shadowrun рецензия киберпанк игры отвратительные мужики

Cyberpunk 2077 снова заставляет нас ждать — теперь до 10 декабря! Но к счастью, есть альтернатива, которая поможет скоротать время: восхитительный, завораживающий и мрачный мир трилогии Shadowrun. Раз уж нас опрокинули с киберпанком для зуммеров, самое время погрузиться в киберпанк для миллениалов. Особенно круто то, что в них не обязательно играть по порядку, начинайте хоть с последней части — ничего не упустите.

Для тех, кто совсем не в курсе: Shadowrun — это трилогия ролевых игр, созданная на основе одноименной настольной игры. Местный мир — это безумная смесь киберпанка и фэнтези. От фэнтези здесь наличие магии, всяческий оккультизм, «волшебные» расы — гномы, тролли, эльфы и орки. От киберпанка, которого здесь ощутимо больше — мрачный мир, стоящий на пороге технологической сингулярности, концепция «high tech, low life», серая мораль, злые корпорации и беспощадное общество наживы и сверхпотребления, которые почти довели пост-человечество до коллапса. А самое удивительное, что все это органично смотрится. Это странно, но мир кибер-фэнтези работает и не смотрится нелепо. Техномаги, шпарящие фаерболами в компании с палящими из дробовиков уличными самураями и декерами — это норма, к которой неожиданно быстро привыкаешь. Герои этого мира — шэдоураннеры, наемники и циники, стремящиеся к наживе или мести, но неизменно спасающие мир от катастрофы.

Shadowrun Returns (2013)
Для тех, кто хочет нуара

Любите нуар, детективные расследования и чтобы «в тот день дождь моросил так, словно оплакивал мою стремительно катящуюся под откос жизнь, пока я смотрел на распростертый у подножия небоскреба труп неизвестной девушки, допивая бутылку бурбона…»? Тогда смело начинайте Shadowrun Returns — самую противоречивую, «сырую», экспериментальную, но зато чертовски стильную часть трилогии.

Действие разворачивается в Сиэтле постчеловеческого будущего. После череды катастроф у людей начали появляться нечеловеческие дети (все те орки, эльфы и так далее). Политическую сферу захватили пробудившиеся древние драконы, которые, впрочем, выглядят как люди и даже умудряются выигрывать президентские выборы. Особенно стоит отметить, что команда, создавшая игру, — сама из Сиэтла, поэтому в декорациях чувствуется особая «ламповость». Эти люди буквально смотрели за окно и фантазировали, как окружающая их реальность выглядела бы в безумном сеттинге.

Сюжет здесь поначалу намеренно клиширован, в духе нуарных «круто-сваренных» историй. Но это сделано лишь для того, чтобы по мере продвижения к финалу привычная картина рушилась с еще большим треском. Должен сказать, что в этой части компания Harebrained Schemes только набивала руку, так что здесь меньше всего и вся: контента, оружия, умений, концовок, напарников, квестов и так далее. Зато эту часть можно пройти быстро, словно бодренько прочитал какую-нибудь книгу Гибсона.

Shadowrun Returns в Steam.

Shadowrun: Dragonfall (2014)
Для тех, кто хочет политического триллера

Shadowrun: Dragonfall — субъективно самая лучшая часть серии. По некоторым причинам она захватила меня больше остальных, даже больше великолепной третьей части. Она — наиболее «политизированная», даже социально-философская и, как следствие, безнадежная и мрачная из всех частей трилогии. 

Действие игры происходит в Берлине, который охвачен тлеющим пламенем революции. За несколько лет до появления нашего героя здесь произошел бунт, стачка студентов переросла в торжество первой в истории безгосударственной утопии. Никакого правительства, каждый район сам за себя, все вооружены до зубов, лихи, свободны, накачаны наркотиками и ищут способов подзаработать — суровый анархо-капитализм как он есть. Разумеется, великого счастья и равенства народ Берлина не обрел, но он и не искал его. Зато тут нет никакого парадного фасада — все грубо, предельно свободно и честно. В общем, идеальное место для работы шэдоураннера.

Dragonfall кажется наиболее «взрослой» игрой серии. Моральный выбор здесь почти всегда действительно сложен, диалоги и вообще весь «письменный» контент не делают вам поблажки. Чтива стало много, но оно крутое, часто брутальное и заставляет задуматься о многом, вплоть до метафизики, простите за банальность. К примеру, один из ваших напарников — боевой шаман, постаревшая звезда хардкор-панка,типа Генри Роллинза. В свое время он был одним из самых крутых и беспощадных лидеров уличных революционных банд. Ублюдок оказался настолько харизматичен, что привлек к себе духа-тотема, который пожелал закорешиться с ним на некоем ментальном уровне — именно так здесь объясняется феномен шаманизма. Болтая с этим персонажем, вы прочитаете целую повесть о политических и моральных колебаниях, метафизике, панке, угаре и молодости. И это только один из напарников, остальные лично вам могут показаться еще интереснее.

Shadowrun: Dragonfall в Steam.

Shadowrun: Hong Kong (2015)
Для тех, кто хочет драйва и экшна в экзотических декорациях

Shadowrun: Hong Kong — формально самая «зрелая», комплексная, доработанная, захватывающая и сбалансированная часть серии. Это совершенно так, а еще в ней больше всего текста, и он совершенно не переведен официально. Существуют фанатские переводы, но за их качество я не ручаюсь. Не меньше подкупает то, что эта часть — самая экзотичная и удивительная внешне. Однако при этом она еще и более наивная, чем предыдущая. Здесь уже нет никаких мук морального выбора и размышлений на тему политики и социума в постчеловеческом будущем. Сплошной угар, битвы и отточенное лезвие ярости. 

По сюжету вы из многострадального Сиэтла попадаете в Гонконг, пытаясь найти пропавшего приемного отца. В этом вам будет помогать ваш приемный брат — харизматичный орк-полицейский и целая толпа фриковатых, но крайне занимательных шэдоураннеров, а также китайская мафия. Да, здесь вы работаете на стороне мафии против корпораций, которые, как оказалось, еще хуже. 

Shadowrun: Hong Kong хочется любить больше других частей трилогии. Здесь все, наконец, доведено до ума, подтянута графика и написан завораживающий саундтрек. Уйма оружия, умений и фишек для каждого класса вместе с ураганной историей действительно подкупают. Но пропала какая-то социальная глубина. Мы просто спасаем хороших бедняков от злых воротил, заручившись помощью нейтральных триад. С другой стороны, первые романы отца киберпанка Уильяма Гибсона тоже больше уходили в экшн, чем в какие-то социальные комментарии и рефлексии. А какой здесь город! Им хочется любоваться; это не корявенький Сиэттл из первой части и не помоечно-пост-имперский Берлин из второй. Гонконг здесь — почти полноправный напарник, он похож на старинную джонку, причудливым вид которой настраивает на медитативный лад.

Shadowrun: Hong Kong в Steam.


Подводя итог: первая часть трилогии — это такой нуарный детектив; вторая — мрачный триллер с хтонически-политическим фоном; третья — причудливый экшн в экзотических декорациях. И еще раз напомню: играть в них не обязательно по порядку. Части никак не связаны сюжетно и вы ничего не упустите, начав, к примеру, с третьей или второй.