Закрывая свою пресс-конференцию на E3 2016 именно анонсом видеоигры про Человека-паука, Sony прямо намекнула всем фанатам: блокбастер про знаменитого супергероя должен (нет — обязан) занять почетное место в иконостасе эксклюзивов для японской консоли. И несмотря на то, что хорошие игры по известным супергеройским франшизам — это скорее исключение из правил (см. «Бэтмена» от Rocksteady, и на этом, в общем, все), после прохождения игры признаешь, что у создателей Spyro и Resistance все получилось. Новый Spider-Man — это еще один холеный, надраенный до блеска эксклюзив для PlayStation 4. Возможно, не без проблем и точно без гениальности игр от Naughty Dog, зато со знакомыми героями, огромным Манхэттеном и атмосферой фильмов Сэма Рейми.
Технически и идейно Spider-Man — еще одна игра, созданная по знакомым нам всем методичкам Sony.
Если коротко, то это экшен от третьего лица с мощной технической частью на уровне других ярких эксклюзивов для PlayStation 4. Сегодня в почете необъятные игры, которые должны оправдывать каждый рубль, вложенный в покупку, и Spider-Man идеально вписывается в этот жанр.
Вокруг 15-часовой сюжетной истории Питера Паркера, в которой фигурируют и семья Осборн, и тетя Мэй с Мэри Джейн, и несколько обязательных ряженых суперзлодеев, ветвятся второстепенные активности, которые легко могут растянуть прохождение игры вдвое. Причем кажется, что Sony отдельно попросила студию Insomniac не халтурить, а максимально разнообразить приключения Паука, чтобы игроку ни в коем случаем не стало скучно, и студия как следует постаралась.
Помимо традиционных полетов по Манхэттену и сражений с головорезами разных мастей, тут полно всего: и стелс-задания, и миссии за других героев, и совершенно неожиданные второстепенные истории. В одной из них надо, например, поймать и обезвредить натурально стримершу, в другой — спасти город от загазованности, в третьей — вычислить по фотографиям пропавших студентов. Есть и обязательные для подобных игр скрытые в ландшафте города коллекционные предметы, и зачистка вооруженных блокпостов. Есть даже вышки, но не такие надоедливые, как в играх от Ubisoft.
Всего не перечесть, все немного отвлекает от прохождения, но совсем игнорировать дополнительные активности на карте невозможно. За их выполнение дают разноцветные, скажем так, ресурсы, которые нужны для прокачки или покупки новых костюмов, обучения главного героя новым приемам и апгрейда паучьих гаджетов.
От такого изобилия возможностей и дополнительных заданий кружится голова, но в Spider-Man они удивительным образом не раздражают.
Многие из них можно вообще выполнять по ходу, более обстоятельные — оставить на потом и пройти после завершения основного сюжета. Но важнее всего, что эти активности справляются с главной задачей: максимально разнообразить прохождение игры. И это работает: несмотря на длинную сюжетную часть, Spider-Man удается оставаться свежей и развлекать игрока от начала и до самого финала.
От Insomniac досталось и Манхэттену, который тут выглядит очень живо. По улицам ходят обыватели и бандиты (от последних можно легко выхватить по лицу), постоянно случаются ДТП и происшествия (еще одна второстепенная ветка заданий) — то головорезы ограбят инкассаторский «Рафик», то вломятся в книжный магазин за новым томиком Дэна Брауна, то просто устроят перестрелку с людьми в погонах на оживленном перекрестке.
Spider-Man дает совершенно фантастическое ощущение супергеройской свободы, которой не было нигде.
Город довольно большой, есть даже функция быстрого перемещения, но, боже, как же тут приятно просто летать, цепляясь паутиной за дома. И несмотря на то, что виртуальный Манхэттен тут не столь хорош, как открытые миры в играх от Rockstar или CD Projekt, именно за ветер в лицо в полетах по оживленному мегаполису можно простить Insomniac все проблемы.
А они есть, и главная — в сюжетной части. История Spider-Man не то чтобы плоха, но это коллаж из зарисовок, надерганных из комиксов, мультсериалов и, в первую очередь, из картин Сэма Рейми, более-менее объединенных в связный рассказ. Если вы знакомы хотя бы с киноэкранизациями, то в сюжете Spider-Man для вас не будет никаких сюрпризов — все ружья выстрелят именно тогда, когда им положено. Все главные сюжетные интриги Spider-Man легко угадываются по трейлерам, истории откровенно не хватает неожиданных конфликтов,и кажется, что Insomniac просто боялись добавить что-то от себя.
Есть и другие минусы: например, тут фигурирует целый ансамбль каноничных злодеев, но несмотря на почтенный хронометраж, никому из них толком не дают договорить. Некоторые миссии довольно скучны, в других — есть проблемы с поведением героев и врагов. Определенные сюжетные веточки обламываются на полуслове, некоторые герои — появляются и исчезают из истории слишком быстро, толком не представившись и не попрощавшись.
Все это — не то чтобы значительные недостатки (основная история все равно неплоха) для такой обширной и витринной игры по мотивам столь знаменитой франшизы, но всегда хочется большего. Особенно на фоне почти безупречного исполнения остальных важных элементов.
Единственный технический недостаток, который Insomniac не смогла побороть — это вертлявая камера. Как ни крути стик, она в Spider-Man никак не справляется с подвижными рывками и кульбитами главного героя.
Здесь используется довольно очевидная для подобных игр система безостановочного боя (см. тогоже «Бэтмена» от Rocksteady), и на скорости Человека-паука, с его паутинами, гаджетами и постоянной беготней по стенам справиться с обзором не очень просто. С другой стороны, кнопочно управлять героем очень легко, и спустя несколько часов активного патрулирования Нью-Йорка на не идеальную камеру уже практически не обращаешь внимания, раздавая тумаки вслепую. Особенно, если не выбирать высший уровень сложности.
Spider-Man получилась намного лучше, чем казалась на той самой E3 2016. Это очень красивая, объемная игра, в которую нетрудно влюбиться за одни только полеты над Манхэттеном. Авторам удалось не все, но проблемы Spider-Man — это проблемы очень хорошей игры, которую можно было сделать еще чуть лучше. Здесь нет гениальности и вниманию к мельчайшим деталям, которыми славится Naughty Dog, амбивалентности и сложносочиненности «Бэтмена» от Rocksteady, зато игра от Insomniac уделывает их на другой территории — это почти идеальный летний блокбастер, который, правда, вышел в первые дни осени. Легкий, стремительный и совсем не скучный. Владельцев PlayStation 4 остается только поздравить: на один отличный эксклюзив у них стало больше.
- Marvel’s Spider-Man в продаже с 7 сентября 2018 года
эксклюзивно для PlayStation 4. - Послушайте подкаст, в котором мы обсуждаем эту игру.