17 января в прокат выходит «Стекло» — новый фильм легендарного М. Найта Шьямалана, завершающий его двадцатилетнюю супергеройскую трилогию. «Отвратительные мужики» рассказывают, чего ждать от этой картины, в которой переплетаются сверхлюди, комиксы, психология и семейная драма.
В городе действует Кевин Уэнделл Крамб — преступник с расстройством личности (Джеймс МакЭвой), похищающий людей, а по его следу идет бывший охранник Дэвид Данн (Брюс Уиллис), считающий себя супергероем. Их встреча заканчивается тем, что обоих запирают в психиатрической клинике, где доктор Стейпл (Сара Поулсон) — специалист по маниям величия. В этой же больнице содержится старый знакомый Дэвида — Элайджа Прайс (Сэмюэль Л. Джексон), когда-то устроивший серию терактов, чтобы доказать существование супергероев. Долгие годы он был погружен в кататонию, но теперь в его жизни вновь появилась цель, а заодно и шанс убедить весь мир в том, что супергерои ходят среди нас. Для этого, конечно, понадобится суперзлодей — и Элайджа знает отличного кандидата на эту роль.
Самое, наверное, любопытное в этом фильме — то, насколько много идей попытался вложить в него Шьямалан, оставаясь при этом в рамках одного сюжета. В основе своей «Стекло» скорее драма, чем экшн, и если «Неуязвимый» был историей становления героя, а «Сплит» — путешествием в разум злодея, то «Стекло» претендует на более глобальную роль, объясняя роль супергероев в современном мире. Но Шьямалан остается верен себе, сохраняя при масштабных вопросах, поднимаемых в фильме, камерный характер всей истории: действие редко выходит за пределы одной (хоть и большой) локации, и где-то две трети фильма занимают диалоги, а не драки, погони или перестрелки.
К сожалению, за это время интерес к происходящему Шьямалану (он здесь, кстати, не только режиссер, но и сценарист) удерживать получается не всегда. Во-первых, ощущается явное смещение внимания с самих героев на их лечащего врача, который долго (и местами нудно) пытается убедить их в том, что все трое живут в мире иллюзий. Во-вторых, Шьямалан начинает в какой-то момент слишком активно использовать лобовые референсы, отсылающие к сюжетам комиксов, открыто проговаривая многие сюжетные ходы, что выглядит сначала смешно, а потом начинает раздражать, особенно в финальной трети. В-третьих, кое-какие сюжетные ходы придают всей истории нездоровый мелодраматический оттенок, хотя их можно было бы вообще не включать в сценарий.
И отдельно стоит заметить, что заключительная сцена, при всем ее духоподъемном пафосе, в 2019-м, в эпоху fake news и пранков, смотрится довольно-таки наивно. Да, в ней есть указание на одно важное обстоятельство, смягчающее возможное недоумение зрителей, но это еще вопрос, какой процент аудитории считает режиссерский намек с первого раза.
В итоге фильм спасают отличные актерские работы. В истории, которая построена в основном на диалогах, все три главных персонажа раскрывают себя целиком и полностью, но в особенности хочется отметить игру МакЭвоя и Джексона, а вот герой Уиллиса в сюжете участвует заметно меньше, выходя на передний план только под конец.
Так что фильм однозначно стоит увидеть всем, кто следит за творчеством Шьямалана, и всем, кто хотел бы знать, чем закончилась история «мистера Стекло». Что касается всех остальных зрителей: если вы готовы к неортодоксальному прочтению феномена супергероев, и ждете от фильма пищи для размышлений, а не адреналинового экшна — стоит подумать над походом в кинотеатр.