15 января состоялся релиз ремастера Onimusha: Warlords — одной из самых известных игр эпохи PlayStation 2, первой на платформе, добившейся продаж в миллион копий. Изначально Capcom разрабатывали Onimusha на PS1, но резко сменили курс и, следуя заветам компании, «если не работает — сломай и сделай заново», начали готовить игру с нуля на новую платформу. По задумке, это такой Resident Evil про самураев (разработка так проект и называла — Sengoku Biohazard), но сконцентрированный на ближнем бою на мечах и большей маневренности персонажей. Фиксированные (и местами диковатые) ракурсы камеры, заранее отрисованные фоны, не всегда логичные головоломки — дополнение к этому рецепту.
Onimusha: Warlords удостоилась всего лишь ремастера с переработанным управлением. Она выглядит точно так же, как раньше выглядела на PS2, но с поправкой на современное разрешение, улучшенные модели персонажей и адаптированные статичные фоны. Очевидно, что это излюбленная тактика Capcom в обращении с неустаревающей классикой — лучше дать игрокам то, что они помнят, чем обмануть их ожидания. Поэтому в таком виде Onimusha — это четырехчасовое приключение для тех, кто однажды его уже пережил, или кому интересно посмотреть как это выглядело много лет назад. Однако для меня это возможность по-новому взглянуть на события первой части и обратить внимание на вещи, которые в 2001 году я просто не мог увидеть.
Предыстория
Onimusha: Warlords начинается со сцены, которая призвана настроить на правильное восприятие, на первый взгляд, классической истории про феодальную Японию периода сэнгоку. 1560 год. Главный герой, Саманоске Акэти, наблюдает за битвой при Окехадзаме, в ходе которой войска Нобунаги Ода разнесли армию Есимото Имагавы численностью в двадцать пять тысяч человек.
Предыстория этих событий такова: Имагава начал поход на Киото и вторгся в родную провинцию Ода, Овари, где одержал череду легких побед. Нобунага выдвинулся навстречу противнику, но не отважился принять бой, поскольку враг превосходил его численностью. На месте изначального базирования армии Ода, храм Дзэнсе-дзи, Нобунага оставил несколько тысяч флагов и деревянных манекенов, чтобы убедить противника, что он все еще находится в этой точке. На самом же деле он возглавил войска численностью в три тысячи человек и переместился на север, чтобы ударить сбоку.
Армия Имагавы отмечала победы: праздновала, веселилась, выпивала. Передвижения Нобунаги скрыл внезапно налетевший ураган, после чего он сразу ударил по Имагаве, чьи воины в испуге стали разбегаться. Получилось так, что когда Есимото вышел из своего шатра, чтобы раздать ценные указания и прекратить балаган, его встретили уже вражеские самураи. Он вступил в неравный бой с двумя офицерами армии Ода и быстро был сражен. После многочисленных казней среди офицерского состава, армия Имагава сменила знамена на клан Ода. Нобунага одержал молниеносную победу, не понеся никаких потерь. Именно в этот момент, по сюжету Onimusha Warlords, Нобунагу смертельно ранит в горло вражеская стрела. Человек, который следующие двадцать лет должен был посвятить жизнь объединению раздробленной Японии, падает замертво перед офицерским шатром.
Нобунага Ода — главный тиран и злодей в истории сэнгоку
Один из центральных злодеев Onimusha (пускай в первой части он лишь маячит на фоне) — Нобунага Ода, человек, который почти сумел объединить раздробленную на множество княжеств средневековую Японию. В современной поп-культуре Нобунагу часто рисуют злодеем и тираном. Научных трудов, описывающих его бурную жизнь, не сосчитать. Фигура сопоставима по значимости с китайским полководцем Цао Цао, одним из главных действующих лиц «Троецарствия», объединившим под своими знаменами Китай.
В Японии, с точки зрения истории, личность Нобунаги не имеет какой-то однозначной оценки. Для своего времени он принимал смелые, вызывающие много споров, однако неизменно эффективные решения. От того, как в том или ином произведении будет представлен этот персонаж, можно понять дальнейшую тональность повествования. Более-менее реалистично и разносторонне он показан в цикле Nobunaga’s Ambition — экономической и военной стратегии за авторством Koei Tecmo, чуть менее выразительно — в Samurai Warriors того же издателя. В сериалах, фильмах, комиксах, книгах и аниме в большинстве случаев его рисуют злодеем, опираясь на литературный образ, который в свою очередь складывался из отрицания западного влияния на культуру Японии.
