроков, разработчики предложили покупателям коллекционки 500 «атомов» — примерно пять долларов, которых не хватало даже на виртуальную сумку (она стоила семь сотен). После такого сюра многие заговорили о том, что «Беседка» сошла с ума и включила режим самоуничтожения.
Фанаты завопили пуще прежнего после поста на реддите, автор которого заметил, что блогеры и журналисты получили нормальные сумки, — совсем как на рекламных картинках. Ситуация накалилась до предела, так что разработчику всё же пришлось пойти на уступки и потратиться на качественные холщовые изделия. К законным владельцам сумки доехали через семь месяцев.
Спустя некоторое время череда новостей о явном проклятии Fallout продолжилась. Компания Chronicle Collectibles выпустила полноразмерный шлем силовой брони за 150 долларов. Новинка недолго пролежала на витринах: производитель отозвал весь тираж (20 000 штук) из-за плесени на внутренней отделке. Да, Bethesda была не при чём — но в новостных лентах это воспринималось как очередной залет некогда славного бренда.
Зима 2018/2019. Слив за сливом
В адекватности боссов Bethesda засомневались не только фанаты: в начале декабря на имиджборде 4chan открылся тред (ныне удалённый), автор которого представился сотрудником студии и раскрыл несколько любопытных деталей о климате внутри команды. По его словам, в студии творился жуткий бардак из-за исполнительного директора Роберта Альтмана, который угрожал работникам, принимал неоднозначные решения и совершенно не разбирался в игровом бизнесе.
Спустя несколько дней произошёл ещё один слив, — на этот раз силами самой студии. Обратившись в техподдержку, игроки получали доступ к сотням обращений других людей. Их домашние и электронные адреса три часа провисели в открытом доступе.
Тем временем мультиплеерный Fallout бил антирекорды продаж: многие ритейлеры просто не могли избавиться от закупленных копий и шли на любые уловки, лишь бы сплавить игру покупателям. Некоторые магазины отдавали копии Fallout 76 в подарок к подержанным геймпадам, другие — к копеечным насадкам на стики. Всем было очевидно, что амбициозный проект доживал свои последние деньки. Всем, кроме одного человека.
Лето 2019. Новая надежда
В интервью незадолго до E3 2019 Тодд Говард излучал железную уверенность в себе и своей команде. Говорил о том, что студия была готова к сложностям и не собиралась опускать руки после релиза. Казалось, что исполнительный директор держал в рукаве козырь, о котором никто не подозревал.
И козырь действительно нашёлся: на конференции анонсировали долгожданную систему диалогов, появление на просторах пустоши NPC и режим «Королевской битвы». Первые с момента релиза хорошие новости заставили многих игроков снова взглянуть в сторону Fallout 76. Может, дела и правда начинают налаживаться?
Октябрь. И снова здравствуйте
«Королевская битва» и NPC оказались не единственным нововведением Bethesda. Во второй половине октября студия представила премиум-подписку Fallout 1st, владельцы которой смогут создавать закрытые миры, получать немного игровой валюты и носить легендарную броню рейнджера из Fallout: New Vegas. Цена вопроса — 100 долларов в год или $12.99 — за месяц. Вопросы начались прямо с этого места — ведь за меньшие деньги ($10) можно купить подписку на Xbox Games Pass с массой игр. Включая Outer Worlds, которую мы не просто так сравнивали с New Vegas.
Подписка необязательна — стандартная версия игры никуда не делась. Геймеров взбесило другое: та наглость, с которой разработчики продолжили «доить» пользователей, едва отошедших от бесконечных багов, неоднозначных банов и халтурной работы службы поддержки.
Реакцию на такой циничный жест не пришлось долго ждать: пустующий домен falloutfirst.com заняли недовольные игроки, разместив на нём шутливый пресс-кит под заголовком FALLOUT FUCK YOU 1ST. Помимо детального рассказа о «преимуществах» подписки, на сайте стоит ссылка на благотворительный проект «Extra Life».
Невероятно, но факт: среди игроков нашлось немало желающих раскошелиться на премиум-подписку. Недоумение остальных пользователей быстро сменилось агрессией: «обычные» обитатели пустошей начали систематически атаковать «випов», которые уже начали призывать себе подобных «отгородиться» от «нищебродов».
Только задумайтесь: в онлайн-игре появились задатки политики. Да, примитивной, несправедливой и архаичной. Но эти процессы запущены, и вряд ли кому-то под силу их остановить. Не об эти ли «долгоиграющих планах» на франшизу говорил Тодд Говард? Его студия создала крайне сырую и халтурную игру, за развитием которой невероятно интересно следить — потому что слишком много людей не готово от нее отказаться. Какие метаморфозы ожидают Fallout 76 в следующем году, остаётся только догадываться.