No Man’s Sky, кажется, навсегда испортила у аудитории отношение к двум вещам: раннему доступу и играм про выживание в н/ф-сеттинге. И это чертовски несправедливо, ведь есть прекрасные и атмосферные вещи, которые остались в тени этого недалекого гиганта, а теперь им и вовсе грозит забвение. И даже сейчас, после всего этого разочарования, СМИ только и делают, что обсуждают новое дополнение к No Man’s Sky. Хотя буквально через месяц из раннего доступа выходит один из лучших симуляторов Робинзона-аутиста — Subnautica.
Subnautica — симулятор выживания в инопланетном океане
Subnautica — это умственно полноценный брат No Man’s Sky, который не стал переоценивать свои силы и выбрал не абстрактный бескрайний космос, а теплое и уютное море. Здесь вам тоже предстоят десятки часов исследований, научно-фантастический сеттинг и попутно хардкорное выживание на океанической планете.
«Сюжет» Subnautica прост: вы — некий безымянный астронавт, который летел на гигантском корабле вместе со множеством подобных астронавтов и потерпел крушение на водной планете. Вам удалось забраться в спасательную капсулу и катапультироваться на мелководье недалеко от места крушения. Из всего снаряжения у вас остался лишь гидрокостюм, немного пищи и станция крафта.
Поначалу в роли выжившего вы будете неумело ловить рыбу голыми руками и пытаться скрафтить простенькие инструменты, вроде ножа и фонарика. Но со временем возможностей станет больше, и однажды вы обнаружите себя хозяином шикарной морской базы с рыбными фермами, всевозможными подводными лодками и экзоскелетами. Попутно вы будете разведывать местность, находить новые рецепты в придонном мусоре, оставшемся от космического корабля, и искать других выживших.
Чем подкупает Subnautica
Как видите, в Subnautica нет ничего особо необычного. В основе лежит избитая формула, лежащая в основе всех игр о выживании — от старенькой Stranded до популярной Don’t Starve. Но есть две причины, по которым Subnautica оказывается гораздо интереснее большинства из них.
Во-первых, здесь очень хорошо поработали с атмосферой: инопланетный океан кишит поразительными тварями и его невероятно интересно изучать. Во-вторых, система выживания и крафта сделаны очень грамотно. Стоит только создать все доступные предметы и почувствовать себя королем океана, как игра подбрасывает намеки на куда более продвинутые технологии.
Океанические твари и исследования
Subnautica постоянно подталкивает к исследованию морских глубин. Здесь довольно много разнообразных биомов со своими уникальными ресурсами. Хочешь скрафтить батарейку — ищи медь в глубоководных джунгях и кислотные грибы на мелководье. В общем, классика жанра. Но подобная необходимость не кажется обременительной. Исследовать все эти светящиеся заросли или песчаные отмели действительно интересно — в каждом биоме есть свои опасности и свои загадки.
Особенно поражают подводные пещеры, полные светящихся разноцветных актиний, грибов и уникальных тварей. Эти манящие ловушки стандартно убивают игрока чаще, чем все другие опасности вместе взятые. В панике уплыть от стаи пираний и заблудиться в сотне метров от выхода без дополнительного баллона и с севшей батарейкой — одна из самых запоминающихся смертей за всю историю видеоигр.
Крафт, за который не стыдно
Крафт в Subnautica, как уже сказано, сделан довольно грамотно. На вас не сваливают сотни рецептов, смысла которых вы не понимаете, но и не заставляют маяться в бездействии. Главное, что стоит понимать — нужно постоянно исследовать морское дно: на нем часто встречаются осколки вашего мазершипа. Исследовав детали сломанного агрегата, вы получите возможность производить его на базе, но чем лучше технология, тем труднее ее найти.
Любопытная деталь: если вы не нашли какую-то мощную технологию, почти всегда можно обойтись тем, что есть. Игра не встанет на месте, из-за того, что вы не отыскали какой-то рецепт. Нет генератора кислорода, но хочется базу на глубине ста метров? Придется провести стометровую кислородную трубу с самой поверхности. Нет фермы-аквариума? Используйте генератор гравитации как ловушку для рыб. Только постоянно выкручиваясь чувствуешь себя настоящим Робинзоном.
Как заранее понять, что игра вам не понравится?
Subnautica изначально задумана как игра для неспешного «аутирования». Здесь нет места торопливости или быстрому прохождению. Она нужна для того, чтобы придя с работы с головой погрузиться в океан, полный странных тварей и неспешно исследовать этот мир.
Полчаса плыть до затонувшей станции, чтобы узнать, что она загерметизирована и вам нужен лазерный резак (который вы все равно сломали)? Здесь это норма. Причем, атмосфера игры такова, что подобные ситуации не раздражают. Вы же открыли новый вид рыб, насобирали меди в светящейся подводной пещере и увидели, как дерутся две монструозных рыбины — день уже прошел не зря.
Особого экшна, и уж тем более сюжетных поворотов, здесь не будет — ураганного геймплея или прорывов в жанре тоже ждать не стоит. Но если бы больше разработчиков пытались не совершить революцию, а внимательно и скромно компилировать лучшее из жанра — было бы гораздо лучше и для игроков и для индустрии.
Сейчас Subnautica доступна в Steam за 250 рублей (по скидке 40%). В январе 2017 она выходит из раннего доступа.