Singularity вышла 25 июня 2010 года — это последняя самостоятельная игра Raven Software, авторов Heretic, Soldier of Fortune и Star Wars Jedi Knight: Jedi Academy. После нее Activision поставила студию помогать другим компаниям с разработкой новых частей Call of Duty — ничем другим Raven сейчас не занимается. В год выхода отзывы Singularity получила положительно-сдержанные, но десять лет спустя она смотрится гораздо актуальнее, чем в день выхода. А некоторые ее минусы и вовсе превратились в плюсы. 

События Singularity разворачиваются в советском исследовательском комплексе «Каторга-12».

Singularity — это вообще максимально милая смесь клюквы и увлекательной, но туповатой фантастики категории B. Согласно сюжету игры СССР в 50-х годах обнаружил не некоем острове в районе Камчатки новый химический элемент — Е-99. Для его изучения на острове построили исследовательский комплекс и назвали его «Каторга-12». Да, еще и с ударением на букву «о». В итоге все пошло наперекосяк, случилась авария, почти все на острове погибли, комплекс закрыт и официально его вообще как бы не существовало. Но в 2010 году американское правительство о нем узнает и отправляет своих солдат на разведку — одним из них и играем. 

Разумеется, не обойдется без стилизованных шрифтов, в которых N заменена на И, а вместо R используется только Я. Слово «товарищ» будет звучать каждые пять минут, а все русские персонажи будут говорить только со стронг рашн акцент. Забавный факт: в игре почему-то нет субтитров — все только на слух. И англоязычные игроки на форумах активно жаловались, что без сабов русских персонажей в игре понимать очень сложно.

Перед входом в «Каторгу» стоит здоровенный памятник Сталину.

А еще в «Каторге» можно отыскать аутентичные агитационные плакаты («Победим наукой!», «Энергия для всех!»), интерьеры, действительно напоминающие о советских НИИ и многочисленные бюстики Ленина, серпы и молоты. И, конечно, проекторы с забавными роликами, рассказывающими о комплексе. Нарисованы они в стиле обучающих видео из BioShock, только рассказывают в них о том, как круто жить в «Каторге», как повезло местным ученым, приехавшим сюда вместе с семьями, и как Советы скоро надают пинков капиталистам всего мира.

При этом детализация всей этой советчины — мое почтение. Филлерные локации и непримечательные заброшки в игре, конечно, есть, но большинство уровней сделано с художественным рвением образцовых иммерсив симов. Художники Raven явно прониклись духом советского брутализма и «эстетикой» лагерей. А сверху еще и атмосферы своего же перезапуска Wolfenstein 2009 года накинули. В общем, художественность Singularity побеждает ее вялое техническое исполнение — графон не очень!

Биошоковский вайб в Singularity в целом силен. 

Но с оговорками. В игре нет ни малейшего намека на нелинейность. Локации не особенно большие, а бэктрекинга нет и в помине. Но зато есть элементарная прокачка и возможность улучшать оружие. К тому же в первые часы Singularity крайне нетороплива и неплохо в себя погружает. Ходишь по заброшенному комплексу, любуешься на плакаты, пытаешься по интерьерам понять, что здесь вообще произошло, читаешь тревожные записки и слушаешь аудиодневники. Игра и потом такие эпизоды иногда включает — так что отчасти ее можно назвать иммерсив симом. И это все помимо чисто графических схожестей — движки-то у игр родственные.

Singularity постоянно тасует жанры, оставаясь при этом стремительный, компактной игрой. 

Проходится она часов за шесть и в целом это шутер. Но иногда — как я уже отметил выше — вполне себе иммерсив сим, а поначалу и неплохой хоррор. Когда ты впервые сталкиваешься в жуткими флешбеками и находишь скелеты детей под столами в заброшенной школе — игра и вправду пробирает. Особенно учитывая, что ты еще ничего не знаешь о том, что тут произошло! А потом Singularity внезапно врубает Resident Evil с отстрелом мутантов, а от нее переходит к Wolfenstein и стрельбе по российским спецназовцам.

