Little Nightmares 2 — хороший пример игры, от которой получаешь в разы больше, чем ожидал. Ты заранее знаешь, что будет хорошо, но не ждешь, что настолько.

Little Nightmares 2 — это приквел к первой части. Но это не точно!

В какой момент времени происходят события Little Nighmares 2 нигде напрямую не говорится. Первая часть начиналась в трюме огромного корабля «Пасть» (в официальном переводе «Чрево»), который мистически появляется раз в год в разных местах. Мы играли за маленькую, даже крошечную девочку по имени Шестая — всю игру она уверенно продвигалась к выходу из «Пасти». О ее мотивации и предыстории неизвестно ничего, никаких записок и разговоров в игре не было. Это если без спойлеров. 

В Little Nightmares 2 главный герой новый — мальчик Моно. В самом начале игры он находит Шестую в заточении в охотничьем домике в лесу. Мальчик помогает ей выбраться и далее она сопровождает его как управляемый ИИ напарник. Ближе к середине игры она находит желтый дождевик, в котором мы видели ее в оригинале. Да и ряд других событий указывает на то, что перед нами все же приквел. Но лор в серии настолько абстрактный и размытый, что вторая часть может быть и сиквелом, и приквелом одновременно.

Little Nightmares 2 насыщеннее, разнообразнее и страшнее первой части

«Пасть» была жутким местом, вместилищем многих людских пороков, но в первую очередь — чревоугодия. Всё судно было устроено ради его удовлетворения. Оно было набито отвратительными, заплывшими жиром людьми, которые жадно, мерзко жрали. Да и героиня постоянно страдала от голода. По трейлерам игра казалось чем-то вроде «Мурашек» Роберта Лоуренса Стайна — детской страшилкой — а на деле была настоящим психологическим хоррором. Причем главным генератором тревожности в ней были действия Шестой. Вторая часть идет еще дальше, но ни о какой «Пасти» в ней речи не идет. Герои начинают путешествие в лесу, двигаются к огромному городу и большую часть игры идут через него.

Little Nightmares 2 разделена на четыре локации: лес, школа, больница и финальный уровень, который я спойлерить не буду. А город — по которому мы тоже достаточно набегаемся — связующее звено между ними. И поэтому его очень хочется сравнить с Сайлент Хиллом — у Little Nightmares 2 со знаменитой хоррор-серией вообще много общего. И если «Пасть» по большей части была целиком выполнена в едином стиле и посвящена одной теме, то второй части каждая локация выделяется чем-то своим и пугает по-новому. При этом градус жути постоянно растет.

Little Nightmares 2 — это гротескное отражение детских страхов

Особенно ярко это выражено в школе. В качестве главного «монстра» там выступает учительница — и дело вовсе не в том, что она может проглотить Моно целиком. Это невероятно высокая, скалой нависающая над героями женщина, с жуткой, неподвижной улыбкой. Ее «суперспособность» — бесконечно удлинять шею, благодаря чему она может отыскать детей где угодно, никто от нее не спрячется. Когда такое происходит впервые — хочется провалиться под землю.

Но есть и более жуткая сцена. Однажды придется красться через класс во время урока: дети сидят за партами, а учительница пишет на доске мелом. В процессе она пугающе агрессивно стучит им — звук эхом разносится по огромному классу. Иногда она резко останавливается, оборачивается и осматривает класс, а может и оглушительно линейкой по столу грохнуть — и хорошо если вы в детстве таких педагогов не встречали.

Сцена гениальная и показательная. Сложно не вспомнить себя в раннем детстве, когда ты буквально жил в мире великанов. Проявление строгости с их стороны действительно казалось хтонически жутким. Little Nightmares 2 удается пробудить эти забытые ощущения и достать связанные с ними эмоции. И в этом вся Little Nightmares 2. Она пугает не скримерами или жестокими сценами. Она давит, заставляет чувствовать себя крохотным человечком в огромном, непонятном и пугающем мире. На это успешно работает все — от минималистичного подхода к истории, до арта и саундизайна.

Уровень в больнице — это чистый Silent Hill

На нем есть свой главный монстр, но куда страшнее «рядовые противники». В полузаброшенных коридорах лечебницы обитают пациенты-ампутанты — у некоторых нет даже голов, а если они есть — то обязательно целиком обмотаны грязными бинтами. Пациентов много и они живы — но только в темноте. Если света нет, они неловко, но быстро двигаются — стремятся ко всему теплому и по-настоящему живому. Но стоит посветить на них фонариком, как жуткие фигуры немедленно замрут — совсем как медсестры в экранизации Silent Hill (только те реагировали на движение). Часовой забег по больнице дарит больше криков и потных лбов, чем  все хорроры последних лет вместе взятые.

В Litlle Nightmares 2 хорошо все — кроме геймплея

Не сказать, что он откровенно плох, но местами доставляет проблемы и мешает наслаждаться атмосферой игры. С первой части игровой процесс почти не изменился — это все тот же 2.5D-платформер с физическими головоломками. Чаще всего нужно таскать туда сюда ящики и это не проблема, хоть изобретательным таким геймплей и не назовешь. 

Однако во второй части появились бои — иногда нужно взять в руки топор или молоток, чтобы кого-то стукнуть. Случается это редко, но раздражает каждый раз — из-за фиксированного ракурса камеры сложно рассчитать расстояние до цели, да и не всегда понятно насколько далеко от экрана цель стоит. Это же делает мучительными многие платформинговые секции. Особенно если нужно от кого-то убегать и счет идет на секунды — в них еще и физический движок немного баговать может. Да и наличие напарника игра почти никак не обыгрывает — он нужен только чтобы изредка подсадить героя, чтобы он смог запрыгнуть повыше.

Ничего критичного, но неприятно. Гораздо лучше Little Nightmares 2 удаются созерцательные эпизоды, когда мы просто ходим, смотрим по сторонам и офигеваем. Впрочем, игра проходится всего за пять часов, так что достать геймплеем просто не успевает.


Я редко готов прощать играм кривой геймплей, но в случае с Little Nightmares 2 сделаю это без колебаний. Совершенно внезапно — это самая жуткая игра со времен Resident Evil 7. Редкий хоррор, который остается с тобой после титров и заставляет обдумывать и пропускать через себя увиденное — особенно учитывая его мощный финал. Little Nightmares 2 работает и без первой части, но с ней еще и в любопытную вселенную складывается, в рамках которой еще не все сказано.

Little Nightmares 2 выходит 11 февраля 2020 года на PC, Switch, PS4, PS5, Xbox One и Xbox Series X/S.