Печально, когда игра не безнадежна, но чтобы насладиться ее удачными моментами, нужно терпеть и превозмогать. И особенно грустно, когда превозмогание — это половина игры, а то и больше. Maid of Sker — это хороший лавкрафтовский хоррор, но ему вредит его же геймплей.

Maid of Sker — стелс-хоррор от первого лица.

События игры разворачиваются в конце XIX века в Уэльсе. Главный герой — музыкант Томас Эванс — отправляется в расположенный в живописном захолустье отель «Скер», чтобы вызволить оттуда свою возлюбленную. Разумеется, с порога начинает твориться чертовщина: дама заточена в глубинах отеля собственным отцом, а по дворам и коридорам заведения бродят безликие монстры — бывшие сотрудники «Скера». А закручена вся чертовщина вокруг пения таинственного существа, которое владельцы отеля нашли когда-то в трюме разбившегося неподалеку корабля. 

Все это написано отчасти по мотивам новеллы The Maid of Sker Ричарда Блэкмора, отчасти по легенде, существующей вокруг реального дома «Скер». Говорят, что в нем обитают призраки и один из них — дух девушки, которую отец заточил в доме, где она и умерла от тоски. 

Атмосфера в Maid of Sker — чистый Лавкрафт. 

Игра с первых минут шагает от меланхоличного, легкого английского ужастика в сторону какой-то запредельной хтони с тайными культами и зверскими убийствами. Чем дальше заходишь — тем больше слоев ужаса. К концу игры чувствуешь себя так, будто попал в какую-то темную параллельную реальность. Но ничего радикально нового в плане сюжета игра не предлагает, но знакомые темы использует достойно, выстраивая на них пробирающую хоррор-историю. 

В минус можно поставить только чрезмерную открытость Maid of Sker. Она не пытается окутать рассказ туманом и ничего не оставляет на размышления игроку. Если играть не спеша и читать найденные записки (а зачем играть в хоррор как-то иначе), то почти никаких вопросов не останется уже к середине игры. Всё в лоб, да еще и без особой раскачки, очень быстро. Однако узнать, чем же все закончится — тянет.

Главный инструмент устрашения в Maid of Sker — звук.

В игре приятная картинка, симпатичные пейзажи и очень детальные, живые интерьеры. В разрухе отеля «Скер» отпечаталась история этого места и масса более мелких, но не менее жутких историй. Однако самый липкий ужас в Maid of Sker невозможно увидеть, его нужно слушать. Проработка звуковых эффектов в игре — одна из лучших в жанре, даже если ставить ее в один ряд с ААА-хоррорами. Здешние скрипы и шорохи словно пропитаны прозой Эдгара По. В Maid of Sker очень часто пугаешься собственных шагов — в буквальном смысле. 

Ну а другая грань ужаса — музыка. И ладно еще эмбиент, сопровождающий тебя на протяжении всей игры. Но вот песни, вокруг которых закручен сюжет — что-то совершенно демоническое и потустороннее. Разработчики обещали, что от них будут мурашки, так оно и вышло. Такая кропотливая работа со звуком помогает вытерпеть неудачные моменты игры. А их, к сожалению, хватает. 

В Maid of Sker не работает ее же базовая механика — прятки с монстрами.

Монстры здесь — это люди с мешками на головах. Они слепы, но очень чутко слышат — в этом главная идея Maid of Sker. Рядом с врагами нельзя задевать мебель, нельзя идти слишком быстро, а если в помещении пыль — нужно задерживать дыхание, чтобы не закашляться. Да и вообще дышать в игре опасно.

Звучит интересно, а играется нудно. Система сломана на всех уровнях. Противники могут заметить тебя, просто проходя мимо, хотя ты замер как статуя. Или почуять через три комнаты и ринуться навстречу. Зависнуть толпой в важной комнате, не давая тебе ее осмотреть — это тоже пожалуйста. Но когда герой получил ранение и громко кряхтит от боли — монстры его не слышат. Да и на кашель они не всегда реагируют. А иногда можно вообще врубить спринт, пролететь мимо нескольких «безликих», а им все равно — как бродили по кругу, так и бродят.

В Maid of Sker нет нормальной механики побега от врагов.