Злодей, тиран, деспот Нобунага в юношестве получил прозвище «Шут (дурак) из Овари». Этот период его жизни описывается, как правило, в нескольких версиях. Самая популярная основана на отрицании Нобунагой своего привилегированного положения. Это объясняется тем, что детство Нобунаги проходило в период, когда провинция Овари не была объединена под знаменем одной семьи, а разные ветви Ода конкурировали друг с другом. Междоусобные распри в Овари мешали отцу Нобунаги, Нобухиде Ода, вести успешную войну с соседними провинциями. Одними из ближайших соседей и, следовательно, самыми очевидными соперниками, был клан Саито из провинции Мино.
Мино недвусмысленно называли «гнездом гадюк», во многом из-за патриарха клана, Досана Саито, известного подлыми военными хитростями и изменами. На протяжении многих лет Ода устраивали вооруженные столкновения с Саито, результатом которых в конечном итоге стала победа первых. Однако внутренние распри вынудили Нобухиде вернуться обратно в Овари, а с Досаном Саито было заключено перемирие по правилам того времени: старший сын и законный наследник клана Ода, Нобунага, брал в жены дочь Досана, Ките (девочкам в средневековой Японии не давали настоящих имен, они не носили фамильные метки клана, чаще им выдавали прозвища; так, после свадьбы Ките стали называть госпожой Но).
Таким образом, Ките становилась заложницей в руках Ода, что обеспечивало послушание непокорных соседей, а также их поддержку военным амбициям Нобухиде — уничтожению оппозиции в Овари и начала войны с кланом Имагава (тем самым, который будет позднее растоптан Нобунагой). Популярной последние десять лет теорией стало то, что брак на самом деле был инициирован Досаном, а Ките была не более чем шпионом в замке врага; она передавала информацию своему отцу и выжидала момент, чтобы убить утвержденного наследника Ода. Эта теория вызывает много споров и в современной культуре (литературе, исторических сериалах по каналу NHK) почти не показана.
«Шут из Овари» был как будто предоставлен сам себе. Бегал с деревенскими мальчишками, дрался, ссорился с наставниками, категорически отрицал церемониальные традиции, с другими «заложниками» вел себя легко и непринужденно, никогда не выказывая своего надменного отношения к ним. Одно время популярной темой была его увлеченность в детстве мистическими событиями, вроде его способности видеть души умерших, которые предостерегали его от ошибок на жизненном пути.
Частично это показано в старом сериале от NHK под названием King of Zipangu. В действительности, в литературу это пришло как попытка объяснить поведение Нобунаги на похоронах отца, когда он в неподобающей одежде и в припадке ярости бросил ритуальные благовония в алтарь (наставник Нобунаги, чтобы выказать почтение усопшему хозяину и направить молодого властителя на праведный путь, совершил самоубийство; история похожа на притчу, а источники хранят различные толкования событий, однако Нобунага действительно скорбел об учителе и построил храм в память о нем).
После смерти отца Нобунага оказался заложником собственного клана. Вместо него на роль нового патриарха предлагали поставить его младшего брата. Параллельно с этим, власть в Овари планировала захватить другая ветвь клана Ода. В конечном итоге Нобунага подчинил себе всех. Именно тогда он первый раз проявил себя как жесткий, настроенный на победу полководец, готовый к хитростям и не оставляющий людям второго шанса. Захватив замок Киесу, он сделал все, чтобы раз и навсегда исключить распри в Овари: убил оппозицию, а ее лидера, Нобутомо, заставил совершить самоубийство. Никто больше не называл Нобунагу «шутом».
— На иллюстрации — обложка Nobunaga’s Ambition Sphere of Influence. В этих играх Нобунага, будучи центральным персонажем, представлен не так категорично. Примечательно, что конкретно здесь поместили на обложку Ките, его жену, а также монаха и миссионера. Три этих «элемента» заменялись в зависимости от общественного настроения на момент выхода игры.
Дальнейшая история Нобунаги полна невероятных событий, смелых, решительных действий, гнева привилегированного сословия и трепета простых людей. Он не щадил никого. Предателей убивал или принуждал к самоубийству. Потомство предателей, даже если они были связаны родством и речь шла о детях сестры, уничтожал, выискивал по всей Японии, избавлялся от всех: от мальчиков, которые могли позднее претендовать на позицию в клане, до дочерей, которые могли затаить злобу.
