The Punisher — довольно скверная игра, если уж говорить прямо. Состарилась за 15 лет она тоже не очень красиво. Но несколько причин ее вспомнить все же есть. Во-первых, этой мой персональный guilty pleasure — кривой шутан, неумело копирующий «Макса Пейна», который мне почему-то очень приятно проходить. Во-вторых, там был прекрасный саундтрек. В-третьих, это вызывающе жестокая, садистская игра. Сам факт существования такого «Карателя» — забавная штука в эпоху «Marvel для всей семьи» на наших экранах. Поэтому игра заслужила, чтобы ее сегодня вспомнили — в том числе и гифками, куда же без них. 

The Punisher — это типичный B-шутер от третьего лица эпохи PlayStation 2. 

Вся игра — серия отдельных, не очень крупных и небрежно задизайненых уровней. Визуально все не так уж плохо для своего времени, но с логикой часто беда, заблудиться в одинаковых коридорах тут не сложно. Фрэнк Касл по этим уровнем проносится ураганом, с двух рук снося бандитам головы из дробовиков. Это первая интересная особенность игры. В каждую руку можно взять по пушке. Не только пистолеты, но и штурмовые винтовки и те же дробовики. Выглядит так же абсурдно, как и звучит, но игре по комиксам такой китч очень даже к лицу. У тебя под контролем все-таки машина для убийств. Да еще и с обостренным чувством справедливости — инструменты соответствующие. 

Но это еще что: настоящая жесть начинается, когда у Фрэнка набирается шкала ярости и он достает ножи. В этом режиме можно творить настоящее искусство. Происходящее иногда напоминает MadWorld от Platinum Games, но там уровень жести был еще выше. 

Игра очень простая — и это здорово.

Враги наносят мало урона, а Каратель много — вот такая элементарная формула. К тому же Фрэнк обучен эффективной макспейновской стрельбе в прыжке, жаль только, что слоу-мо при этом не включается. Если совсем уж припечет, то любого противника можно схватить и использовать как живой щит — или, взяв его за жопу, швырнуть подальше.

Спустя столько лет простота игры — реальный плюс. Пробежать The Punisher можно часов за пять, не напрягаясь и ничего не переигрывая. Расслабляющее, не требующее даже минимального участия мозгов действо. А если мозги немного все-таки подрубить, то проходить игру можно красиво — со стороны смотреть приятно до сих пор. К тому же у врагов еще и головы с конечностями очень смешно отлетают! Плюс, рэгдолл в игре работает странно, из-за чего преступники неестественно, но задорно летают по локациям, словив дробь лбом. 

Но это все, разумеется, не важно, ведь главное в The Punisher — жестокость уровня Manhunt. 

The Punisher — не только шутер. Это еще и игра про убийство безоружных, сдающихся врагов. Достаточно подойти к любому гангстеру и нажать на кнопку быстрого убийства. Тут и стрельба из дробовика в живот, и хладнокровное добивание пулей в затылок и другие вещи, за которые особенно сердобольные геймеры сегодня на игру могли бы ополчиться. Вспомните, сколько шума было вокруг Hatred. 


Впрочем, можно пойти дальше — схватить первого попавшегося бандита и бодро его допросить, забив в процессе до смерти. Это, если подходить к вопросу лайтово, без жести. А если с ней — есть специальные места для допроса. Так врагу можно, к примеру, проткнуть глаз дрелью, или окунуть его головой в кислоту, засунуть в дробилку вперед ногами, принести в жертву на алтаре майа (и кровь натурально заструится по кровостоку!), разбить ему голову о край фонтана, который после этого будет фонтанировать уже кровью. Абсолютная больная дикость!


Но игра все же немного прячет жестокость. Непосредственно в момент кровавых убийств, врубается черно-белый фильтр, а камера может сфокусироваться, например, на лице Фрэнка, а не на мякотке. Но на деле от этого происходящее смотрится еще более жутко. Как будто какой-то поехавший натуралистичный инди-хоррор, снятый под снафф смотришь. За такое веселье игра, кстати, отнимала очки, но кто на них вообще смотрел, когда можно отрываться?

Больше в The Punisher выделить нечего, но и черт с ним!

Стрельба — если не изворачиваться — по всем объективным оценкам в игре очень плохая. Все локации хоть и построены на уникальных ассетах, но сделаны частенько бедно и схематично. Враги тупые, само собой.

Разве что фанатов комиксов The Punisher все еще может зацепить. Она в основном опирается на фильм 2004 года, но из первоисточника тоже берет немало. В The Punisher даже появляется Железный Человек, Черная Вдова и другие герои Marvel. Фансервис вполне может продлить жизнь в игре, особенно, если он связан с важными для киновселенной персонажами. Но даже и не будь его вовсе: The Punisher — это история. Когда-то и Marvel и игровая индустрия были другими. И вот вам живое напоминание.