Что делать, если тебя все же заметили? Игры вроде «Амнезии» и Outlast учат, что нужно бежать, запирать за собой двери, лезть в шкаф или под кровать и молиться. В Maid of Sker можно только убегать. Но по пути ты, скорее всего, наткнешься на другого противника. 

А иногда и бежать-то некуда. Все коридоры в игре очень узкие и завалены хламом — нередко ты просто не можешь разойтись с врагом. Как встанет в проходе, и обойти его нельзя. Эта «особенность» генерирует две критически идиотские ситуации. Крадешься себе по отелю — и тут в коридор выходит противник. Обойти его нельзя, спрятаться негде. В итоге ты пятишься полпути назад, в надежде найти уголок, в которой можно забиться и пропустить врага. Но это еще терпимо, а вот если безликий засек тебя в какой-нибудь кладовке, то остается только загружаться — тебе просто не дадут выйти. Не люблю учить разработчиков, как игры делать, но что мешало добавить хотя бы возможность прильнуть к стене, если так хотелось поиграться с чувством клаустрофобии? 

Maid of Sker хороша до тех пор, пока не уходит от линейной структуры. 

Поначалу игра аккуратно тебя ведет — есть развилки, есть куда отвлечься, но в целом понятно, куда идти дальше и чего от тебя хотят. При этом Maid of Sker активно тасует окружение и ситуации — из отеля ты попадаешь в подвал, оттуда на кладбище, в шахты и сад. Будто сама судьба мотает тебя по этому жуткому месту — отдышаться некогда. Ну а первая стычка с монстрами по эмоциям напоминает легендарный побег из отеля в Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth — внезапно, быстро, очень нервно и даже страшно. 

Все это длится буквально полчаса — атмосферные, увлекательные полчаса, в течение которых игре можно прощать ее серьезные косяки. Но потом она на них фокусируется. Maid of Sker возвращает тебя в отель и дает абстрактную цель: «Найди четыре музыкальных валика». Тут-то и начинаются нудные хождения по одним и тем же локациям туда-сюда. Головоломок как таковых нет, а бесцельно шатающиеся враги — всего лишь раздражающий фактор, мешающий спокойно обследовать помещения. 

Позже игра исправляется, заставляет убегать от местной версии Тирана из Resident Evil 2 и снова запускает разнообразие с постановкой.

Вот уж где напряжение и адреналин. Попытки спастись от местного великана в пальто и шляпе — это десять минут пульса под двести. А дальше и вовсе случается ряд сцен, достойных цитирования и места в истории, но спойлерить их — зло. Ближе к финалу игра так расходится, что даже начинает экспериментировать с механиками. Например, заставляет ориентироваться по звуку в темноте или запускает эпизод, в котором ты можешь перемещаться только тогда, когда монстр наигрывает жуткую минорную мелодию на пианино. 

Выходит, что самые сильные в Maid of Sker — первые и последние тридцать минут (плюс-минус). А между ними пара раздражающих, филлерных часов. Хорошо хоть, что не больше! 

В Maid of Sker можно словить баг, который застопорит прохождение игры.

В определенный момент — после эпизода в саду — игра может просто загрузить не ту локацию и фактически убить твой сейв. Можно навернуть еще кружок, но это не поможет. Можно удалить сохранение и начать заново… но это тоже может не сработать. Я ловил баг дважды. Эмоции при этом испытывал сильные, тут не поспоришь. 

Другая ошибка помельче, но за три часа и она раздражать начинает заметно. Если загрузиться в тот момент, когда тебя лупит враг, персонаж после загрузки может стартовать с неполным здоровьем. Видимо, часть урона прилетает следом. Не круто, учитывая что лечилки в Maid of Sker в дефиците. И все это не считая того, что на Xbox One (другие версии я не видел) игра до первого патча сильно тормозила и радовала задержкой управления в добрые полсекунды. В общем, следите за обновлениями.


Если вы любите хорроры от первого лица, то в Maid of Sker нужно играть — тут и рассуждать нечего. Но держите в голове ее сломанный стелс и лучше боритесь с ним сразу, включив низкую сложность. Потому что все лучшие моменты игры со сложностью не связаны вообще и чем проще будет путь между ними, тем приятнее будут финальные впечатления.