Он одним из первых стал использовать огнестрельное оружие. Никак не препятствовал христианским миссионерам в осуществлении их деятельности. Его часто изображали в западных доспехах и европейских сапогах. Он сжег дотла храмы, когда монахи подняли восстание на его территории. Следует, правда, уточнить, что буддийские секты в то время в Японии были вполне себе самостоятельными вооруженными силами, которые вообще отказывались признавать чей-либо авторитет. Разумеется, человека с амбициями Нобунаги такое положение вещей не устраивало.
Вместе с тем, когда закладывали строительство новых замков, он работал наравне с простыми строителями (конечно, это была «показуха», чтобы впечатлить нужных людей). Он развивал торговлю между городами и провинциями, отменяя ненужные налоги и древние правила. Нобунага ломал стереотипное мышление, старательно уничтожал все грузы традиций, тянущие Японию в прошлое, мешающие ее модернизации. Народ видел это, но видел и оборотную сторону медали — пугался пересудов о том, что Нобунага принял христианство.
Умер Нобунага бесславно. Его предал один из ближайших подчиненных, Мицухидэ Акэти, устроив пожар в храме Хоннодзи. Причиной заговора называются самые разные события. С исторической точки зрения, одна из наиболее сильных версий — Акэти услышал, что Нобунага планирует передать его земли Ранмару Мори, пажу, с которым он, дескать, практиковал сюдо (это во всех смыслах гомосексуальный опыт).
В то же время, публично признанная версия — несдержанность. Были свидетели, которые застали ссору Нобунаги и Мицухидэ, в ходе которой первый бросил вассала на пол и «растоптал сапогами». Так или иначе, Ода не был подготовлен к предательству, с ним было всего тридцать телохранителей и две тысячи человек в отряде сопровождения сына.
Загнанный в угол, он совершил самоубийство в одной из комнат охваченного пламенем храма. Нобутаду зарубили офицеры. Судьба госпожи Но в исторических хрониках никого особенно не интересовала, поэтому подтверждения ее смерти в Хоннодзи нет. Мицухидэ был найден и убит Хидэеси, который и перенял роль объединителя Японии. Судьба, однако, распорядится иначе и после этих событий Япония объединится под знаменем совсем другого клана — Токугава.
Саманоске Акэти — герой с клеймом предателя
Сюжет Onimusha представляет главного героя, Саманоске Акэти, как близкого друга дому Саито. Он получает письмо, в котором принцесса Юки из клана Саито просит немедленно прибыть в замок Инабаяма (сейчас называется Гифу), так как она опасается за свою жизнь. Среди прислуги ходят разговоры, что в замке завелись нечистые силы, которые похищают деревенских жителей и обитателей крепости. После игроку показывают, как армия живого и невредимого Нобунаги движется навстречу Инабаяме.
Саманоске по прибытии видит ужасающую картину: замок действительно осажден зомби и мифическими демонами, один из которых на его глазах похищает Юки. Сраженному в бою, Саманоске мерещатся двенадцать демонов-они, которые даруют ему поглощающий души нарукавник.
Известно, что прообразом Саманоске стал реально существовавший самурай — Хидэмицу Акэти. Он был подданным Мицухидэ Акэти и верно служил ему до конца жизни; вместе с ним он участвовал в заговоре против Нобунаги. Конкретно Хидэмицу — удачный выбор для персонажа, поскольку исторически достоверной информации о нем не так много. Историки так и не смогли установить, например, дату его рождения: по одной из версий он мог родиться… за четыре года до событий Onimusha: Warlords. Возможно, его принадлежность конкретно клану Акэти следует отсчитывать со дня, когда он женился на дочери Мицухидэ.
Здесь Capcom заново лепят историю сэнгоку: очевидно, что смерть Нобунаги в 1560 году (за год до событий игры) они выбирают как отправную точку собственного фантастического повествования. Так, например, никакой принцессы Юки никогда не было. У Досана было двое признанных детей, одна из которых, Ките, стала женой Нобунаги, а сын предал и убил отца, захватив власть в Мино.
После этого Акэти перестали подчиняться Саито и разорвали с ними все связи. Если быть придирчивым к фактам, то Саманоске не может быть близок к дому Саито в период между 1560-1561. Однако вполне возможно, что Саманоске, как и Мицухидэ, в то время находился на службе у сегуна и выступал наблюдателем. Также возможно, что правдивы японские сказания, и Саманоске, хотя формально и принадлежал клану Акэти, был предоставлен самому себе вплоть до поступления на службу к Ода вслед за Мицухидэ, что случилось лишь спустя несколько лет после событий Onimusha: Warlords.
