11 августа на Windows и Mac, а затем и на PlayStation 4 вышла историческая стратегия Sudden Strike 4, посвященная Второй мировой войне. Рассказывая о событиях этого периода с высоты птичьего полета, Sudden Strike 4 часто оказывается убедительнее и честнее многих игр на эту тему.
В первую очередь она покоряет своей исторической аккуратностью. Игры, а в последнее время и фильмы про Вторую мировую часто оказываются в центре шумных скандалов. То свастика кому-то мешает, то подвиг советского народа недостаточно освещен, то слишком много белых лиц в армии Союзников. Отлично понимая трудность задачи, авторы сделали все предельно корректно.
Sudden Strike 4 рассказывает о чисто военной истории и боевых операциях. Никакой политической подоплеки, только военное искусство. Генералы против генералов, армии против армий — битва умов и тактических схем. Если у немцев где-то было успешное наступление, игра справедливо об этом расскажет. Вломили Союзникам в Лилле и Дюнкерке? В этой миссии, в случае успеха, вас ждет заслуженная победа. Под Курском немцы проиграли? Получите миссию за Германию, где даже в случае победы на отдельном участке фронта (а прорыв немцев действительно имел место), вас ждет неумолимое отступление.
Игра предлагает три военные кампании: за СССР, Союзников и Германию. Cюжетная часть разделена на отдельные миссии — значимые исторические битвы, по семь на каждую сторону.
Битвы в Sudden Strike 4 — это затяжные головоломки, где в лучших традициях тактических игр старой закалки нужно трястись над каждым выданным танком.
Никаких ресурсов, никакого строительства и производства штампованной техники нет. В лучшем случае операцию заканчиваешь с тем, что получил в самом начале. Подкрепления если и бывают, то исключительно сюжетные, и предугадать их появление не всегда возможно. Поэтому никаких храбрых обводов всех войск рамочкой и команд сгоряча. В этом смысле Sudden Strike 4 напоминает скорее Commandos, чем любую другую стратегию про войну.
Перед каждой схваткой необходима длительная и вдумчивая подготовка с подтягиванием артиллерии, рассаживанием пехоты по кустам, расстановкой танков. В процессе игра рассказывает о войне с довольно неожиданной стороны, буквально заставляя выучить названия и назначения всех подконтрольных и вражеских боевых единиц. Иначе никак.
Среди российских игроков за схожие ощущения принято любить серию «В тылу врага»; в меньшей степени — Company of Heroes. Сравнения и вопросы неизбежны, и тут важно кое-что подчеркнуть. Sudden Strike 4 показывает больший масштаб сражений, чем обе упомянутые игры. Хоть у пехоты и есть стратегическое значение (захват техники, зданий, разведка), в целом она — пушечное мясо, и игра не упирает на действия отдельными солдатами или отрядами. Sudden Strike 4, в первую очередь, игра про технику. Каждая миссия — это всегда небольшой участок фронта, где с каждой стороны участвует не больше трех десятков военных машин.
И, конечно, картинка. Посмотрите на скриншоты: Sudden Strike 4 передает стилистический привет прямиком из 2007 года! Миниатюрная, тщательно детализированная техника отлично выглядит и двигается. Танки стреляют и укатываются в сторону из-за отдачи, дымят, дрифтуют, застревают в грязи и проваливаются под лед. Есть фантастическая специальная кнопка для открытия люка на башне — оттуда высовывает голову любимый танкист.
Технику здесь принято лелеять: ее мало, и она — главная ценность.
Вражеский танк мало просто расстрелять — его хорошо бы захватить, откатить к нашим, отремонтировать и пустить в бой. К концу каждой миссии с танкистами начинаешь буквально разговаривать вслух. Одних только операций по эвакуации, ремонту, заправке и пополнению боезапаса с каждым из них проведено столько, что впору давать машинам имена собственные.
Обязательный в таких случаях исторический реализм подан в Sudden Strike 4 интересно. Например, воюя за Советы во время «Курской дуги», игрок будет главным образом защищаться, используя эшелонированную оборону. Грамотно расставив артиллерию, «Катюши», противотанковые орудия, игрок встретит наступления немцев во всеоружии, как это и было в реальности (СССР знал о планах операции «Цитадель»).
Но после оборонительной фазы игрока попросят перейти в наступление, и это будет по-настоящему непросто. Игра снова ссылается на исторические реалии: потери СССР в Курской битве при контратаке тоже были существенными.
В каждой битве обязательно найдется подобного рода отсылка к реальным событиям и обстоятельствам Второй мировой.
Единственное слабое звено, о котором стоит сказать, это предсказуемый и не слишком активный искусственный интеллект в сюжетных миссиях. Чаще всего войска противника отсиживаются в тумане войны и ждут, когда его красиво окружат. При столкновении с игроком ИИ может вызывать подкрепления (чертовы сигнальные ракеты!), но стоит отойти за пределы видимости, как прибывшая техника врага вновь застывает, подставляясь под удары артиллерии.
Если враг и наступает, то исключительно по сценарию. Безынициативность искусственного интеллекта, конечно, обоснована: прогрызаться сквозь грамотную оборону довольно тяжело, и игрока стараются не нервировать зря. Чаще всего у вас есть время залечь на дно, отремонтировать технику и снова неспешно двинуться вперед.
Кому-то это может показаться слишком упрощенным видением Второй мировой, но я не соглашусь. Такая механика в принципе исключает суету, бешеный мышеклик и активное прожимание «способностей». Нам, диванным генералам, это исключительно важно. Практически все задания связаны с медленным наступлением, и для победы необходимо правильно использовать местность, технику и разведку, а вовсе не упражняться в скорости реакции или ручном управлении каждым танком.
Отдельно хочу отметить пункт «Дополнительно» в главном меню. Не обращайте внимания на скучное название: внутри собраны кадры военной хроники, и поставленным голосом рассказывают об исторических сражениях. Я видел много игр про Вторую мировую, но такое уважительное отношение к ее участникам вижу впервые. Если вы разочаровались в «Блицкриге 3», и вам все еще хочется командовать танками, вы играете на консоли и скучаете по стратегиям — или вам не хватило немцев в фильме «Дюнкерк» — у Sudden Strike 4 есть все, за чем вы к ней придете.
Sudden Strike 4 вышла 11 августа на PC и Mac, и 15 августа на PlayStation 4.