В общей подборке мы уже высказались о персональных играх года, среди которых, конечно же, оказались и пришельцы из прошлого. Но по доброй традиции, мы также коллективно выбрали абсолютного победителя — игру года по версии «Отвратительных мужиков». И выбор пал на Psychonauts 2, потрясающую игру, которую зрелищно прокатили мимо всех номинаций на прошедшей не так давно The Game Awards. И напрасно!

Psychonauts 2 — это замечательная комедия

Видеоигры очень хотят быть искусством и немного стесняются своего прошлого, когда они, по большей части, действительно были «несерьезным» развлечением «для детей». Поэтому у нас сегодня так много интерактивных историй с надутыми щеками: о мести, проблемах отцов и детей, бессмысленности насилия, смерти, да хоть о гендерных вопросах — в общем, настоящих трагедий «сос мыслом». Некоторые видят в этом взросление индустрии и приписывают его исключительно последним годам, хотя таких сюжетов в играх завались последние лет тридцать. Да, с трагедией в видеоиграх всё прекрасно давно, а вот со вторым столпом сторителлинга — комедией — всё ещё очень вяло.

Комедийные элементы есть во многих играх, но настоящих комедий, чтобы прям от и до (и не поверхностно!), практически нет. Особенно если говорить про ААА-сегмент. Помимо Psychonauts 2 в этом году среди больших игр наберётся всего два примера хороших комедий — It Takes Two и «Стражи галактики». Однако в первой юмор настолько на грани, что кого-то (например, меня) может не рассмешить, а расстроить, а во второй под вопросом геймплей.

Комедия — сложный жанр, который в своём изначальном смысле не так уж далёк от трагедии. Хорошая комедия говорит смешно о несмешных вещах, при этом их не обесценивая. Psychonauts 2 так и работает — тут и уже упомянутые «отцы и дети», и тема потери близки, и ментальные проблемы, и попытки главного героя, мальчика-псионика Раза, найти себя в новом окружении. Игра высмеивает всё и всеми доступными методами — она и комедия положений, и комедия характеров, а частенько ещё и комедия абсурда. Она хороша и в «долгих» шутках с развитием и кульминацией, и в сиюминутных гэгах, в сортирных приколах и в юморе, который ещё надо раскусить. При этом никто тут не выглядит дураком, а все серьёзные темы остаются серьёзными — за душу берут. Такого и в кино с литературой не так уж много.

Psychonauts 2 — это замечательный экшен-платформер

Существует распространённое мнение, что как ни крути, а ничего важнее геймплея в видеоиграх быть не может. Не зря же игры называются, собственно, играми! При этом под геймплеем обычно подразумевается чёткий набор действий и препятствий — ты должен что-то преодолевать, а игра тебе в этом мешать, подбрасывая при этом нужные инструменты превозмогания.

И в этом плане Psychonauts 2 есть за что похвалить! Будучи глубоко сюжетной игрой, она не потеряла развлекательную геймплейную суть. Это не какая-нибудь адвенчура с элементарными загадками и не симулятор ходьбы. Psychonauts 2 — это хороший 3D-платформер, достаточно хардкорный и отзывчивый, чтобы спокойно соревноваться с Super Mario 3D World: Bowser’s Fury и Ratchet & Clank: Rift Apart. Да и боевая система в ней работает: враги разные, способностей много, тактика нащупывается без проблем и требуется для прохождения — даже определённая свобода в определении своего боевого стиля есть (как и возможность выключить сложность вообще, если хочется). Будь в игре плохой сюжет и несмешные шутки, она всё равно смогла бы развлечь исключительно игровым процессом.

Psychonauts 2 потрясающе выглядит

Psychonauts 2 — это игра, в которой мы раз от раза лезем в головы не совсем уравновешенных людей. Все уровни — это отражение их страхов и переживаний. Сама идея звучит как затравка для разнузданного кислотного трипа — его-то разработчики и сделали! Арт-дизайн «Психонавтов» настолько безудержен, разнообразен и пёстр, что даже LSD: Dream Emulator позавидует. В инди такого полно, а вот в ААА не хватает. Тем приятнее, что игра хотя бы немного окунает в это наркоманское, расширяющее взгляд безумие «поверхностных» игроков и подписчиков Game Pass.

Psychonauts 2 — это редкая игра, в которой все элементы работают вместе

Любое творческое произведение пытается рассказать историю и навести человека на какие-то мысли, вызвать у него эмоции. Psychonauts 2 тоже — и она задействует для этого весь свой арсенал, накладывая элементы друг на друга, «усиливая сигнал».

Её просто невозможно разобрать на части, потому в каждом отделённом фрагменте останутся кусочки остальных элементов игры. Дизайн локаций рассказывает историю, дизайн врагов и механика прокачки тоже, к этому плотно привязана музыка — даже коллекционные предметы, раскиданные по уровням, несут смысловую нагрузку и дополняют историю, это вообще самый яркий пример. Такой плотной связи всех элементов нет практически ни в одной другой игре.


Psychonauts 2 — идеальный пример как раз-таки настоящей игры. Творческого произведения, которое ни в какой другой форме существовать просто не может. А тот факт, что прямо на релизе это цельная, законченная игра, ещё и практически лишённая багов — это лучшая точка.

Psychonauts 2 — отличная комедия об ошибках прошлого. Рецензия Disgusting Men