Все это должно было придать образу Саманоске дополнительные героические черты. То, что он отказывается подчиняться главному фавориту феодального противостояния, потому что не хочет участвовать в окружающих его злодеяниях, должно показать его как сильного, независимого одинокого воина.
Сюжетная линия с принцессой Юки настолько же примитивна (спасти принцессу в замке — не вершина драматургии), насколько и обманчива. Здесь нет любовной линии. Любовная линия пролегает в абсолютно другой плоскости — между Саманоске и его ниндзя Каэде. С точки зрения исторической достоверности это абсурд, потому что, как уточнялись ранее, по хроникам Саманоске женился на дочери Мицухидэ.
Здесь важно, что и Нобунага, и Саманоске в конечном итоге черпают силы у демонических источников. Только Нобунага делает это с присутствием западной магии, а Саманоске — при поддержке японских духов. Противостояние двух культур в неожиданном контексте!
Кстати, лицо и голос Саманоске подарил актер, певец и модель Такеси Канесиро, который заявлял о себе как заядлом геймере. Настоящим признанием для него стала работа над третьей частью Onimusha, вторым главным героем которой стал Жан Рено. Вы могли видеть Такеси в таких фильмах, как, например, «Дом летающих кинжалов».
Японские замки — не для жизни внутри, но для партизанской обороны
Если во время прохождения Onimusha вам начало казаться, что центральная локация, замок, была создана извергами в угоду извращенному японскому геймдизайну, то вы правы лишь отчасти. Планировка таких укреплений действительно была придумана для того, чтобы усложнить жизнь. Сейчас в Японии почти у каждого замка можно провести полдня, изучая внешние сады и дворики, а также внутренние коридоры, переходы и лазы. Правило гласит: если войска с предводителем перемещаются в замок, значит, битва проиграна и им нужно выждать время до прибытия подкрепления или провести еще несколько дней на веранде, сочиняя предсмертную поэзию.
Как правило, японские замки создавались на возвышениях, а еще лучше — на горе. Путь к ним должен был быть извилистым, чтобы войска змеей и как можно дольше петляли на не таком уж большом отрезке пути. Во внутренних двориках замков, в одноэтажной планировке, находились жилые покои и протекал весь быт. Изнутри же они строились по такой планировке, чтобы продвижение врага с первого этажа по последний было максимально затрудненным, полным ловушек, потайных лазов, тайников для укрытия самураев, отверстий для обстрела.
Отсюда и изматывающие лестницы на каждом шагу, подчас настолько крутые, что даже в спортивном костюме и в носках подняться по ним — олимпийское испытание, что уж говорить про обвешанных броней грузных самураев. Потому что враг рано или поздно в замок попадет, но отбиваться от него в укреплении можно несколько суток — буквально все, от непроходимых узких коридоров до лабиринта небольших комнат, создавалось с расчетом на миниатюрную партизанскую войну.
Однако подвальные помещения и катакомбы под замком использовались редко. В этом смысле Onimusha демонстрирует реверанс в сторону Resident Evil, где подземная лаборатория являлась неотъемлемой частью игрового мира. В местной «лаборатории» Саманоске встречает демонов, названных западными именами.
Так, «ученый» с шекспировским именем Гилденстерн обосновался как раз в катакомбах под Инабаямой, где он продолжал свои эксперименты над людьми и генма (демонами). Именно он вернул Нобунагу к жизни, как прежде, по его словам, вернул к жизни Чингисхана. Вероятно, имя Гилденстерн было выбрано из-за созвучности с немецкими именами, так как именно немцы завезли в Японию европейскую медицину, а именно лекарства и инструменты. Однако в данном временном промежутке такие контакты были скорее невозможны, так что это с большей вероятностью обратное проецирование устоявшегося представления.
***
Сериал Onimusha сейчас незаслуженно забыт, и непохоже, что Capcom готовы дать ему второй шанс. Вместе с тем, такого рода ремастеры все же дают возможность ненадолго переместиться в прошлое и вспомнить, как ты оценивал видеоигры в детстве, что впечатляло, а что — страшно бесило и отбивало желание проходить повторно (привет, головоломка с утопающим Саманоске).
Как и многие другие игры Capcom, Onimusha собрала вокруг себя фанбазу, терпеливо из года в года вопрошающую: «Ну что, не пришло еще время сделать ремейк? А как насчет новой части?». Но даже если, в конечном итоге, просьбы принесут лишь ремастеры второго и третьего выпуска — что ж, будет повод рассказать о феодальной Японии чуть больше.