И на протяжении шести часов игра постоянно скачет между всеми этими сущностями. И правильно делает! Это разгоняет кровь и отвлекает от своеобразной стрельбы — ощущения от нее тут как в шутерах позапрошлого поколения вроде Black, враги и пушки будто невесомые. Но это не так уж и плохо. В 2010-м такой геймплей казался «деревянным» и безвкусным. А сейчас — спустя десять лет — на нем уже появился налет ретро. Он кажется не устаревшим, а «стильным», в духе своего времени. Иногда механикам нужно настояться.

Единственное, чего я Singularity как шутеру никогда не прощу — это невозможность носить с собой больше двух пушек одновременно. В игре крутое оружие, чего только винтовка Seeker с управляемыми взрывными пулями стоит! Но постоянно приходится ломать голову, что взять в бой и потенциально лишать себя дополнительного удовольствия. Тем более, оружейные шкафчики, в которых можно пересобрать арсенал, попадаются не очень часто.

А еще Singularity — это игра про управление временем.

Довольно быстро выясняется, что с помощью элемента Е-99 советские ученые научились частично управлять временем. То есть, что-то у них в этом плане получалось, но чаще всего эксперименты выходили из-под контроля: люди пропадали, разваливались на части, застревали между временными фазами, да и просто мутировали или сходили с ума под воздействием радиации, исходящей от вещества. Главного героя игры по ходу действа забрасывает в 1955 год, когда в комплексе случился пожар, в котором погиб его руководитель Николай Демичев. Герой же по доброте душевной и незнанию спасет Николая. А когда его выбрасывает обратно в 2010-й, оказывается, что Демичев стал новым генсеком и привел Советский Союз к мировому господству. Упс…

Твист не новый, но все еще работающий. Герой в дальнейшем снова будет отправлять в прошлое, чтобы что-то там подкорректировать — и результаты мы увидим сразу же по возвращению. Но куда важнее, что со временем он найдет МВП — мобильный временной преобразователь, позволяющий состаривать и омолаживать предметы (на людей тоже действует!), замедлять время, использовать телекинез и превращать противников в жутких тварей, уже не различающих своих и чужих. 

МВП в Singularity ощущается как плазмиды в BioShock. 

Хотя из идеи можно было выжать больше. Элементарно: на уровнях слишко мало объектов, которые можно подцепить телекинезом! Предметов, которые можно омолодить или состарить тоже раз два и обчелся, хотя сам процесс смотрится очень эффектно. А людей эта функция, к слову, просто убивает — превращает в скелет, который нельзя обратно сделать человеком. А жаль! Про замедление времени и превращение врагов в мутантов в бою вообще легко забыть — слишком мало пользы. Но все это осознаешь уже после прохождения, осмысливая игру. За шесть часов приесться способности не успевают и стрельбу они неплохо разбавляют. 


Каждой игре — свое время. И оно не всегда совпадает с датой выхода. Рядом с Singularity вышло слишком много всего, достаточно сказать, что в том же году релизнулась BioShock 2. Тогда же у многих игроков уже накопилась усталость от серо-коричневых шутеров на Unreal Engine 3. Да и условные BBB-игры — которые, вроде, и не за миллионы сделаны, но и не инди — в то время еще не стали редкостью и для многих сливались в одну невзрачную массу. В общем поводов не заметить или сознательно забить на Singularity в 2010-м было достаточно. А сейчас, на фоне будто совсем умерших иммерсив симов и игр, которые слишком сильно надувают щеки и требуют жертвовать на них десятки часов жизни, Singularity выглядит как спасение. Сегодня удовольствия она дарит в разы больше, чем на выходе. Поэтому не стесняйтесь проходить старые игры!

Вспоминаем The Punisher